Ольга Симанова
Конспект занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ «Ранняя весна» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Серия занятий с элементами ТРИЗ для детей старшего возраста
Конспект занятия по развитию речи «Ранняя весна»
Задачи:
1. Закрепить у детей названия весенних месяцев, характерные признаки весны.
2. Учить составлять предложения со словами, обозначающими признаки действия (как, признаками (какое).
3. Знакомить детей с элементами ТРИЗ (системный анализ).
4. Словарная работа: весенние признаки, явления.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ „Ранняя весна“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2013
Оборудование: таблица системного анализа, мяч, карточки с заданиями.
Методы и приемы:
1. Игра с мячом
2. Системный анализ
3. Беседа
4. Вопросы воспитателя
Ход:
Игра с мячом. Сядет тот, кто назовет ряд слов: Греет, светит, тает. Скворец, ласточка, грач. Капает, журчит, набухает. Деревья, почки, листочки. Теплый, яркий, солнечный. Ручей, дождь, капель. Распускается, бежит, плывет. Сосулька, вода, лужа. Весна, проталины, гнезда. Ласточки, трава, подснежник. Ранняя, холодная, долгожданная. Говорливый, быстрый, журчащий.
Беседа по вопросам: Какое сейчас время года?
Какая весна? (ранняя)
Сколько месяцев в весне?
Назовите их.
Какая весной погода?
Что происходит с деревьями?
Откуда прилетают птицы?
Какие птицы?
Почему тают сосульки весной?
Как одеваются люди весной?
Метод системный анализ. (таблица)
Настоящее: система - птенец, подсистема – его части (крылья, клюв, ноги и т. д., надсистема – место обитания (гнездо).
Прошлое: система – яйцо, подсистема – скорлупа, надсистема – гнездо.
Будущее: система - скворец, подсистема –крылья, клюв, ноги, надсистема – небо.
Вопросы: Что было бы, если бы все птицы исчезли? Для чего они нужны? Какая польза?
Вывод: Все птицы нужны, систему нельзя нарушать.
Физ. минутка.
Игра «Закончи предложение.
Солнце светит как? – ярко.
Дождь идет как? – часто, сильно.
Капель какая? – звонкая.
Ручей какой? - быстрый.
На улице как? – холодно, тепло.
Ласточка какая? – маленькая, быстрая.
Чтоб весне было легче придти, нужно ей помочь, давайте нарисуем дорожки.
(карточки с заданием)
/////////////////////////////////////////////////
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Vvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvv
~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~
Подведение итогов, что узнали, с чем познакомились.
Конспект занятия по аппликации на тему: «Весна идет».
Задачи:
1. Развивать воображение, чувство ритма и композиции.
2. Продолжать учить планировать работу.
3. Вызвать интерес к оформлению своих работ как завершающему этапу творчества.
4. Активизация словаря по теме весна:
Существительные: Весна, проталины, грачи, скворцы, сосулька.
Прилагательные + наречия: тепло, солнечно, ярко, грязно.
Глаголы: бегут, журчат, тает, звенит.
5. Знакомство детей с элементами ТРИЗ.
Методы и приемы:
1. Беседа о времени года.
2. Игра «Хорошо – плохо».
3. Художественное слово.
4. Игра «Перевертыши»
Оборудование: для рисования: листы белой бумаги, кисточки, акварель.
Для аппликации: цветная бумага, ножницы, клей, кисточки, салфетки.
Предварительная работа: рассматривание картин с изображением весны.
Ход:
Воспитатель беседует с детьми о времени года – весна, о месяце апрель, о погоде, об изменениях происходящих в природе.
Проведение игры «Хорошо – плохо». Дети называют, что есть хорошего в весне (тепло, тает снег, прилетают птицы и т. д.) и плохого (грязно, сыро, можно запачкаться и т. д.)
Чтение стихотворения Тютчева «Весенние воды».
Игра «Перевертыши»
Зима: холодно, пасмурно, темно, день короткий, солнце низко, деревья засыпают, птицы улетают. Весна: тепло, солнечно, светло, день длинный, солнце высоко, деревья просыпаются, птицы прилетают.
Упражнения для рук «Ну – кА, братцы, за работу»
Рисование весенней картины по желанию детей.
Физ. минутка «Весна».
Изготовление рамочек.
• Подбираем картон
• Укладываем картину на картон, чтоб оставались поля.
• Обводим карандашом.
• Оформляем рамочку цветами, способом гармошка.
• Приклеиваем картину.
Подведение итогов, что делали на занятии.
Конспект занятия по развитию речи на тему: «Весна».
Задачи:
1. Учить
2. Способствовать развитию памяти, мышления, внимания, речи.
3. Обогащение словарного запаса:
Существительные: весна, апрель, ручей, капель, грачи, скворцы, верба, подснежник.
Прилагательные + наречия: тепло, солнечно, ярко, грязно, солнечная, хрупкий, звонкий, мокрое, пасмурно.
Глаголы: бегут, журчат, прилетают.
4. Закрепить у детей элементы ТРИЗ.
Методы и приемы:
1. Беседа
2. Игры «Хорошо – плохо», «Перевертыши».
3. Введение персонажа.
Материал: паучок, полоски (сини, красные, дерево, листья для дерева.
Ход:
Беседа с детьми о погоде на улице.
Проведение игры «Хорошо – плохо» (паучок).
Пришел в гости паучок, и он не знает что такое весна. Давайте ему расскажем.
Будем выкладывать паутинку, красная полоска – хорошее, синяя полоска – плохое.
Проведение игры «Складушки – вычиталки».
Дерево + почки = весеннее дерево
Заяц + весна = серая шубка
Птицы + тепло = прилет птиц
Солнце + сосулька = капель
Цветок + снег = подснежник
Проведение игры «Противоречие».
На фланелеграфе представлено дерево, без листьев, нужно его одеть в листву. Дети делятся на 2 команды, первая команда называет зимние явления, вторая весенние.
На верхушке дерева устанавливается флаг дружбы.
Физ. минутка.
Беседа с детьми на тему «Что было бы, если бы весна никогда не пришла?»
Игра что это может быть: мокрым, звонким, хрупким, ярким, весенним, зеленым.
Подведение итогов.
Круги Луллия