Елена Хохлова
Непосредственно-образовательная деятельность «История русского костюма»
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно-образовательная деятельность : познание, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы.
Тема: «История русского костюма».
Цель: Познакомить детей с историей русского национального костюма, с особенностями его внешнего вида; учить детей сравнивать, описывать, делать выводы; способствовать развитию речи; воспитывать интерес и уважение к русской культуре.
Публикация «Непосредственно-образовательная деятельность „История русского костюма“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Маски, костюмированные развлечения, уголки ряжения
- Русский народный костюм
- Темочки
Материалы: Иллюстрации с изображениями русских национальных костюмов, куклы в русских костюмах, детские и взрослые русские национальные костюмы, лапти, валенки, головные уборы – женские и мужские. Аудиозаписи русских народных песен.
Ход занятия:
1. Введение в игровую ситуацию.
Вспомните, дети, как у нас в саду побывала выставка мастеров народно-прикладных искусств. Некоторые игрушки и предметы у нас остались в группе. Поглядите на них. Это дымковские и филимоновские барышни. А есть ещё и другие нарядные игрушки – это матрёшки. Все игрушки красивые, одеты в нарядные одежды. Сегодня, ребята, мы будем беседовать об одежде людей, которую носили в старину, много-много лет тому назад.
- 2 –
2. Актуализация знаний детей.
Игра «Подбери слова».
- Как вы думаете, когда человек начал носить одежду? Это произошло давным-давно, но тогда одежда служила только для защиты от холода и жары. Постепенно одежда стала приобретать всё большее значение в жизни человека. Давайте вспомним названия одежды, которые состоят из 2-х слогов. ( Дети вспоминают слова: брюки, кофта, шуба, шорты, пальто, шапка, платье, берет, майка, носки, свитер, костюм и др.)
3. Затруднение в игровой ситуации.
Игра: «Загадочное слово – кафтан».
- Я тоже знаю одно слово, которое вы не вспомнили, но можете подсказать, если отгадаете загадку: «По горам, по долам ходят шуба да … (Кафтан.)
- Что такое кафтан? Дети, вы знаете? (Предположения детей.) Если вы не знаете, а хотите узнать, то надо спросить у того, кто знает.
4. Открытие нового знания.
4.1. Игра «Мужская русская национальная одежда».
- Дети, кафтан – это старинная верхняя мужская одежда. (Показ иллюстрации.) На какую современную одежду похож кафтан? (На пальто.) Есть такая русская поговорка : «Рад Епифан, что нажил себе серый кафтан». Кафтаны были разные, под стать своему хозяину. У бедных людей – серые и чёрные сермяжные кафтаны и балахоны, а у зажиточных – кафтаны синего цвета или сшитые из козлиных шкур, но самые богатые люди шили из тонкого сукна, привезённого купцами из далёких стран.
- 3 –
Мужчины не ходили по улице с непокрытой головой. Летом носили шапки круглой формы или колпаки, а зимой – тёплые шапки из овчины.
Но главными частями мужской одежды были рубахи и порты. Рубаху делали длинной и подпоясывали, иногда рубаху называли косовороткой. (Демонстрация мужского русского национального костюма.) С наступлением холодов доставали овчинную шубу, а богатые и знатные люди – песцовые, лисьи, бельчьи шубы. Вспомните, в какой сказке старик своей жене лису на воротник? (Лиса и Серый волк.)
На руках обязательно носили длинные, доходившие до локтя, кожаные рукавицы, а в лютые морозы под них надевали ещё шерстяные валешки или вариги (вспомните современное слово «варежки»).
4.2. Игра «Женская русская национальная одежда».
- Девочкам наверное хочется узнать, что же в старину носили женщины и девушки, какую одежду?
Основной одеждой женщины была длинная сорочка. Как говорилось в русской пословице : «Бабьи рубашки – те же мешки, рукава завяжи да что хочешь положи». Поверх сорочки надевали сарафан. Поверху повязывался передник. Он был одной из важных частей женского костюма. Информация о минувшей жизни читалась по вышивке на подоле, свои пожелания и мечты женщина выражала в орнаментах: выше к поясу, как бы приближая к сердцу. Сарафаны были синие и китайчатые, а богатые – рядились в одежды кумачовых расцветок (красные). «Красна девица до гряд: в сарафане до пят». (Показ иллюстраций и демонстрация женского сарафана.)
- 4 –
Сверху на сарафан надевали душегрею, а ещё телогрейки и шубейки. В зимнее время женщины поверх телогреи надевали ещё шубу из овчины, покрытую тканью, а по праздникам – шубы из заячьего меха.
Головной убор во все времена оберегал женщину от потусторонних сил. Головные уборы были разными для девушек и для замужних женщин. До замужества девушка повязывала голову обручами, венцами, полотенцами так, чтобы макушка всегда оставалась открытой. У женщин было большое разнообразие головных уборов. Они носили кокошники, сороки и чепцы. «Вот тебе кокуй, с ним и ликуй». Богатые женщины вышивали головные уборы богато – золотыми и шёлковыми нитями и гарусом (шерстяная нить). Для пущей красоты подвязывали платками с расписным узором из кашемира.
4.3. Игра «Старинная обувка».
Предметом особой заботы была обувь. Самыми незамысловатыми обутками были лапти. Они считались повседневной, и для многих крестьян – праздничной обувью.
Лапти плели из берёзового и липового лыка. Есть такая русская народная песенка : «Лиса лыко драла, лиса лапти плела». Что же такое лыко? Лыко – это волокна под корой дерева. Про лапти русские люди сочинили много шутливых песенок. Послушайте одну из них: «Эх лапти мои, лапоточки мои,
Растопталися, расшаталися,
Были новые, да кленовые,
Пляши Андрей, не жалей лаптей!
Сходим лыка надерём,
- 5 –
Лапти новые сплетём».
5. Введение нового знания в систему знаний.
5.1. Игра «Кто внимательней?»
Посмотрите, дети, кто к нам в гости пришёл – куклы Алёнушка да Машенька. Они одеты в русские национальные костюмы. Одежда у них разная, красивая. (Рассматривание костюмов : как и во что они одеты. Дети рассказывают об их нарядах, вспоминают слова: сарафан, сорочка, рубаха, порты, косоворотка, кокошник, венец, кафтан, передник, лапти и прочее.)
- Алёнушка и Машенька хотят послушать, какие вы знаете русские народные песенки или потешки. («Гуси, вы, гуси», «Петушок – золотой гребешок», «Солнышко – вёдрышко», «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор», «Стучит, бренчит по улице, едет Фома на курице» и другие) Предложить послушать ещё одну потешку:
«У Матрё шкиной сетрицы по деревне небылицы:
Ходит утка в юбке, в тёплом полушубке,
Курочка – в жилете, Петушок – в берете,
Коза – в сарафане, Заинька – в кафтане,
А всех их пригоже Корова в рогоже».
- Дети,вспомните названия одежды и головных уборов, прозвучавшие в потешке.
5.2. Игра «Что лишнее?»
Предложить детям найти среди предложенных карточек с изображением различной одежды, только старинную русскую одежду. Самостоятельная деятельность детей.
- 6 –
6. Итог занятия: Дети вспоминают, чем они занимались, какие задания выполняли, что узнали нового и интересного. Оценить деятельность детей.
Используемая литература:
1. А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова. «Здравствуй, мир!»
2. Н. В. Алешина. «Знакомство дошкольников с родным городом и страной».
3. Н. В. Нищева. «Конспекты логопедических занятий в старшей группе детского сада».
4. «Куклы в народных костюмах». Журнал №1, 2012 г.