Галина Анатольевна Кучерова
Из опыта работы «Мы вместе: пути сотрудничества воспитателя и семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
ВОСПИТАТЕЛЬ : Галина Анатольевна Кучерова
МЫ ВМЕСТЕ : ПУТИ СОТРУДНИЧЕСТВА ВОСПИТАТЕЛЯ И СЕМЬИ
Мир маленького ребёнка неразрывно связан с миром его близких людей, его семьи. На становление личности дошкольника оказывает сильное влияние характер каждого человека, находящегося рядом, традиции семьи, её культура и взаимоотношения между взрослыми и детьми. Именно поэтому нам, педагогам, необходимо знать условия воспитания каждого ребенка в семье, и тесно взаимодействовать с семьями малышей.
Публикация «Из опыта работы „Мы вместе: пути сотрудничества воспитателя и семьи“» размещена в разделах
Исходя из собственного опыта взаимодействия с родителями, я поставила перед собой цель: гармоничное развитие ребенка через создание системы доверительных взаимоотношений между воспитателем и родителями.
Любое начинание в педагогической деятельности будет эффективным, если в нем принимают активное участие родители. Для того чтобы работа с родителями носила разнообразный характер, я использую разные формы сотрудничества. Где очень хорошо видно взаимодействие воспитателя и родителей. В своей работе я использую все формы сотрудничества.
Информационно–аналитическая форма направлена на выявление уровня педагогической грамотности родителей, их интересов, потребностей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.
Исходя их этого, свою работу начинаю с первого родительского собрания. Когда группа только формируется, дети находятся на адаптации, а некоторые родители еще даже не привели своих малышей в детский сад. Тема собрания так и звучит: «Теперь мы вместе!». Здесь я рассказала мамам и папам:
• об особенностях адаптации детей раннего возраста к детскому саду,
• о том, как нам сообща необходимо организовать жизнь наших малышей,
• делилась опытом предыдущих лет,
• показала фотоальбомы из жизни группы.
Такой шаг позволил мне, с первого момента знакомства с детским садом, заинтересовать будущих наших родителей и дать им понять, что только вместе, мы сможем решать любые возникающие вопросы и находить выход из сложных ситуаций. Благодаря такому тесному взаимодействию успешно растить и развивать наших малышей. Так как сейчас все родители заняты, и современный ритм жизни диктует свои правила. Я вынуждена была уйти от устаревшего лекционного метода проведения собрания. Сейчас я использую такие приемы, которые:
• активизируют внимание уставших родителей,
• способствуют более легкому запоминанию сути бесед,
• создают особый настрой на доброжелательный разговор.
После вступительной части, которая может быть проведена в форме:
• деловой игры,
• практических упражнений,
• фрагментов непосредственной образовательной деятельности с детьми и др. ,
перехожу к диалогу, в ходе которого:
• обмениваемся мнениями о достижениях детей,
• обсуждаем новости из жизни группы,
• выявляем напряженные вопросы (я обязана знать, какие вопросы вызывают у родителей напряжение, чтобы вовремя предотвратить возможную конфликтную ситуацию).
Чтобы лучше узнать семьи своих будущих воспитанников :
• провожу индивидуальные беседы,
• анкетирование.
Следующая форма наглядно – информационная. Она направлена на знакомство родителей с дошкольным учреждением, на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Я использую все виды направления работы с родителями. Чтобы подчеркнуть значимость образовательной деятельности для дошкольника, основной упор делаю на участие родителей в проектной деятельности.
Чтобы познакомиться поближе, я предлагаю мамам и папам поучаствовать в нашем первом проекте «Моя семья». В ходе, которого родителям предлагается написать рассказ о своей семье, в котором были бы отражены особенности семьи, традиции и взгляды на воспитание ребёнка. Затем все рассказы мы оформляем в общий семейный альбом группы и помещаем его в уголке для родителей. Таким образом, родители получают возможность познакомиться друг с другом, а я могу выяснить их увлечения и предпочтения, чтобы выстроить дальнейший маршрут сотрудничества. Приняв участие в таком проекте, семьи с интересом участвуют во всех проектах группы.
Искренняя заинтересованность в судьбе каждого малыша помогла убедить многих родителей в том, что их участие в жизни группы просто необходимо. Мамы, папы, бабушки и дедушки становятся частыми гостями группы, активно принимающими участие в жизни малышей.
Родителями со своими детьми с удовольствием участвуют в различных конкурсах и выставках, как местного, так и городского уровня: таких как «Новогоднее чудо», «Поделки из природного и бросового материала», «Нос морковкой», «Зеленая планета» и другие. Между родителями возникает соревновательный интерес, каждый хочет, чтоб его поделка, либо участие в деле было лучшим. Совместные дела объединяют детей и родителей. В процессе общей трудовой деятельности ребенок чувствует свою значимость, осознает свою пользу, что приносит ему радость, поддерживает интерес и желание мастерить. Он начинает понимать, что конечный результат зависит и от него, учится распределять обязанности между членами семьи и планировать процесс изготовления предмета выставки. А самое ценное – это то, что дети и взрослые совместно проводят время, занимаются общим делом.
Познавательная форма направлена на формирование у родителей
практических навыков воспитания, на знакомство родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста.
Чтобы вовлечь в эту творческую деятельность как можно больше представителей семей, я провожу для них мастер-классы по изготовлению поделок из солёного теста, из бумаги в технике «квиллинг».
Для молодых семей я организовала клуб «Росточек». На наших занятиях в клубе молодой семьи родители приобретают необходимый багаж знаний, а заодно знакомятся с особенностями образовательного учреждения. Благодаря таким формам взаимодействия родители чувствуют себя полноценными участниками воспитательно-образовательного процесса и учатся отвечать за результаты воспитания и обучения ребенка наравне с педагогами детского сада.
Досуговая форма направлена на установление эмоционального контакта между педагогами и родителями и детьми, на теплые доверительные отношения. Эта форма работы оказалась самой привлекательной, наверное, даже самой востребованной. Здесь родители могли увидеть проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях.
В нашей группе проходят как традиционные праздники, так и тематические: «День Именинника», «Праздник цветов», «Праздник мыльных пузырей», «Добрый вечер сказка», «Папа, мама, я дружная семья».
Дети всех возрастов очень любят сказки, но так как они еще маленькие, я предложила родителям поставить спектакль «Заюшкин дом» для своих малышей. Родители с удовольствием окликнули на мое предложение, сами распределили и выучили роли, сшили костюмы, изготовили декорации. Глаза детей светились неподдельной радостью и восхищением, когда они видели в роли героев сказки своих мам и пап.
Прошло время, ребята подросли и следующую сказку «Кто сказал мяу?» мы ставили уже совместно : родители и дети. Дети с удовольствием перевоплощались в сказочных героев. В ходе подготовки сказки укрепились детско – родительские отношения. Они стали более доверительными, искренними, добрыми.
Взаимодействие родителей и педагогов детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Я не останавливаюсь на достигнутом. Продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями, у нас одна цель: воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя.
Опыт работы позволяет сделать следующие
ВЫВОД: В результате целенаправленной работы по созданию системы сотрудничества с родителями, я могу утверждать, что дети комфортно чувствуют себя в детском саду, с удовольствием каждый день идут в группу. И что немало важно, результаты мониторинга показывают высокий уровень освоения программного материала.
И ещё! НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ХВАЛИТЬ И ПООЩРЯТЬ СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. И родители не исключение. Я всегда делаю это при любом удобном случае, и родители платят мне тем же. (цыганка, в конце учебного года для самых активных родителей благодарственные письма).