Надежда Щербакова
Конспект занятия в старшей группе «История возникновения куклы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе
Образовательные области: познание, коммуникация, художественное творчество.
Цель: Познакомить детей с одной из форм общения в русских крестьянских поселениях в прошлом- посиделками. Показать самобытность русского народа, проявляющуюся в мастерстве, в устном народном творчестве (песнях, потешках).
Познакомить с историей создания куклы. Помочь ориентироваться в прошлом и настоящем куклы. Воспитывать уважение к историческому прошлому своего народа, стремление сохранять и обогащать свое наследие.
Оборудование:
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „История возникновения куклы“» размещена в разделах
Куклы (из палочки, из соломы, тряпичная кукла, дымковская кукла, матрешка, пупсы, кукла Барби,Беби-боны).Кусочки ткани на каждого ребенка.
Ход нод
- Воспитатель: Проходите гости дорогие. Гость на гость- хозяину радость.
- Просим в нашу светлицу! Красному гостю- красный место, Спасибо вам гости, что пришли на посиделки.
- Вот так, дети, встречали раньше гостей бабушки ваших бабушек. В давние времена в каждом селе были свои посиделки. Роднило их одно: собирались, чтобы себя показать и на других посмотреть, попеть частушки, мастерством своим блеснуть, истории послушать.
- И я вам сегодня тоже расскажу историю. А вот про кого, вы узнаете, если отгадаете мою загадку;
- Ей косички заплетаем
И в колясочке катаем
Спать кладем и кормим в срок –
Про кого прочла стишок? (кукла).
- Да, дети, куклы тоже имеют свою историю.
- Куклу на Руси во время игры называли ласково «Живуля», что значит «дитя», «ребенок». Первая кукла была похожа на обыкновенную палочку, у нее не было ни рук, ни ног (показ образца). Грустно было играть с ней. Прошло немного времени, и люди научились делать куклу из соломы (стригушка). Она была лучше деревянной. У нее была голова, ручки и ножки (показ соломенной куклы).
- Дети, как вы думаете, с соломенной куклой играть было интересно?
- (она легко ломается).
- А вот когда человек нашел глину, он узнал, что поместив ее в воду, можно что-то вылепить.
- И конечно он вылепил куклу, раскрасил ее угольками, а после красками. Они получались яркими, красивыми. Эти куклы делают до сих пор (показ дымковской игрушки).
- Прошли годы и человек придумал тряпичную куклу, их еще называли оберегами. Куклу брали в руки, три раза поворачивали против часовой стрелки и приговаривали: «Отвернись злом, повернись добром». Этих кукол любили, берегли, передавали по наследству.
- Я предлагаю вам, дети, сделать вместе со мной куклу- оберег.
- Нужно взять кусок ткани, посередине положить кусок ваты, перетянуть концами ткани.
- Раскрашивать лицо долго не решались, т. к. считали, что глаза- зеркало души- необходимо закрывать, чтобы защищать внутренний мир от сглазу. Такую куклу клали в люльку к младенцу и укачивали.
-Давайте и мы с вами покачаем своих кукол. Споем ей колыбельную.
-Дети, качая кукол, поют: Березонька, скрип, скрип.
-Моя доченька спит, спит
- Моя доченька уснет,
- Ее сон унесет,
- Унесет ее в садок, под малиновый кусток,
- А малинка упадет, дочке в ротик попадет.
- Спи доченька маленька, малиночка сладенька.
- Березонька скрип, скрип, а доченька спит, спит.
- Воспитатель: А еще я хочу вам показать известную во всем мире – МАТРЕШКУ. Она родилась сто лет назад. Ее придумал художник С. В. Малютин. Кукла была необычна тем, что внутри 1-й куклы сидела кукла поменьше, а в то еще меньше. И назвали ее старинным русским именем Матрешей.
- А потом придумали пластмассу – прочный, гибкий, небьющийся материал одевать. Дети с удовольствием с ними играли. И мы с вами сейчас поиграем в народную, старинную игру «Желудь».
Считалка: Раз, два, три, четыре, пять
Мы собрались играть
Вдруг сорока прилетела и тебе водить велела.
Водящий встает в круг, участники игры передают, за спиной желудь при этом все повторяют слова: Гуси- лебеди летали, они желуди кидали и кричали: У меня, У меня…
Водящий должен был угадать, у кого желудь.
- Ну вот, дети, а потом появились и куклы Барби, а теперь иБеби. боны (показ кукол). И вот моя история подошла к концу.
- Давайте прощаться : Играть, не уставать, не ушло бы дело.
- Гость доволен - хозяин рад.
- Милости просим побывать у нас в следующий раз.
Используемая литература:
Ж. Д. В. № 7 1990
Ж. Д. В. № 12 1993
«Педсовет» № 6 2004 газета.
Дыбина О. В. «Что было бы…», Алешина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим» М. 2009.