Лучший педагог года

Использование здоровьесберегающих технологий в физическом развитии в ДОУ

Евгения Носова
Использование здоровьесберегающих технологий в физическом развитии в ДОУ

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - Чесменский детский «Березка» первой категории»

Тема:

"Использование здоровье-сберегающих технологий в системе работы по физическому развитию и оздоровлению детей дошкольного возраста"

(опыт работы)

Носова Евгения Юрьевна, инструктор по физической культуре, первой категории.

ОГЛАВЛЕНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПЫТА. 5

Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в физическом развитии в ДОУ» размещена в разделах

2. ОПЫТ РАБОТЫ ПО ВНЕДРЕНИЮ НЕТРАДИЦИОННЫХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОУ. 6

3. РАБОТА С СЕМЬЁЙ. 11

4. РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ. 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 13

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 14

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

"Здоровый человек - самое ценное произведение природы"

Т. Карлейль

Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья и физическому развитию детей. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования определяют, как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса профилактической и оздоровительной работы. В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка. Формирование здоровья детей является приоритетным направлением деятельности любого дошкольного учреждения. По данным медицинских исследований, с каждым годом возрастает процент детей имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболеваемости среди детского населения. Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста в РФ показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось. Почти 90% детей дошкольного возраста имеют стандартные отклонения в строении опорно-двигательного аппарата — нарушение осанки, плоскостопие, хронические заболевания, снижение остроты зрения, избыток веса и т. д.

Одной из главных причин такого результата я считаю малоподвижный образ жизни, а он в свою очередь связан с прогрессом компьютерных технологий, телевещания. Всё реже мы видим играющих, резвящихся детей на улице и больше сидячих за компьютерами, планшетами и телевизорами. Причём, если раньше к такой категории детей мы могли отнести только школьников, то сейчас это дети раннего и дошкольного возраста. Поэтому, мы пришли к выводу, что многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем. Эти технологии должны в первую очередь способствовать коррекции физического, эмоционального и общего психического развития.

По ФГОС одним из приоритетных направлений деятельности детского сада является проведение физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и путем использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ.

Новизна опыта заключается в использование здоровьесберегающих технологий в системе работы по физическому развитию и оздоровлению детей дошкольного возраста.

Проанализировав факты, мы выявили противоречие между необходимостью формирования осознанного отношения ребёнка к своему здоровью и отсутствием в ДОУ целостной системы физкультурно-оздоровительной работы, основанной на современных оздоровительных технологиях и учитывающей местные условия, так и необходимость внедрения нетрадиционных подходов к работе с детьми.

Объектом исследования: является организация физкультурно-оздоровительной работы в детском образовательном учреждении.

Предмет исследования: особенности организации физкультурно-оздоровительной работы в детском образовательном учреждении.

Гипотеза: Создание эффективной педагогической системы в детском образовательном учреждении, направленной на организацию здоровьесберегающих технологий, позволяет своевременно предупредить нарушения в состоянии здоровья.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПЫТА

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Конвенцией о правах ребёнка».

В Законе Российской Федерации «Об образовании» ст. 2 говорится, что основным принципом образования является: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.

Большую работу в этом направлении провели такие, известные в сфере дошкольного образования, ученые как Л. Н. Волошина, Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева, О. М. Дьяченко, В. Г. Алямовская, М. Н. Кузнецова, подтверждающие, что здоровье человека более чем на 60% зависит от его образа жизни. Благодаря их исследованиям, а также обобщению опыта практической деятельности регионов Управлением дошкольного образования Министерства образования Российской Федерации, создано программно-методическое обеспечение для дошкольных учреждений, реализующих оздоровительные программы.

Воспитательно-образовательная деятельность в ДОУ реализуется по рабочей программе, разработанной на основе «Примерной основной общеобразовательной программы ДОУ». Кроме основной программы я использую парциальные программы и методики: программу «Старт" /В. Яковлева, Р. А. Юдина/, методику Л. Д. Глазыриной «Физическое развитие детей», Л. И. Пензулаевой «Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста», Е. И. Подольская «Оздоровительная гимнастика «игровые комплексы», авторская программа Ю. Ф. Змановского «Здоровый дошкольник».

2. ОПЫТ РАБОТЫ ПО ВНЕДРЕНИЮ НЕТРАДИЦИОННЫХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОУ.

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии». Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка со взрослыми. Физкультурно-оздоровительные здоровьесберегающие технологии направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников.

Учитывая сложившуюся ситуацию, запрос родителей, и проанализировав современные здоровьесберегающие технологии, я решила взять за основу авторскую технологию доктора медицинских наук профессора Ю. Ф. Змановского «Здоровый дошкольник». Технология привлекла тем, что оздоровление детей осуществляется не медикаментозными средствами, а естественными силами природы, что обеспечивает не только физическое, но и эмоциональное развитие детей. Физкультурно–оздоровительное направление осуществляется комплексно, несёт в себе и воспитательную нагрузку – формирование у ребёнка потребности здорового образа жизни. Реализация технологии носит преимущественно индивидуально–дифференцированный характер, имеет физиологическое обоснование каждого раздела, учитываются закономерности возрастной психофизиологии. Рекомендуемые средства и методы просты и не требуют необходимости в приобретении дорогостоящего оборудования и специальной подготовки.

Начиная работу по определению исходных показателей, я пользовалась рекомендациями автора и показатели, отражённые в образовательной программе нашего учреждения по определению уровня физического развития детей.

Данные мониторинга на начало учебного года показали, что практически во всех возрастных группах преобладает средний уровень физического развития, достаточно высокий процент детей с низким уровнем физического развития, а дети с высоким уровнем физического развития отсутствовали.

Мониторинг на начало 2018-2019 учебного года

На основе мониторинга и с учетом основополагающих принципов технологии для рациональной организации двигательной активности была разработана модель двигательного режима и улучшения здоровья детей дошкольного возраста.

Основными задачами, которые стояли передо мной были:

- обеспечение полноценной двигательной активности детей через различные формы физического развития;

- поддержание у детей положительных эмоций, чувства “мышечной радости”, связанного с физической активностью;

- воспитание у каждого ребенка интереса к физкультурным занятиям и другим видам двигательной активности;

- совершенствование физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;

- формирование привычки к здоровому образу жизни у дошкольников, педагогов и родителей;

- проведение необходимой коррекции движений и осанки каждого ребенка в процессе занятий по физическому развитию.

Данные задачи решались через:

• Интеграцию задач физкультурно-оздоровительной работы в различные виды совместной деятельности;

• Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ;

• Разнообразие форм физкультурно - досуговой деятельности с дошкольниками;

В целях оздоровления и профилактики плоскостопия и нарушений опорно-двигательного аппарата использую как традиционные формы физического развития, так и совершенно новые, которые ранее не применялись.

Утренняя гимнастика, как один из важных компонентов двигательного режима, направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. При составлении комплекса утренней гимнастики, наряду с традиционной, стараюсь внедрять разные ее типы и варианты, как в содержательном плане, так и в методике проведения. Оптимальная двигательная активность детей во время утренней гимнастики достигается путем подбора упражнений разной степени интенсивности, определенного количества повторений. (приложение 1)

Помимо классических общеразвивающих упражнений я использую корригирующую гимнастику – это комплексы упражнений, направленных непосредственно на профилактику нарушений осанки и плоскостопия, с оборудованием и без, например, с использованием гимнастических палок, обручей, мячей (приложение 2). Это зарядки в стихотворной и игровой форме. Например, иногда я беру хороводные игры «Как у дядюшки Федота», «Ровным кругом», «Затейники» (приложение 3). Но наибольшее удовольствие, как показал опыт, дети получают во время ритмической гимнастики (приложение 4). Она помогает увлечь ребенка заниматься физической культурой, сформировать потребность в ней. Во время проведения ритмической гимнастики использую образно-танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность, является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку, служит основой для усвоения ребенком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков. Использование ритмически не только во время проведения утренней гимнастики, но и при проведении других форм организации двигательной активности детей позволяет значительно расширить двигательный режим детей, разнообразить содержание, удовлетворять естественные потребности в движении и проявлять творческие способности в выборе движений.

Непосредственно организованная образовательная деятельность по физкультуре проводится согласно расписанию 3 раза в неделю, причём одно занятие обязательно на свежем воздухе. Образовательная программа по физической культуре обеспечивает оптимальный объем физической нагрузки и высокий уровень двигательной активности детей. Комбинации фронтального и группового способов проведения занятий позволяет повысить физическую нагрузку, моторную плотность занятия. Обязательный фрагмент каждого занятия составляют упражнения разминочного и гимнастического характера, упражнения способствующие улучшению осанки. Во время проведения физкультурных занятий большое внимание я уделяю элементам дыхательной гимнастики (приложение 5). Их я использую после ОРУ и подвижных игр. Они помогают восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нем внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики. Провожу обучение детей приемам мышечного расслабления, т. е. релаксации (приложение 6). Упражнения на релаксацию для детей играют большую роль. Расслабление позволяет сконцентрировать внимание и снять возбуждение. Упражнения для релаксации особенно важны для тех, кто подвержен частым заболеваниям, а также тревожен, возбудим, гиперактивен. В своей практике я использую например, такие упражнения релаксации: если это зима - дети «как снежинки» покружились и легли на землю, осенью - это листики, весной - тающие сосульки, летом- капельки дождя. Если слушаем музыку, то это космос, море, лес и т. д. В этот момент дети проявляют свою фантазию и воображение, мысленно отправляясь в свой сказочный мир.

Так же на занятиях использую музыкотерапию, элементы восточной и психологическая гимнастики (приложение 7). Нетрадиционная гимнастика не только сохраняет и укрепляет здоровье детей, обеспечивает их полноценное физическое развитие, формирует интерес к занятиям физкультурой и спортом, но и поддерживает положительное эмоциональное состояние каждого воспитанника. Их можно так же использовать в третьей части занятий в качестве упражнений на восстановление и приведении всех функциональных систем организма в норму.

Так же в занятия я включаю самомассаж (приложение 8). Самомассаж является основой для закаливания и оздоровления детского организма. Он способствует поднятию общего тонуса детского организма и улучшению кровообращения. В своей практике я использую приёмы игрового самомассажа не только с целью профилактики заболеваемости, но и с целью формирования осознанного отношения детей к своему здоровью и развития навыков собственного оздоровления. Игровые самомассажи выбраны мной неслучайно. Именно они в наиболее упрощённой форме помогают детям понять физиологические основы работы органов и частей тела своего организма. Особое внимание детей я обращаю на способы выполнения самомассажа:

- мышцы должны быть максимально расслаблены,

-массажные движения должны быть аккуратными и плавными.

Хлопковой самомассаж – все части тела с головы до ног массируются ритмичными хлопками в такт стихотворному тексту.

Точечный – массируются биологические активные точки лёгкими надавливаниями.

Самомассажи стоп, кистей рук, ушных раковин, живота, грудной области, шеи, головы, лица – выполняется лёгкими поглаживающими, растирающими, похлопывающими и защипывающими движениями.

Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развитие навыков собственного оздоровления.

Так же на занятиях я использую массажные коврики и дорожки. Они являются хорошим методом закаливания организма, служат профилактике и коррекции плоскостопия, развивают чувства равновесия и координации движений, сохранения и укрепления здоровья детей, формируют привычку к здоровому образу жизни.

Физкультурные занятия, утренняя гимнастика проводятся через разнообразные формы: на танцевальном и литературном материале, в форме подвижных игр и оздоровительного бега, в форме занятий, состоящих из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности, в форме различных эстафет и др., что позволяет более эффективно реализовать двигательную активность дошкольников, повысить уровень их физического и эмоционального развития. Использую воображаемые ситуации и игровые образы на физкультурных занятиях, при проведении гимнастики и т. п. Веселые сказочные персонажи, красочные атрибуты (флажки, платки, ленты, обручи, необычные игры- забавы, аттракционы, тщательно подобранное музыкальное сопровождение способствуют созданию у детей психологического комфорта, желанию заниматься физическими упражнениями.

Невозможно представить себе жизнь ребёнка в детском саду без весёлых досугов и развлечений (приложение 9). Они повышают у детей интерес к физической культуре, способствуют закреплению двигательных умений и навыков, развитию двигательных качеств (быстрота, ловкость, воспитанию чувства коллективизма, дружбы, организованности. Я провожу спортивные развлечения раз в месяц в каждой возрастной группе. Два раза в год я провожу спортивные праздники, а также в нашем детском саду практикуется проведение спартакиад: летней и зимней.

В вопросах здоровьесбережения стараюсь использовать и новые нетрадиционные формы работы с детьми:

– дни здоровья – это тематические дни, на которых в разных формах организации деятельности систематизируются знания и умения детей по здоровьесбережению (приложение 10).

–тематические досуги и праздники оздоровительной направленности помогают воздействовать на осмысление приоритета здоровья для каждого человека, формированию здорового образа жизни (приложение11).

– другие формы физического развития детей, направленные на удовлетворение их физиологических потребностей в движении и обеспечивающие развитие физических качеств сверх базового образовательного уровня. Это проведение «Весёлых стартов» с участием детей из других детских садов, участие в спортивных мероприятиях районного уровня «Спартакиада», легкоатлетических эстафет (приложение 12).

В реализации задач по решению проблемы воспитания здорового ребенка важно тесное взаимодействие и сотрудничество с семьей и социумом, это одно из условий эффективного оздоровления по технологии Ю. Ф. Змановского.

3. РАБОТА С СЕМЬЕЙ

Я уверена, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьёй. Работа с семьёй включает в себя:

1) ознакомление с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении;

2) обучение родителей конкретным приёмам и методам оздоровления. В этих целях я использую:

- консультации (приложение 12)

- дни открытых дверей для родителей с просмотром разнообразных мероприятий в физкультурном зале и на спортивной площадке;

- физкультурные досуги и праздники с участием родителей (приложение 13)

- родительское собрание-обучение родителей приемам и методам оздоровления детей (тренинги, практикумы);

- участие в семейном клубе «Дружная семья».

Стало традицией проводить совместные спортивные развлечения детей с их родителями. Это «Папа, мама, я – спортивная семья», праздник, посвящённый 23 февраля с участием пап, дедушек и др.

Организация этих занятий, содержание встреч обязательно строится с учетом принципов здоровьесбережения и направлена на эмоциональное сближение родителей и детей и обогащение опыта детско-родительских отношений. Выросла заинтересованность семьи и детского сада во взаимодействии по вопросам физкультурно-оздоровительной работы.

4. РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ

В работе с педагогами также стараюсь пропагандировать приёмы оздоровления в процессе организации образовательной деятельности. Так, в детском саду для педагогов я провела мастер-класс по использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе (показ упражнений в процессе гимнастики пробуждения, методика проведения дыхательной гимнастики, релаксации, упражнений на профилактику плоскостопия и нарушений осанки и др.) (приложение 14).

Применение здоровьесберегающих технологий в работе по физическому развитию детей способствовало активизации двигательной деятельности, развитию физических качеств, укреплению мышечного тонуса детей, что оказало положительное влияние не только на эмоциональное, но и их познавательное развитие, и качественную подготовку дошкольников к школе. Совместная работа родителей и педагогов позволяет нам осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку и совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течении всего пребывания в дошкольном учреждении.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Повышается индекс здоровья детей, улучшается психоэмоциональное благополучие детей, адаптация их к условиям детского сада. Дети научились владеть своим телом, стали пластичнее, проявляют осознанное отношение к физическим упражнениям.

Подтверждением результативности моей работы является рост показателей выполнения детьми основных разделов образовательной программы по физической культуре.

Диаграмма освоения детьми дошкольного возраста программы по физической культуре в конце учебного года

Выбранная мною тема не ограничивается одним годом работы, т. к. проблема нарушений опорно-двигательного аппарата и высокой заболеваемости в детском саду по-прежнему остаётся, а следовательно и моя работа будет продолжаться.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2008.

2. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой М. : Мозайка-синтез, 2016.

3. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет). М. : ВЛАДОС, 2002.

4. Лобынько Л. В. Обеспечение здоровьесберегающего процесса воспитания и обучения детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования. - Мн. : Зорныверасень, 2006.

5. Горбатенко О. Ф., Кадраильская Т. А., Попова Г. П. Физкультурно-оздоровительная работа. - Волгоград: Учитель, 2007

6 Полтавцева Н. В., Гордова Н. А. Физическая культура в дошкольном детстве. Москва «Просвещение» 2005.

7. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2010.

8. Павлова М. А., Лысогорская М. В. Здоровьесберегающая система ДОУ. - Волгоград: Учитель, 2009

9. .Аверина И. Е. Физкультурные минутки в детском саду. Практическое пособие / И. Е. Аверина. – М. : Айрис-пресс, 2009. – 112 с.

10. Интернет-ресурсы:

1.http:// nsportal.ru (Здоровьесберегающие технологии Леукина И. А.)

2.http:// festival.1september.ru. (Теоретический семинар «Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога» Чеботарева О. В.)

Прикреплённые файлы:

opyt_ljdiv.pptx | 14653,08 Кб
 
Публикации по теме:

Консультация «Использование инновационных технологий в физическом развитии дошкольников» «Использование инновационных технологий в физическом развитии дошкольников" Актуальность: Дошкольный возраст - это важный период формирования.

Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в ДОУИспользование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в ДОУ Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в ДОУОчень полезен и эффективен массаж пальцев и мы применяем его в своей работе.

Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду 1. Значимость работы по сохранению и укреплению здоровья детей в ДОУ. Жизнь в ХXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых.

Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ Здоровье детей- в наших руках. «Если нельзя вырастить ребёнка, что бы он совсем не болел, то во всяком случае, поддержать его высокий уровень.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя ДОУ Использование здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя ДОУ Современная система образования ставит перед собой целый ряд задач.

Использования технологий ТРИЗ в физическом развитии Ребенок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Для дошкольника.

Консультация для педагогов «Применение здоровьесберегающих технологий в математическом развитии у дошкольников» Консультация для педагогов «Применение здоровье сберегающих технологий в математическом развитии у дошкольников» Подготовила: Воспитатель.

Консультация для родителей «Использование здоровьесберегающих технологий в речевом развитии дошкольников» Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных.

Презентация мастер-класса «Использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании дошкольников» Презентация мастер-класс Сценарий мастер - класса: Ведущий: Добрый день уважаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас. «Психологическое вхождение».

План самообразования «Нетрадиционное использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании дошкольников» План самообразования Воспитателя Антошенковой О. В. На 2018-2019 учебный год Тема: «Нетрадиционное использование здоровьесберегающих технологий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование здоровьесберегающих технологий в физическом развитии в ДОУ
Опубликовано: 27 ноября 2019 в 10:39
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД