Юлия Савинова
Использование теории решения изобретательных задач в сохранении и укреплении здоровья детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование теории решения изобретательных задач в сохранении и укреплении здоровья детей дошкольного возраста.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей одна изглавных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается основными нормативно-правовыми документами. В федеральном законе “Об образовании в Российской Федерации” Обозначены основные направления воспитания наших детей, главнейшей из которой является формирование культуры здорового образа жизни.
Публикация «Использование теории решения изобретательных задач в сохранении и укреплении здоровья детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Государство и общество заинтересовано в гражданине с высоким уровнем здоровья, физического развития, способным легко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, конструктивно мыслить, самостоятельно принимать решения, активно действовать, включаться в преобразовательную деятельность и позитивно решать возникшие проблемы.
Современный человек не имеет права считать себя образованным, не освоив культуры здоровья. Культура здоровья определяет, прежде всего, умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу. Здоровье – это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, создаёт фундамент будущего благополучия личности. «Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться сам» - так гласит восточная мудрость, поэтому перед педагогами стоит задача : научить детей покорять эту вершину. Что бы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом. С сильным умом, в сильном теле можно добиться любых успехов, любых высот.
В каждом дошкольном учреждении в соответствии с государственными образовательными стандартами разработана основная общеобразовательная программа, где обозначены пути реализации поставленных задач.
Содержание Программы по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста реализуется образовательной областью “Физическое развитие”, содержание которой направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирование основы культуры здоровья через решение следующих задач :
– сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
– воспитание культурно-гигиенических навыков;
– формирование первичных представлений о здоровом образе жизни.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования предусматривает решения поставленных задач не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей, и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. Необходимо, чтобы каждая минута пребывания ребёнка в детском саду способствовала решению этой задачи. Всё это позволяет:
-целенаправленно формировать культуру здоровья, основанную на осознании ценности здоровья
-прививать стойкие культурно-гигиенические навыки
-обучать уходу за своим телом, навыками оказания элементарной помощи
-формировать привычки ежедневных физкультурных упражнений
-развивать представления о строении собственного тела, назначении органов
-формировать представление о том что полезно и что вредно для организма
-вырабатывать у ребёнка осознанное отношение к своему здоровью, умение определять свои состояния и ощущения.
В этой связи очевидна и объяснима ориентация дошкольных учреждений на обновление подходов к сохранению и укреплению здоровья ребёнка. В числе современных педагогических технологий, которые формируют у ребёнка осознанное отношение к своему здоровью, обогащают субъектный опыт детей, обеспечивают самостоятельную деятельность, мы рассматриваем ТРИЗ.
Технология ТРИЗ, созданная учёным-изобретателем Т. С. Альтшульцером, получила широкое распространение в работе дошкольных учреждений потому, что она максимально увеличивает эффективность работы по реализации задач образовательной области “Физическое развитие”.
Цель использование технологии ТРИЗ в сохранении и укреплении здоровья дошкольников – не только развивать фантазию детей, а научить мыслить системно, понимать происходящие вокруг процессы, решать проблемы со здоровьем. Отсюда перспективная цель ТРИЗ-педагогики – подготовить ребёнка жить в динамично меняющимся мире, сохранив при этом здоровье. Это значит что человек должен быть:
-исследователем – чтобы понять первопричины возникших проблем
-решателем – для этого нужно владеть техникой работы с проблемами и задачами различного уровня сложности
-прогнозистом – чтобы суметь спрогнозировать возможные последствия своих решений.
-личностью, которая использует своей потенциал и навыки работы с проблемами не в ущерб здоровью и нравственным ценностям.
Задачи ТРИЗ включают :
1. Развить у ребёнка естественную потребность познания окружающего мира, обогатить представления о своём здоровье, которое заложено природой.
2. Сформировать системное диалектическое мышление, основанное на законах развития.
3. Сформировать у ребёнка навыки самостоятельного поиска и получения нужной информации о том как нужно заботиться о здоровье.
4. Сформировать навыки работы с информацией, которую ребёнок получает извне стихийно или в результате целенаправленного обучения.
5. Воспитать определённые качества личности на основе ТРИЗ.
Опыт многих поколений показал, что игра – самый действенный метод воспитания, а технология ТРИЗ для дошкольников представляет собой систему коллективных игр с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Все занятия и игры учат детей искать противоречия и находить пути их решения, что очень пригодится ребёнку в ценностном отношении к своему здоровью.
В Концепции, разработанной доцентом кафедры Новых педагогических технологий Новгородского регионального центра развития образования к. т. н. Тамбергом Ю. Г., представлены основополагающие принципы, на которых основывается ТРИЗ-педагогика в работе с дошкольниками :
Принцип свободы выбора – в любом действии предоставлять ребёнку право выбора и ответственность за него.
Принцип открытости – использовать в обучении открытые задачи.
Принцип деятельности – организовывать освоение знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности.
Если изложить кратко ТРИЗовский подход к здоровью, то он состоит в следующем : “Наше здоровье в наших руках. Твоё здоровье – ты его и сохраняй” Как нельзя лучше отразила ТРИЗовский подход к здоровью притча : «Давным-давно, на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Долго думали они, каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть умным», третий сказал: «Человек должен быть здоровым». Но один из богов возразил : «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное, что есть у человека — его здоровье. Стали думать, решать — куда бы его спрятать?
Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие — за высокие горы.
— Как вы думаете, куда спрятали боги здоровье?
Один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека».
Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!
«Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам» — гласит восточная мудрость. Значит, здоровье-то оказывается спрятано и во мне, и в каждом из нас, и в каждом ребёнке. Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину.
А почему большинство людей, зная эти простые простые правила, не выполняют их?
Воли не хватает. ТРИЗ-педагогика располагает методиками развития мышления и воспитания волевых качеств. В ТРИЗ-педагогике хорошо разработаны методики обучения “Жить счастливо” – их надо знать всем. Известно, умные люди более уверенны в себе, более спокойны и дольше живут, хотя бы потому что делают меньше глупостей, а в голове меньше нервных клеток, управляющих работой организма, перерождаются к старости в соединительную ткань. Поэтому очень важно начинать работу по формированию умения заботиться о своём здоровье необходимо начинать с младшего дошкольного возраста.
ТРИЗ даё т ответ на вопрос: Что нужно делать, чтобы быть здоровым? – Нужно уметь заботиться о своём здоровье.
В заключение, рекомендации по организации работы по сохранению и укреплению здоровья детей в детском саду :
Ребёнок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом.
Каждая минута взаимодействия с ребёнком должна оставлять в его душе только положительные эмоции.
Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к нам, педагогам. Этому не научит ни один учебник, это осваивается самостоятельно. Это ваш самостоятельный путь к мастерству. Он непрост, но наполняет смыслом жизнь педагога.
Список литературы
1. Альтшуллер Г. С. Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности/Альтшуллер Г. С. Верткин И. М. – Минск, 1994. – 497с.
2. Сидорчук Т. А. Программа формирования творческих способностей дошкольников : Пособие для педагогов детских дошкольных учреждений. - Обнинск: ООО "Росток", 1998.- 64 с.
3. Страунинг А. М. Методы активизации мышления дошкольников. т. 1 Обнинск: ООО «Росток», 1998. 112 с. 3.
4. Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Москва, НИИ Школьных технологий, 2010.-144с.
5. Страунинг А. М., Страунинг М. А. Игры по развитию творческого воображения по книге ДжанниРодари «Грамматика фантазии», Ростов-на-Дону, «Аспект-ТРИЗ», 1993 г.