МААМ-картинки

Использование технологии ТРИЗ как средства повышения уровня речевого развития у дошкольников

Марина Железнякова
Использование технологии ТРИЗ как средства повышения уровня речевого развития у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Разрешите представить вам некоторые приемы технологии ТРИЗ, которые я практически применяю в совместной деятельности с детьми.

Цель: Использование технологии ТРИЗ как средства повышения уровня речевого развития у дошкольников

Публикация «Использование технологии ТРИЗ как средства повышения уровня речевого развития у дошкольников» размещена в разделах

Приёмы технологии ТРИЗ помогают детям раскрыться как личность, учат их думать, вызывают интерес к слову, к речи, к диалогу, к художественному слову. Нет скучных занятий – есть интересная игра, с помощью которой дети овладевают прекрасным и могучим русским языком.

Актуальность заключается в своевременности и целесообразности включения приемов ТРИЗ в образовательную деятельность.

Новизна моего опыта состоит в том, что приёмы ТРИЗ позволяют более глубоко, интересно и разносторонне влиять на овладение речью, как средством общения, развития связной речи и речевого творчества.

Итак! Тема сегодняшней нашей беседы: «Использование метода Синектика в развитии речи детей старшего дошкольного возраста». Что такое синектика? Это объединение разнородных элементов. Всем известно, существует два вида механизма творчества – неуправляемый (интуиция и вдохновение) и управляемый (использование различных видов аналогий). Для описания любого предмета можно перечислить свойства, качества, функции, а можно просто прибегнуть к сопоставлению, тогда и рождается аналогия. Аналогия - это соответствие между объектами в каких-либо свойствах. Существуют: прямая аналогия, фантастическая, символическая и личная (эмпатия). Я очень хотела бы подробно познакомить с играми, которые можно применить с детьми во всех этих направлениях. Но время ограничено, и я остановлюсь только на символической аналогии.

Символическая аналогия – это обобщенный, абстрактный словесный или графический образ объекта. Словесный образ – это метафора, раскрывающая свойства образа. Лучше всего демонстрируют символическую словесную аналогию загадки. С детьми сначала мы просто отгадываем загадки, потом ищем в загадках аналогию, потом придумываем загадки.

Давайте поиграем: я называю объект словом, а вы придумываете аналогию:

Снежинка – звездочка;

Подснежник – солдатик, разведчик;

Проталина – коврик;

Ручеёк – звонкая дорожка;

Весна – маленькая девочка;

Мимоза – 8 марта;

8 марта – мама.

Молодцы, очень легко можно придумать теперь и загадку. Снежинка – это звездочка, которая … Елена Благинина, Корней Чуковский, Самуил Маршак и другие поэты показывают пример использования метафоры. Назовите аналогии в этих загадках

Наш серебряный кинжал

Недолго дома пролежал

Мы поднять его хотели

А он к порогу побежал.

Мимо рощи, мимо яра

Мчит без дыма, мчит без пара

Паровозова сестричка

Кто такая? (электричка)

Дождь прохладный хлещет косо

Вот так туча – умница.

Едет туча на колесах

По раскаленной улице.

До краев дождем полна,

Ей воды не жалко.

Называется она

Машина поливалка.

Не лает, не кусает,

А домой не пускает

Нет, это не собачка,

Это Марья Ивановна воспитатель

Внимание! Наш чудесный мешочек. И что только из него не появляется, сегодня в нем спрятались сказки.

Начинаются сказки, катятся с гор салазки.

Бабушка Федора на передке едет с мешком в руке.

Завязан мешок завязками.

Бабушка, развяжи. С чем мешок то?

Со сказками. Бабушка расскажи!

А было это голубчики в старину,

Когда задумал дед Архип залезть на луну.

Тогда сказки по воздуху летали, друг-друга за крылышки хватали.

А я за ними на золотом коне скакала, да и в мешок эти сказки собирала.

Расскажу вам одну сказочку, а вы мне лучше помогите.

Представляю вам прием: символическая графическая аналогия. Символ – знак, ассоциирующийся с объектом. Используется в целях моделирования сказки с соблюдением последовательности развития сюжета, для последующего пересказа и сочинения.

Обратите внимание на разницу в моделях к сказкам. Более абстрактны символы к сказке «Репка». Что бы дети поняли смысл «раскадровки» мы начинаем с обычных иллюстраций. Пересказываем сказки, меняем местами героев, соединяем сказки, играя в «Винегрет». Потом рассказываем знакомую сказку и все вместе её «записываем». Сейчас мы пропустим эти этапы и перейдем к игре «Сказка – калька». Идея этой игры принадлежала Дж. Родари. Так, например, можно записать сказку «Золушка».

Уважаемые коллеги, на своих таблицах за несколько минут нарисуйте модель к русским народным сказкам. Напоминаю: это не иллюстрация. Моделями могут служить геометрические фигуры, цифры, буквы, любые знаки, цветовые символы. Пожалуйста, приступайте. Ни кому не сообщайте какую сказку вы кодируете… Теперь поменяйтесь таблицами, постарайтесь в уме восстановить содержание сказки, которую держите в руках. Прошу, выйдите из-за столов. Давайте посмотрим, отгадали ли вы сказки? Пожалуйста, Ольга Владимировна, расскажите нам сказку. Подобную работу мы проводим с детьми. Уважаемые гости, постарайтесь угадать сказки.

Таким образом, мы убедились, что символическая аналогия даёт полный простор для фантазий детей. Можно рассказать сказку по своей модели, можно угадать, что записал друг, а можно устроить выставку для родителей. Пусть отгадывают. Готовые обозначения лучше не давать, они плохо запоминаются и не вызывают интереса. Исключения составляют «Карты Проппа», разработанные русским фольклористом. Они служат образцом 20-ти функций, наиболее часто встречающихся в сказках. Предложите детям и они нарисуют вам множество вариантов. С их помощью можно придумывать новые сказки.

«Где мало слов, там вес они имеют» У. Шекспир

И самая творческая аналогия – эмпатия. Наши педагоги превратятся в сказочных героев.

Благодарю за внимание.

Публикации по теме:

Использования приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста. Инновации в образовании. ТРИЗ педагогика. Презентация к педсовету. Представлен материал по работе с детьми дошкольного возраста по методике.

Семинар с педагогами «Теория ТРИЗ-технологий» Цель семинара Создание условий для инновационного процесса в ДОУ, повышения качества образования и уровня изобретений за счет использования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование технологии ТРИЗ как средства повышения уровня речевого развития у дошкольников
Опубликовано: 15 сентября 2014 в 14:38
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование технологии ТРИЗ как средства повышения уровня речевого развития у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Марина Железнякова (УИ 241356) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД