Ирина Ильенко
Итоговое интегрированное логопедическое развлечение в подготовительной группе по теме «Посуда».
▼ Скачать + Заказать документы
Итоговое интегрированное логопедическое развлечение в подготовительной группе по теме «Посуда».
Тема занятия: Посуда. Составление описательного рассказа по схеме.
Вид занятия: Формирование лексико – грамматических категорий и связной речи.
Тип занятия: фронтальное.
Цель занятия: учить составлять описательный рассказ по схеме.
Задачи занятия:
Публикация «Итоговое интегрированное логопедическое развлечение в подготовительной группе по теме „Посуда“,» размещена в разделах
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Подготовительная группа
- Посуда. Все о посуде для детей
- Работа логопеда. Логопедия
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- активировать словарь по теме «Посуда»;
- совершенствовать умение составлять описательный рассказ по схеме;
- совершенствовать умение согласовывать существительные с прилагательными в роде, падеже;
- совершенствовать умение употреблять в речи прилагательные;
- закрепить умение классифицировать посуду;
- закрепить умение использовать в речи существительные в родительном падеже;
- формировать пространственные представления;
- формировать умение правильно сервировать стол;
- формировать слухо-двигательные связи;
- развивать творческие способности;
- развивать интонационную выразительность речи;
- развивать внимание;
- воспитывать желание помогать людям в трудную минуту;
- устранять аграмматизмы, связанные с употреблением в речи предлогов из, в, под; профилактика оптической дисграфии.
Речевой материал: посуда, поднос, чайник, чашка, блюдце, тарелка, нож, вилка, ложка, кофейник, сахарница, бокал, кружка, сковорода, сервиз, чайная, столовая, кухонная, одноразовая, кофейная, мелкая, глубокая, металлическая, стеклянная, фарфоровая, металлическая, стеклянная, чугунная, эмалированная, деревянная, железная, пластмассовая, хрустальная, хрупкая, готовить, пить, мыть, сушить, чистить, расставлять, сервировать, варить, жарить, тушить, кипятить, бумажная, тонкая, вытирать.
Оборудование: предметные картинки по теме, карточка-наложение, посуда, схема рассказа, вода, свеча.
Предварительная работа:
• Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Посуда».
• Рассматривание альбомов, иллюстраций и образцов с различными видами посуды.
• Чтение сказки К. И. Чуковского «Федорино горе», «Финист – ясный сокол», №Дудочка и кувшинчик», «Петушок и меленка».
• Просмотр мультфильмов «Каша из топора», «Горшок каши» братьев Гримм.
• Артикуляционная гимнастика «Утром проснулись».
• Пальчиковая гимнастика «Десять славных мышек».
• Разучивание стихотворений: А. Усанова «А у нас», загадок по теме «Посуда», музыкального произведение «Чайник-ворчун».
• Дидактические игры: «Что лишнее?», «Ласковые слова», «Скажи наоборот», «Из чего сделана посуда?», «Что где?» и т. д.
• Лепка и роспись посуды.
Ход занятия:
1. Оргмомент.
- Ребята, Кастрюля – хитруля принесла нам письмо от Федоры. Она просит помочь ей вернуть то, что от нее сбежало. Логопед показывает лист №1.
Логопед спрашивает детей :
- Ребята, помогите разобраться, что сбежало. Я что-то ничего не пойму.
Дети перечисляют предметы на картинке и обобщают:
ложка, вилка, кастрюля, кувшин, чашка, бокал, тарелка, чайник.
- Сбежала посуда, - отвечают дети.
- Все понятно.
Снова горе у Федоры:
Не пошел ей в прок урок;
Чистоты, порядка нету
И опять переполох!
Разбежалась вся посуда,
Обувь, мебель и белье,
И рыдает вновь Федора;
- Это ж было все мое!
Сковородок нет и блюдец,
Нет тарелок, а еда –
Фрукты, овощи, продукты,
Разбежались кто куда!
- Поможем Федоре, ребята?
-Да, поможем, - отвечают дети.
2. Сообщение темы.
- Помочь-то мы ей поможем, а вдруг посуда снова сбежит. Надо что-то придумать, чтобы такого больше не случалось. В чем же проблема?
- Вся проблема в том, что она плохо обращается с посудой, - отвечают дети.
- Что же делать?
- Надо научить ее обращаться с посудой (ответ детей).
- Верно! Мы расскажем Федоре о посуде. Кастрюля – хитруля, ты поможешь нам? Мы выполним твои задания, а ты поможешь и подскажет нам, что мы должны рассказать Федоре о посуде.
Логопед достает первое задание из кастрюли.
3. Игра «Расставь посуду».
На двух подносах стоит посуда : чайник, тарелка, кастрюля, ложка, нож, вилка, чашка, сахарница, кофейная чашка, кофейник, сковорода, одноразовая бумажная тарелка и одноразовый пластмассовый стакан.
- Ребята, задание такое: надо расставить посуду, с учетом того, какая бывает посуда. Начальник у посуды – чайник. Его поставим в центр стола.
Ставят чайник в центр стола.
- Какая посуда бывает?
Дети перечисляют: столовая, кухонная, чайная, кофейная, одноразовая.
- Поставьте столовую посуду в правом нижнем углу стола.
Дети выполняют инструкцию логопеда - берут по одному предмету и произносят:
- В правом нижнем углу я поставлю (тарелку, ложку, нож, вилку).
- В левом верхнем углу поставьте чайную посуду.
- В левом верхнем углу я поставлю (чашку и сахарницу).
- Поставьте кофейную посуду в правом верхнем углу стола.
- В правом верхнем углу стола я поставлю (кофейник и кофейную чашку).
- Поставьте одноразовую посуду в левом нижнем углу стола.
- В левом нижнем углу я поставлю (одноразовую тарелку и одноразовый стакан).
- Кухонную посуду поставьте под чайной.
- Под чайной посудой я поставил (кастрюлю и сковороду).
- Вы, ребята, молодцы! Быстро справились с первым заданием. А вот и наша первая подсказка. Логопед достает из Кастрюли – хитрули лист №2 к схеме.
- О чем мы должны здесь рассказать?
- Верно, что посуда бывает : столовая, кухонная, чайная, кофейная, одноразовая.
4. Игра «Чайник-ворчун» (логоритмика).
- Ребята, второе задание, надо спеть песню о чайнике. Готовы?
Я чайник-ворчун, хлопотун, сумасброд.
Я всем на показ выставляю живот,
Я чай кипячу, хлопочу и кричу:
«Эй, люди, я с вами почайпить хочу!»
Под музыкальное сопровождение.
- Вот и еще подсказка. Логопед показывает карточку №3.
- Да это же самая первая посуда, которой пользовались люди. Из чего они ее делали?
Дети называют, что раньше посуду делали из дерева, бересты, глины, чугуна и железа.
5. Игра «Лаборатория».
- А вот наше следующие задание: нам надо объяснить, почему эту посуду называют одноразовой и доказать, что это так.
Дети высказывают свои предположения.
- Вы, ребята правы, но как это доказать Кастрюле – хитруле?
- Давайте пройдем в нашу лабораторию и проведем опыт с посудой. Как доказать, что бумажная посуда одноразовая?
- Ее нельзя мыть. Моем обычную тарелку и бумажную.
- А как докажем, что одноразовая пластмассовая посуда не выдержит и расплавится, если в нее положить горячее? Ответы детей: надо нагреть ее. Для сравнения нагреваем обычную тарелку и пластмассовую.
- А чем можно объяснить, что она плавится и легко ломается? Ответы детей: она слишком тонкая.
- Мы справились, и получаем четвертую подсказку. Логопед показывает карточку №4.
- Ребята, как вы думаете, о чем мы должны здесь сказать?
- Конечно, какая бывает посуда.
6. Игра «Что где?».
- Теперь с нами играет тарелка. Нам надо выполнить и ее просьбу.
Вы послушайте меня:
Для вас центром буду я.
Место справа дам ножу,
Рядом ложку положу.
Вилку положу я слева,
Чтоб зубцами вверх смотрела.
- Давайте выполним ее указания. Дети раскладывают столовые приборы по местам.
- Тарелка показала нам, как надо правильно сервировать стол в обед. Спасибо тебе. Ребята, вы запомнили, где должна лежать ложка (нож, вилка? Дети называют.
- Давай нам следующею подсказку Хитруля. Логопед показывает карточку №5, №6.
- Да здесь сразу две подсказки! О чем они? Ответы детей: где должна храниться посуда, что можно с ней делать.
7. Игра «Посуда».
- Посуда предлагает нам поиграть. Выполнить физкультминутку «Посуда».
Вот большой стеклянный чайник, Дети «надувают» живот, одна
Очень важный, как начальник. рука на поясе, другая изогнута, как носик.
Вот фарфоровые чашки, Приседают, одна рука на поясе.
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца, Кружатся, рисуя руками круг.
Только стукни — разобьются. «Стучат» кулачками.
Вот серебряные ложки, Потягиваются, руки вверх,
сомкнуть над головой,
Вот пластмассовый поднос - делают большой круг.
Он посуду нам принес. Хлопают в ладоши.
- Вот еще две следующих подсказки. Одна о том, что люди мечтали иметь волшебную посуду, как в сказке, а вторая. Что сейчас придумали посуду, которая что умеет делать? Ответы детей: варить сама кофе, делать сок, кипятить быстро воду и сразу варить много продуктов.
- Какую посуду мы могли бы придумать для Федоры?
8. Составление рассказа по картинкам.
- Послушай Кастрюля – хитруля наши рассказы и передай их Федоре. Если она их запомнит, то посуда к ней вернется.
Дети составляют рассказы по картинкам (два-три ребенка).
План:
1. Что это?
2. Какая посуда бывает (классификация предметов посуды : чайная, кофейная, столовая, кухонная, одноразовая?
3. История посуды (из чего раньше делали посуду).
4. Какая посуда сейчас бывает?
5. Где хранится посуда?
6. Что можно делать с посудой?
7. О какой посуде мечтали люди издавна (в сказках?
8. Какую посуду придумали люди теперь?
9. Какую посуду ты придумал бы для Федоры?
9. Игра «Мечта».
- Ребята, а давайте простым карандашом нарисовать посуду, которую вы бы создали для Федоры. Сейчас нарисуем, а чуть позже раскрасим.
Звучит музыка и дети рисуют.
10. Итог занятия.
- Сегодня вы отлично потрудились – помогли Федоре. Чем мы сумели ей помочь?
- Верно, мы рассказали Федоре о посуде и выполнили много сложных заданий! Сегодня были все молодцы и Чайник-начальник награждает вас медалями «Знатоки».