Лучший педагог года

Использование здоровьесберегающих технологий в трудовой деятельности старших дошкольников.

Ирина Соловей
Использование здоровьесберегающих технологий в трудовой деятельности старших дошкольников.

Одним из основных направлений совершенствования работы детского сада является воспитание уверенности и доверия у ребенка при ознакомлении его с современным социальным миром. Для решения данной задачи необходимо создать условия в дошкольном образовательном учреждении и семье, позволяющие ребенку планомерно накапливать опыт безопасного поведения. Для этого в нашем детском саду реализуются следующие условия:

1. Создание адаптивной образовательной среды для детей дошкольного возраста как условие формирования их безопасного поведения.

2. Здоровьесберегающая направленность образовательного пространства детского сада.

Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в трудовой деятельности старших дошкольников,» размещена в разделах

Наблюдая за детьми в различных ситуациях, беседуя с ними, мы пришли к выводу, что детям необходимо обучение навыкам безопасного поведения в трудовой деятельности. При этом необходимо создать условия в детском саду и семье, позволяющие ребенку дошкольного возраста планомерно накапливать опыт безопасных трудовых действий, формировать представления, знания, умения и навыки безопасного поведения в быту.

Проблема определения оптимальных педагогических условий для воспитания безопасного поведения в трудовой деятельности у дошкольников является актуальной и малоразработанной. При этом недостаточно определено содержание доступных знаний и умений обеспечения безопасности в домашней среде; отсутствует диагностический механизм (критерии и уровни овладения содержанием, методы сбора информации); требует дополнения и уточнения методик работы.

Ориентируясь на исследования выдающихся педагогов и психологов (Божович Л. И., Бронников И. Н., и др) и информацию, полученную в ходе обследования мы выбрали направление своей работы, которое заключается в поэтапном, ступенчатом освоении детьми старшего дошкольного возраста опыта безопасной трудовой деятельности.

Опираясь на важность и необходимость формирования трудовых навыков детей старшего дошкольного возраста и проблему способа решения данного вопроса, мы обратились к созданию системы работы по трудовому воспитанию, используя здоровьесберегающие технологии в работе с детьми.

Исходя из этого, работа, направленная на освоение опыта безопасного поведения ребенка, осуществлялась поэтапно, ступенчато:

на I этапе заинтересовывали детей, актуализировали, уточняли и систематизировали их знания о правилах безопасности;

на II этапе вводили правила в жизнь детей, показывали разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировали дошкольников в умении применять эти правила;

на III этапе на основе усвоенных знаний и умений (превращения правил из внешних требований во внутренние мотивы) возможно осознанное овладение реальными практическими действиями.

Сфера отношений «Родители – ребёнок – воспитатели» является определяющей в дошкольном возрасте. Общение, контакты, совместная со взрослыми деятельность имеют первоочередное значение для формирования мотивов поведения и накопления опыта детей.

Ведущее направление в ДОУ — работа с детьми, поскольку решить задачу воспитания безопасного поведения в трудовой деятельности ребенка возможно, прежде всего, организуя его непосредственную деятельность.

Приобретение опыта безопасного поведения в трудовой деятельности детьми осуществлялось в определенной последовательности, исходя из выделенных этапов : от актуализации знаний через имитацию формируемых умений с переходом к реальным действиям с потенциально опасными предметами быта.

Обращаем внимание на то, что работа с детьми начинается с уточнения и систематизации представлений об острых, колющих и режущих предметах как источниках опасности, мерах предосторожности с ними и формирования соответствующих умений, поскольку данный вид опасных ситуаций наиболее знаком дошкольникам 5–6 лет. Самым продолжительным по времени является второй блок опасностей в быту (объекты, приводящие к ожогам, пожарам и электротравмам, и правила обращения с ними). Профилактика падений занимает приблизительно 1,5—2 месяца.

Соблюдению указанных выше моментов способствует исполь-зование игровых методов и приемов. Особая роль в нашей работе отводится игровому персонажу, например — СТОБЕД (герой произведений Д. Орловой, который рассказывает истории, происходившие с ним (из-за нарушения правил безопасности, «открывает» вместе с детьми правила поведения, загадывает загадки, приносит картинки и разные задания, «придумывает» стихотворения, приводит в гости в свой дом и т. п. Именно Стобед делает процесс освоения опыта безопасного поведения детьми в труде живым; помогает им понять правила безопасности, разрешать проблемные ситуации.

Вся работа с детьми осуществлялась при условии их заинтересованности предлагаемой темой или отдельным вопросом и ни в коем случае не «навязываться» ребенку. Дидактическая игра, занятие, чтение художественной литературы и т. п. начинаться только с теми детьми, которые проявляют желание к сотрудничеству.

Домашние задания помогают упорядочить «стихийное» получение четырехлетками опыта безопасного поведения в домашних условиях. Постоянное включение детей в совместную со взрослыми деятельность дает эмоциональный выход их активности, позволяет обратить внимание на способы осторожного обращения с предметами быта, способствует формированию умений безопасного поведения.

Ведущими формами работы с родителями являются: групповые собрания, индивидуальные консультации, практические семинары, до-машние задания, мероприятия по вовлечению в педагогический процесс детского сада, наглядная агитация. Выбор данных форм взаимодействия осуществлен на основе анализа исследований, посвященных вопросам организации эффективного сотрудничества ДОУ и семьи в вопросах воспитания и обучения дошкольников (Т. С. Грядкина, О. Л. Зверева, М. В. Крулехт, ТА. Маркова и др.).

Для ознакомления родителей с методами и приемами обучения дошкольников безопасному поведению в быту мы создали «Школу для занятых родителей», в которой на семинарах и консультациях члены семей могли изучать имеющуюся литературу и опыт семейного воспитания, пробовать «проиграть» различные ситуации взаимодействия с ребенком, решать педагогические задачи и другое. Название предложенной формы работы заимствовано из книги П. Статмэн «Безопасность вашего ребенка» и, на наш взгляд. отражает, с одной стороны, суть ее организации — кратковременность и содержательность встреч, с другой, исключает возможность ссылок родителей на недостаток времени. Занятия в «Школе» чаще организовывались с подгруппами родителей (по договоренности) или индивидуально.

В работе с родителями предлагается широко использовать такой метод, как решение проблемных ситуаций (Л. Ф. Островская). Это побуждает взрослых к анализу воспитательных приемов, поиску более подходящего способа родительского поведения.

«Вы уходите в гости и оставляете ребенка одного дома (не первый раз). При этом, Вы знаете, что он любит играть и смотреть телевизор на кухне. Какие меры предосторожности Вы примете и что скажете ребенку?»

«Папа закрепляет полку на кухне. Приготовил инструменты, дрель. Сын «крутится» около папы и пытается достать из ящика инструменты. Реакция папы: «Не путайся под ногами. Мне твоя помощь не нужна! Пойди, посмотри телевизор. Нечего тебе на кухне делать». Согласны ли Вы с папой? Как бы Вы повели себя в такой ситуации?»

Ребенок любит смотреть в окно, при этом иногда стучит по стеклу, говоря что-то птицам или прохожим. Как Вы будете действовать, чтобы предотвратить возможное несчастье?»

Также родителям предлагаются задания дать оценку разным формам обращения к ребенку, позволяющим увидеть разницу, выбрать наиболее удачные, заменить нежелательные.

Например: «Я и не знала, что ты умеешь резать хлеб таким ножом. Ведь надо быть очень осторожным, иначе порежешься», вместо: «Немедленно положи на место, это опасно!» В работе с родителями старайтесь убедить их не сдерживать активность детей, а направлять ее в «полезное русло».

Таким образом, предложенная технология взаимодействия с семьями воспитанников как путь накопления опыта безопасного поведения в трудовой деятельности дошкольников, помогает взрослым осознать значимость предупредительных мер при условии использования собственного примера, сотрудничества с малышом и обеспечения активности ребенка в данном процессе.

Проведенные занятия, позволили подытожить знания, полученные ранее и получить новые. На закрепление проводятся различные игры. Этим циклом занятий, игр, бесед, экскурсий, мы подвели детей к тому, что здоровье можно сберечь тогда, когда выполняются все правила и условия работы.

В целом хочется отметить, что планомерная деятельность со стороны взрослых, направленная на воспитание безопасного поведения детей дошкольного возраста в труде, является важным условием подготовки ребёнка к безопасному существованию в окружающей среде и носит профилактический характер. Это означает, что данная работа в системе дошкольного образования должна рассматриваться не в краткосрочной, а в долговременной перспективе.

Публикации по теме:

Обобщенный педагогический опыт «Использование элементов современных ИКТ при ознакомлении с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ» ГЛАВНАЯ.

Презентация «Использование нетрадиционного физкультурного материала в условиях интеграции» В данной презентации представлен опыт работы творческой группы по физкультурно- оздоровительному направлению "Нехворай-ка" по созданию в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование здоровьесберегающих технологий в трудовой деятельности старших дошкольников.
Опубликовано: 16 июня 2013 в 15:58
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД