Елена Чужайкина
Опыт работы «Формирование познавательной активности к математике посредством различных видов деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирования познавательной активности к математике посредством различных видов деятельности».
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский
Цель: Формировать у детей интерес к математике с помощью интересных заданий и игр.
Задачи:
Публикация «Опыт работы „Формирование познавательной активности к математике посредством различных видов деятельности“» размещена в разделах
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2024
Активизировать умственную деятельность детей;
Заинтересовывать математическим материалом;
Увлекать и развивать детей;
Закреплять полученные знания и умения;
Упражнять в применении их в других видах деятельности.
Игра – это не только удовольствие и радость для детей, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение.
Играя, дети могут приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Игровое обучение – это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально – оценочной деятельности.
Математическое развитие – значимый компонент формирования «картины мира» детей.
Одна из важных моих задач - развивать у детей интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщить к этому предмету в игровой и занимательной форме, что поможет в дальнейшем быстрее и легче усвоить им школьную программу. Дети начинают осознавать, что в каждой из занимательных задач заключена какая – либо хитрость, выдумка, забава. Найти, разгадать ее невозможно без сосредоточенности, напряженного обдумывания, постоянного сопоставления цели с полученным результатом.
Дети проявляют повышенный познавательный интерес к занятиям математикой только в том случае, когда заинтригованы и поражены чем – то им неизвестным.
Я собрала и систематизировала наглядный материал по логическому мышлению: загадки, задачи шутки, лабиринты, считалки, пословицы, поговорки и физминутки с математическим содержанием.
Предметно – развивающая среда вовлекает детей в образовательный процесс и обеспечивает максимальный психологический комфорт.
С целью стимулирования интеллектуального развития детей мною был оборудован математический уголок состоящий из развивающих и занимательных игр.
Многообразие наглядно – дидактического материала в математическом уголке способствует усвоению большого по объему материала, а своевременная смена пособий поддерживает внимание детей к уголку и привлекает их к выполнению разнообразных заданий.
Таким образом, правильно организованная предметно – пространственная среда в группе, помогает не только развивать творческие способности детей, но и их индивидуальные особенности. Активизировать его самостоятельную, мыслительную деятельность, развивать понимание математической речи и помогать развивать интеллектуальные способности детей.
В деятельности по физической культуре и утренней гимнастики дети встречаются с математическими отношениями : сравнить предмет по величине и форме.
Или определить, где левая сторона, а где правая. Большая работа ведется по ориентировке в пространстве и относительно своего тела.
При закреплении количественного счета дети выполняют различные упражнения : «Подпрыгнуть на одной ноге», «Попрыгай 10 раз на левой ноге, 10 раз на правой», «Занять домик определенного цвета или формы»). Не осознавая нагрузки, дети считают, размышляют, думают.
В режимных моментах также используются подвижны игры математического содержания.
Читая книги я учу детей различать их по величине : большие и маленькие, толстые и тонкие.
Драматизируем сказки, сравниваем героев по росту, считаем по количеству. Называем героев сказки «Репка» начиная с деда и наоборот с мышки. Ориентироваться в последовательности выполняемых действий в сказке, пользуясь словами «сначала – потом».
Математика проникает в «Художественно – эстетическое развитие». Зрительное, осязательные ориентиры помогают детям более детально запомнить, прочувствовать те или иные математические понятия (например, «пластилиновые цифры» - поделки из пластилина в виде той или иной цифры. Рисование по шаблону «Нарисуй и раскрась». Конструирование из геометрических фигур.
Играя на прогулке, мы считаем палочки, кормушки, листья, цветы, комки снега, сравниваем камушки. Я знакомлю детей с разными понятиями, например: «далеко – близко», «большой – маленький».
Освоение математических представлений используем и в повседневной жизни. Во время дежурства дети называют какое количество посуды не хватает на столах, на какое количество детей сегодня накрыты столы и т. д.
В самостоятельной деятельности дети используют различны мозаики, пазлы, дидактические игры.
Развитие элементарных математических представлений у детей посредством различных видов деятельности будет эффективно при условии использования различных методов и приемов в образовательном процессе.
Регулярное использование дидактических игр, специальных игровых задач, заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор детей, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.