Надежда Измайлова
Дидактическая игра как средство развития логико-математических способностей дошкольников (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОРМИЛОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №1»
ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ, КОРМИЛОВСКИЙ РАЙОН, Р. П. КОРМИЛОВКА,
УЛ. ГАГАРИНА 13, 8 (381) 70 - 2 – 14 - 59
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Из опыта работы
ИЗМАЙЛОВОЙ НАДЕЖДЫ ПЕТРОВНЫ
2013г
1. Актуальность опыта.
Публикация «Дидактическая игра как средство развития логико-математических способностей дошкольников (из опыта работы)» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.
Многие полагают, что главное при подготовке к школе – это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это выливается обычно в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10). Однако эти умения очень недолго выручают на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро и не сформированность собственного умения продуктивно мыслить приводит к появлению «проблем с математикой».
Проблема: организация специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления.
Целью моей деятельности является подбор и адаптация комплекса дидактических игр, способствующих развитию логико – математических способностей дошкольников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Достижение цели осуществляется путем решения следующих задач:
1. Провести анализ психолого – педагогической и учебно - методической литературы по проблеме развития логико-математических способностей детей дошкольного возраста.
2. Подобрать и адаптировать комплекс дидактических игр, способствующих развитию логических приемов умственных действий.
3. Включить в воспитательно - образовательный процесс дидактические игры.
4. Провести диагностику результативности деятельности.
5. Наметить дальнейшие пути работы по избранной тематике.
3. Теоретическое обоснование опыта.
Взаимозависимость математического развития и формирования логических приемов умственных действий – одна из основных методических проблем математического образования дошкольников. Этой проблеме уделяли внимание З. А. Михайлова, Л. А. Венгер, А. А. Столяр, А. З. Зак. В методике под формированием логического мышления ребенка имеют в виду развитие логических приемов мыслительной деятельности, а также умение понимать, прослеживать причинно – следственные связи явлений, выстраивать на их основе простейшие заключения.
Основной же формой обучения и воспитания в дошкольном возрасте является игра.
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания них – серьезная форма воспитания. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс.
В игре не должно унижаться достоинство ее участников, в том числе и проигравших.
В детском саду ставятся такие педагогические задачи: развивать у детей память, мышление, воображение, так как без этих качеств немыслимо развитие ребенка в целом. Используя различные дидактические игры, занимательные упражнения можно также исправить пробелы знаний у детей. Все дидактические игры можно разделить на несколько групп:
1. Игры с цифрами и числами;
2. Игры – путешествия во времени;
3. Игры на ориентировку в пространстве;
4. Игры с геометрическими фигурами;
5. Игры на логическое мышление.
Таким образом, дидактическая игра – целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.
4. Описание собственного опыта.
В процессе развития математических способностей, я как воспитатель, осуществляю работу по формированию математических представлений как в образовательной деятельности, так и в повседневной жизни.
Поэтому, планируя свою работу на день, включаю в утренний и вечерний отрезки времени, на прогулке, в игровую деятельность дидактические игры, настольно – печатные игры, сюжетно – дидактические и подвижные игры с математическим содержанием, элементы занимательной математики (логические задачи, загадки, считалки, стихи, головоломки, лабиринты и др., математические задачи.
Моя задача как воспитателя – включить всех детей в активное и систематическое усвоение материала. Для этого я использую индивидуальный подход.
В своей работе я использую проблемно-игровую технологию.
Схематически проблемно-игровую технологию, направленную на развитие познавательно-творческих способностей детей в логико-математической деятельности можно представить следующим образом.
Проблемно-игровая технология (слайд)
Детям, как правило, интересна в меру сложная деятельность, доступная для ребенка, имеющего опыт самостоятельного познания и способного включаться в напряженную мыслительную деятельность. При использовании проблемно-игровой технологии ребенок вынужден (и это его увлекает) самостоятельно находить или осваивать способ достижения. Я оказываю только частичную помощь: частичную подсказку; участие взрослого в выполнении или уточнении действия. Главным компонентом проблемно-игровой технологии является активный, осознанный поиск ребенком способа достижения результата на основе принятия им цели деятельности и самостоятельного размышления по поводу предстоящих практических действий, ведущих к результату. Моей заботой является обеспечение активности детей в деятельности. Достигается это прежде всего через мотивацию (яркую, доступную, реально-жизненную); участие ребенка в выполнении интересных, в меру сложных действий; выражении сущности этих действий в речи; проявлении соответствующих эмоций, особенно познавательных; использовании экспериментирования, решения творческих задач, их варьирования с целью освоения детьми средств и способов познания и применения их в детских видах деятельности. Способствую достижению детьми цели, результата в игре, упражнении, ни в коем случае не снижая их собственной активности; использую интересные для детей игры и упражнения, развивающие смекалку и сообразительность.
Приобщать детей к игровому взаимодействию с целью обогащения математических представлений помогает «Математическая игротека», которая хорошо зарекомендовала себя на практике. Обновление игротеки происходит благодаря традиции «Игры в гости к нам» : каждый четверг кто – то из детей приносит из дома свою любимую настольную игру. Целую неделю игра «гостит» в группе, и все желающие в свободное время могут поиграть в нее, после чего она возвращается владельцу. Так каждому ребенку предоставляется возможность «презентации» своей любимой игры, что вызывает у него эмоционально значимые переживания; кроме того дети в течение учебного года имеют возможность значительно расширить свой игровой опыт. «Игротека», если можно так выразиться, выходит за пределы детского сада. Этому способствует еще одна традиция «Игры напрокат». Дети по очереди в пятницу берут домой на выходные по одной игре из «Математической игротеки», а в понедельник их возвращают. В выходные дни у ребенка появляется возможность поиграть с близкими, объяснить им правила, отремонтировать при необходимости игровой материал. А во время игры с «домашними партнерами» закрепляются математические представления и умения ребенка, а также налаживается непринужденное общение с родителями и другими близкими. При обучении математике использую загадки и считалки, настольные игры, такие как «Логические кубики», «Кубики и цвет», «Танграм», «Листик», «Сложи узор», «Уникуб», «Геометрический конструктор» и многие другие. Кроме того, широко использую и словесные игры: «Наоборот», «Летает – не летает», «Назови числа больше (меньше)этого», «Кто знает, пусто считает», «Посмотри вокруг», «Да и нет».
Также существуют игры, которые не только продают в магазинах, но и публикуют в различных детских журналах. Это настольные игры с игровым полем, цветными фишками и кубиками или волчком, в которых согласно правилам игры, участникам предлагается бросить кубик и совершить определенные действия.
Еще хотелось бы заметить, что для более эффективного развития логического мышления детей дошкольного возраста, необходимо включать в работу и родителей. Для этого мной был проведен ряд консультаций и практикумов для родителей: значение игры в дошкольном возрасте, какие игры стоит покупать детям, как играть с детьми.
В игровой форме родители могут привить малышу знания из области познания, коммуникации, научить его выполнять различные действия, развить память, мышление творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, писать и читать. Однако в стремлении к знаниям важно не переусердствовать. Самое главное – привить ребенку интерес к познанию. Для этого совместная деятельность взрослого и детей должна проходить в увлекательной игровой форме.
Главное при обучении счету вовсе не овладение вычислительными навыками, а понимание того, что означают числа и для чего они нужны. Кроме того, стоит до школы научить ребенка различать пространственное расположение предметов (вверху, внизу, справа, слева, под, над, узнавать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). Важно также, чтобы ребенок различал величину предметов, понимал, что значит больше, меньше, часть, целое. Знания будут прочнее, если их закреплять дома.
Родителям были предложены также следующие дидактические игры :
- «счет в дороге»;
- «сколько вокруг машин?»;
- «мячи и пуговицы»;
- «далеко ли это?»;
- «угадай сколько, в какой руке»;
- «счет на кухне»;
- «сложи квадрат».
Еще полтора века назад Д. И. Писарев утверждал, что «математика всегда… остается для детей трудной работой», поэтому одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.