Семерикова Владислава
Использование вальдорфской педагогики в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Вальдорфская педагогическая система является одной из самых известных в мире систем альтернативной школы и направлена на развитие гармоничной, целостной личности. Этот подход характеризуется тем, что главным критерием успеха ребенка является не объем знаний. Скорее, речь идет об осознании учеником собственной человечности и развитии его творческого потенциала в различных направлениях. Вальдорфская педагогика существует уже более 100 лет. В ее основе лежат идеи немецкого мыслителя и педагога доктора Рудольфа Штайнера. Рудольф Штайнер был гуманистом, уважавшим индивидуальность каждого ребенка, поэтому его методика включала в себя следующее
Публикация «Использование вальдорфской педагогики в детском саду» размещена в разделах
- Гармоничное индивидуальное развитие, сочетающее в себе психическое, интеллектуальное и физическое развитие.
- Постепенное и неторопливое усвоение материала.
- Познание мира, опираясь на органы чувств и через них, с вниманием к предметам и деталям.
- Тесное взаимодействие между учеником и учителем.
- Отсутствие оценок и конкуренции между учениками.
- Любовь к природе и натуральным материалам.
Вальдорфский детский сад сильно отличается от других детских садов. Существует несколько уникальных запретов.
- Запрет на раннее развитие интеллекта и обучения (образование не предназначено для развития интеллекта и раннего обучения; до семи лет избегают развивать память и мышление; маленькие дети постигают мир через опыт, а не через разум; детей следует как можно дольше оставлять в мире воображения и фантазий; апеллировать к воле, а не к мысли ребенка и стремлению к различному поведению. (Важнее вызвать у ребенка желание к различным действиям).
- Запрет на радио, кино и телевидение (СМИ являются источником сильных внушающих впечатлений для маленьких детей; дети не способны защитить свой мир и становятся зависимыми от технических средств).
- Запрет на любую оценку детей (дети действуют под внешним давлением взрослых, ожидая оценки, и лишены возможности действовать по своей природе из-за привязанности к самой работе).
Вальдорфская система начинает работать, когда ребенку исполняется три года. Группы детского сада организованы по принципу большой дружной семьи: в одной группе может быть до 20 детей (в возрасте от 3 до 6 лет). Всех детей, пришедших в группу, берет за руку воспитатель и здоровается с ними, затем все образуют круг, зажигают свечу, берутся за руки и поют утреннюю песню. Так начинается день в вальдорфском детском саду. Как правило, дети любят детский сад и посещают его с большим удовольствием. Ведь один из главных принципов вальдорфской педагогики - отсутствие какого-либо принуждения. Индивидуальность ребенка является здесь главной ценностью. Поэтому в течение дня дети могут сами выбирать себе игру, и даже если учитель организует общие занятия или читает вслух, малыш имеет право отказаться от участия в общей затее. Однако обычно все они с удовольствием присоединяются к воспитателю.
В детских садах не преподают арифметику и цифры, поскольку считают, что маленькие дети естественным образом учатся через чувства и образы, а не через абстрактные объекты, такие как цифры и буквы. Однако дети проводят много времени на занятиях по лепке, вязанию и вышиванию, где они приобретают полезные практические навыки и развивают моторику.
В вальдорфских детских садах не существует гендерных различий в рукоделии. Все дети, мальчики и девочки, в равной степени обучаются резьбе по дереву, вышиванию, токарному делу и ткачеству. Помимо ремесел, большую роль играют занятия искусством. В распоряжении детей есть только три основных цвета: красный, желтый и синий. Другие цвета получаются путем смешивания этих цветов в разных пропорциях. Занятия искусством похожи на игру с красками: дети должны найти свой собственный уникальный образ, а не подражать готовому шаблону.
Музыкальные занятия в вальдорфских детских садах заменяются так называемыми ритмическими занятиями. Это своего рода музыкальная разминка, сочетающая музыку, пение, свободное движение и чтение стихов. Часто учитель рассказывает детям историю, а в группе играет на ксилофоне, лире или других инструментах, сопровождая рассказ.
В детских садах, основанных на методе вальдорфской педагогики, хорошей идеей является небольшой огород. Там дети могут выращивать буквально любые продукты, включая зерновые, такие как пшеница, рожь и овес, которые затем можно перемолоть для приготовления настоящего хлеба. В идеале у них также должна быть небольшая молочная корова, например, коза или овца, чтобы они могли видеть, откуда берется их молоко. Еще одна особенность вальдорфских детских садов - огромное количество праздников, которые отмечаются с большим энтузиазмом. Помимо государственных и религиозных праздников, в вальдорфских детских садах отмечают праздники, придуманные самими детьми. Празднование дня рождения проходит особенно зрелищно, с маскарадами, чтением стихов о дне рождения, пением песен и подарками ручной работы.