МААМ-картинки

Конспект мастер-класса для педагогов «Использование тряпичной куклы в работе с детьми дошкольного возраста»

Наталья Басина
Конспект мастер-класса для педагогов «Использование тряпичной куклы в работе с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Участие в ярмарке методических идей "Инновационный подход к воспитанию и обчению дошкольников"

Использование тряпичной куклы в работе с детьми дошкольного возраста

мастер – класс для педагогов

Публикация «Конспект мастер-класса для педагогов „Использование тряпичной куклы в работе с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах

Цель: повысить профессиональный уровень педагогов, активизировать применение народного творчества в работе с детьми.

Задачи:

- Расширить знания педагогов об истории тряпичной куклы;

- Познакомить с технологией изготовления тряпичной куклы на примере куклы «Колокольчик»;

- раскрыть творческий потенциал педагогов.

Материалы и оборудование:

- Три квадратных лоскута разноцветной ткани. Из них вырезаем три круга, диаметрами 25, 20, и 15 см.

- Квадрат со стороной примерно 20 см белой ткани для лица.

- Небольшой кусочек красивой тесьмы для очелья (вокруг головки) .

- Цветной лоскутик треугольной формы для платочка.

- Нитки для обвязывания.

- Вата для головки.

- Компьютерная презентация, компьютер, интерактивная доска.

План проведения мастер-класса.

I этап. Приветствие. Вводное слово педагога-мастера. Вхождение в тему.

II этап. Обоснование основных идей в работе с тряпичной куклой, актуальность их использования в работе педагога ДОО.

III этап. Практический. Изготовление тряпичной куклы «Колокольчик»

IV этап. Подведение итогов. Рефлексия.

Ход мастер-класс.

I этап. Приветствие. Вводное слово педагога.

Слайд № 1

- Добрый день, уважаемые коллеги!

- Меня зовут, Наталья Сергеевна. Я работаю в детском саду № 4, поселка Новокумского.

- Для проведения мастер-класса мне нужны помощники - 4(5) человек.

Обращаю внимание на слайд № 2

- Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в прошлом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Вадим Шафнер

- Как часто наша память услужливо рисует нам те мгновения, которые нам особенно дороги! И, как правило – это наше детство, где все казалось ярче, безоблачней! А какими увлекательными были рассказы бабушек и дедушек о днях их молодости, какими необыкновенными казались те люди, их быт, развлечения. Как неудержимо хотелось хоть на час заглянуть в это волшебное прошлое. Думаете не возможно! Достаточно только нашего желания!

Слайд № 3

- Народное наследие содержит значимые идеи и веками проверенный опыт воспитания. Приобщая дошкольников к народному творчеству, наши педагоги стремятся прийти к значительным успехам в деле нравственно - патриотического, духовного и эстетического воспитания детей, привить им интерес и любовь к играм, фольклору. Исходя из этого одним из приоритетных направлений моей педагогической деятельности, является приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры через знакомство с тряпичными куклами.

Слайд № 4

- Применительно к ребенку дошкольного возраста в основе этнокультурного воспитания дошкольников лежат следующие процессы:

Слайд № 5

- приобщение детей к языку, литературе и истории своего этносоциума, направленность на сохранение национальных культур;

- гармоничное включение процесса передачи новому поколению этнокультурного наследия, общечеловеческих, культурных и нравственных ценностей;

- формирование культуры межнациональных отношений, гармонизацию межнациональных отношений в полиэтническом и поликультурном мегаполисе.

- В корзину я спрятала игрушку

Девочек любимую подружку.

Можно с ней по-разному играть

Кормить, укачивать, в наряды наряжать.

Вы, конечно, догадались, о какой игрушке идет речь? (Тряпичная кукла)

- Сегодня мастеркласс посвящен теме: «Использование тряпичной куклы в работе с детьми дошкольного возраста».

- А чтоб мастер-класс был веселей

Я в музей приглашаю гостей.

Слайд № 6 (фото тряпичных кукол в музее «Горница»)

- Когда к истории хотим мы прикоснуться,

Иль в мир прекрасный охота окунуться,

В музей идем, по залам ходим,

И для себя мы много интересного находим.

- Что интересного вы увидели в музеи (ответы)

- Что такое кукла? (ответы)

II этап. Обоснование основных понятий «тряпичная кукла», актуальность и использования её в работе педагога.

Слайд № 7

- Кукла – игровой образ, символ, который фокусирует время, историю культуры, страны и народа, отражая их движение и развитие. Кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. Кукла как детская игрушка появилась 1000 лет назад.

С давних пор кукол делали из травы, веточек и лоскутиков, и они символизировали то тайное, волшебное, что есть в человеческой душе.

Слайд № 8

- Окунемся в прошлое.

Даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до 100 штук накапливалось.

Есть такая примета – когда дети много и усердно играют в куклы, в семье прибыль; если же небрежно обращаются с игрушками, быть в доме беде. Верили, что кукла охраняет детский сон и оберегает ребенка, поэтому она всегда рядом с ним и в играх, и во сне.

Куклы были не только девчачьей забавой. Играли дети до 7-8 лет, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет дети сами начинали «вертеть» тряпичных кукол.

Куклу делали с большим старанием, так как по ней судили о вкусе и материнстве хозяйки. Куклу наряжали, но лицо не рисовали. Такие куклы назывались безликими.

По народным поверьям кукла с лицом как бы приобретала душу и могла навредить ребенку, так как в нее могла вселиться нечистая сила. Поэтому безликая кукла являлась одновременно и оберегом.

Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали кукол на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое.

Кукол нельзя было мастерить с помощью иголки или ножниц – это могло «поранить куклу» и повредить, а ведь в такую куклу вкладывалась материнская любовь и забота. Кукла изготавливалась только на основе разрыва ткани и нитей, скручивания и завязывания.

- Тряпичные куклы можно разделить по назначению:

Слайд № 9

- Кукла Кувадка (или Куватка).

Одна из самых простых обережных куколок. Ее делали накануне рождения ребенка и вывешивали в избе, чтобы отвлекать внимание злых духов от роженицы и младенца.

Слайд № 10

- Кукла «Пеленашка».

Кукла шилась непосредственно перед рождением ребенка, с молитвой, с мыслями о будущем дитятке; ткани для изготовления были родные - от сарафана, от рубахи отца, деда и т. п. - все это хранило родовую и генетическую память.

Слайд № 11

- Крупеничка самая главная кукла в доме.

Еще ее называют ласково Зерновушкой, потому что наполнена она зерном, обычно гречихой. Делали ее после уборочной страды. Наряжали и бережно хранили на видном месте до следующего сева, а весной первые горсти гречихи брали из Крупенички, с тем чтобы осенью заполнить ее новым урожаем.

Слайд № 12

- Кубышка - травница несет в дом здоровье.

Наполняется она душистыми травами: зверобоем, тысячелистником, мятой, лавандой, душицей. Ее ставят у колыбели ребенка и дают играть детям.

Слайд № 13

- Веснянка - это задорная и веселая кукла, которую делали девушки на приход весны.

Слайд № 14

- Ведучка - это образ матери, ведущей малыша, поэтому название говорит само за себя: ведущая в жизнь. Ребенок, только начинающий делать свои первые шаги, тесно связан с матерью, она его ведет, крепко держа за ручки.

III этап. Практический.

Слайд № 15

- Кукла просто загляденье,

Детям всем на удивленье,

Коль хотите научиться

Эту куклу мастерить

Вам придется не лениться

И старанье приложить!

3. 1. Демонстрация приема.

- Сегодня мы сделаем тряпичную - обереговую куклу «Колокольчик».

Сделать ее может каждый. Главное – приступая к работе, думать о хорошем. Удивительно то, что обереги, сделанные с любовью, с добрыми мыслями, пожеланиями способны брать заботу о «невидимых» событиях на себя. И чем сильнее чувства заключенные в изделия, тем большую силу оно имеет, тем надежнее работает.

История ее создания тянется с Валдая – родины знаменитых валдайских колокольчиков. А славился этот край именно маленькими колокольчиками, которые крепились на каждую повозку ямщика. Весело звеня на конской дуге, они всегда предвещали благие вести, скрашивали долгий путь ямщика, оберегая его и от зверя дикого, и от скуки смертной.

Так и женщины решили, закрывая колокольный звон в ткань, привлекать в свой дом добро и хорошие вести. Кукла оберег Колокольчик стала охранять дом и его обитателей от дурных вестей и зависти, от черной магии, проклятий, порчи и сглаза. Кроме того, эта куколка стала олицетворять собой Домаху – жену домового, которая бережет семейный очаг.

3.2. Техника изготовления.

Слайд № 16, слайд № 17

1. Берём вату и скатываем в шарик.

2. Этот шарик из ваты кладём в центр большого круга и обвязываем его.

Слайд № 18

3. Получилась первая (самая нижняя) юбочка. (Из личного опыта – желательно, чтобы нижняя юбочка была из более плотной ткани, так как это опора - на ней и будет «стоять» куколка).

4. Теперь берём круг поменьше, также ровненько надеваем и обвязываем. Вот и вторая юбчонка получилась.

Слайд № 19

5. В ход идёт самый маленький кружок ткани. Расположив головку в его центре, обвязываем. Вот и готова третья юбочка.

6. Белый квадратный лоскут для лица складываем противоположными углами к центру.

Слайд № 20

7. Прикладываем сложенный таким способом белый лоскут к голове так, чтобы ниже шеи оставалось примерно 1 см подгиба. При необходимости расправляем складки на лице и фиксируем ткань ниточкой на шее.

8. Для того чтобы получились ручки надо загнуть острые кончики внутрь и сделать манжеты – цветными нитками завязать на расстоянии примерно 1 см от края.

9. Надеваем на головку очелье (повойник) – цветную тесёмку вокруг головы.

Слайд № 21

10. Теперь надеваем косыночку и завязываем её под ручками.

Слайд № 22

Кукла – Колокольчик готова!

IV этап. Подведение итогов. Рефлексия.

- У вас получились разные, интересные, неповторимые куклы. Как вы думаете, почему (ответы)

- Заинтересовала ли Вас данная техника?

- Изготовите ли вы с детьми данную куклу?

- Как вы считаете, актуально ли изготовление тряпичных кукол в образовательном процессе (ответы участников)

Слайд № 23

- Изготовление тряпичных кукол обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, скоординированность мелких движений пальцев. Как известно, все это стимулирует развитие речи у детей. Кроме того развивает фантазию, образное мышление, способность концентрировать внимание. Игра с традиционной народной куклой, не имеющей лица, побуждает ребенка воображать, придумывать ей разное настроение (страх, радость, грусть, веселье, удивление, восторг, злость) Пусть кукла, сделанная вашими умелыми руками, станет украшением и защитой вашему дому!

- Я желаю Вам всего хорошего!

Слайд № 24

- Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование игровых технологий в лого-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста (3 слайд) Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая.

«Использование нетрадиционного материала «алюминиевая фольга» в работе с детьми старшего дошкольного возраста». Фотоотчет«Использование нетрадиционного материала «алюминиевая фольга» в работе с детьми старшего дошкольного возраста». Фотоотчет Добрый день, коллеги и гости сайта. Представляю Вашему вниманию фотоотчет презентации своего опыта работы по теме: «Использование нетрадиционного.

Фоторепортаж с мастер-класса по нетрадиционным техникам рисования с детьми дошкольного возраста для педагогов городаФоторепортаж с мастер-класса по нетрадиционным техникам рисования с детьми дошкольного возраста для педагогов города Вновь я с вами, друзья мои дорогие и гости странички! За два прошедших дня дала два мастер-класса для воспитателей города в рамках Фестиваля.

Использование ЦОР в работе с детьми раннего дошкольного возраста Мы работаем в век технологий и поэтому внедрение компьютерных технологий в дошкольное образование открывает нам новые возможности для внедрения.

Использование методов пластилинотерапии в работе с детьми раннего дошкольного возраста и взрослымиИспользование методов пластилинотерапии в работе с детьми раннего дошкольного возраста и взрослыми Важным способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не.

Использование пособия «Игровой парашют» в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)Использование пособия «Игровой парашют» в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы) В России впервые детский игровой парашют был продемонстрирован в 1996 году на Международном практическом семинаре педагогами Голландии,.

Использование потешек в работе с детьми дошкольного возраста Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность.

Мастер-класс для педагогов «Использование логических блоков Дьенеша в работе детьми младшего дошкольного возраста» Цель мероприятия. 1. Познакомить воспитателей с приемами работы с дидактическим материалом - логические блоки Дьенеша. План проведения.

Обобщение опыта «Использование ментальной карты в работе с детьми старшего дошкольного возраста»Обобщение опыта «Использование ментальной карты в работе с детьми старшего дошкольного возраста» Обобщение опыта по теме: «Использование ментальной карты в работе с детьми старшего дошкольного возраста». Уважаемые коллеги хочу поделиться.

Создание и использование игровых макетов в работе с детьми дошкольного возрастаСоздание и использование игровых макетов в работе с детьми дошкольного возраста Одним из перспективных способов развития интеллекта у дошкольников является макетирование. Макет служит как объектом и средством деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект мастер-класса для педагогов «Использование тряпичной куклы в работе с детьми дошкольного возраста»
Опубликовано: 27 марта 2020 в 20:30
+47Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект мастер-класса для педагогов «Использование тряпичной куклы в работе с детьми дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Басина (УИ 408754) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД