Папки-передвижки

Из опыта работы «Детское экспериментирование»

Екатерина Барт
Из опыта работы «Детское экспериментирование»

Детское экспериментирование.

Всем известно, что новые знания можно получать от кого-либо в готовом виде, а можно и самостоятельно. Вот и дети нашей группы научились добывать знания, они овладели технологией исследовательского поиска. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различному роду исследовательской деятельности, в частности- к экспериментированию.

Публикация «Из опыта работы „Детское экспериментирование“» размещена в разделах

Из своего опыта работы сделала вывод, что знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. не зря гласит китайская пословица «Расскажи – и я забуду, покажи и я запомню, дай попробовать- и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Делаю большой акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей, исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования доставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы: «Как?», «Почему?», «Зачем?». Дети стремятся к познанию нового, неизвестного. Они постоянно задают много вопросов. Дети видят проблему, где другие не замечают, удивляются, анализируют, сравнивают и делают выводы.

В процессе экспериментирования развивается речь детей. На прогулке наблюдаем за голубым небом, обращаем внимание на листочки, травку. В следующий раз наблюдаем за темным небом, слышим раскаты грома и т. д.

В уголке природы или на участке проводили стихийные наблюдения и эксперименты, которые не требуют специальной подготовки. Например, как вода влияет на рост растений. Гуляя с детьми, одновременно выискиваем в природе явления, которые могут заинтересовать детей.

Например, отчего почернел снег? При плановом эксперименте планирую, выбираю объект наблюдения, знакомлюсь с ним заранее, ставлю проблему, цель, задачи, даю время на обдумывание, а затем привлекаю детей к обсуждению методики и ходу эксперимента. Например, как освободить бусинки из ледяного плена?

Стараюсь заранее не предсказывать результат, т. к. дети теряют ценные ощущения первооткрывателей, вот и тогда они работают увлеченно. В процессе работы нужно поощрять детей.

Каждый ребенок во время эксперимента от начала до конца занят делом. Занятие нужно начинать энергично, чтобы дети увлеклись интересным содержанием материала, умственным напряжением. Все действия носят пробный характер. Активность полностью исходит от самого ребенка, он самостоятельно ставит цели и способы их достижения. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы. Пришли с прогулки, у всех мокрые рукавички. Как идти домой в мокрых рукавичках? Что нужно сделать, чтобы быстрее высушить их? Владик-нужно погладить горячим утюгом, Ира- повесить сушиться, Саша-положить в микроволновку, Арюна-положить на батарею. Проверяют гипотезы и делают вывод.

Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, т. к. с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Но само наблюдение может происходить и без эксперимента. Например, наблюдение за зимними изменениями природы не связано с экспериментом, поскольку процесс развивается без участия человека. Наблюдая за лошадью, Настя заинтересовалась, а как же лошади разговаривают? Оказывается, они разговаривают ушами.

В процессе экспериментирования ребенок чувствует себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность. Процесс познания- творческий процесс, и задача воспитателя и родителей- поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям и создать для этого необходимые условия.

Темы детских исследований могут быть разными: Фантастическими, эмпирическими, экспериментальными, теоретическими. Они должны быть интересны ребенку, должны принести реальную пользу, быть оригинальными, неожиданными, чтобы дети могли выполнить относительно быстро. Например, имеет ли вода форму, цвет, запах? Из чего построен дом? Зачем идет дождь? Освободим бусинки из ледяного плена. Язык лошади. Почему вымерли динозавры? Почему надувают шары? И т. п.

Во время экспериментирования дети действуют не боясь совершить ошибку, принимают смело решение, действуют уверенно, без сомнений, работают сосредоточенно, вкладывают в исследование всю свою энергию и знания, не ограничивают собственные исследования, дают себе волю понять реальность, которая их окружает. Внимательно анализируют факты и стараются не делать поспешных выводов. А самое главное, что во время исследований мы с детьми верим, что достижением намеченной цели, преодолеем любые преграды на своем пути.

Публикации по теме:

Детское естественнонаучное экспериментирование Рассматриваются вопросы: Формирование исследовательского поведения у дошкольников Экспериментирование при проведении групповых исследований.

Консультация «Детское экспериментирование» «Самое лучшее открытие то, что ребенок делает сам» Ральф У. Эмерсон Чего нельзя и что нужно делать. * Поощрять любопытство, которое порождает.

Детское экспериментирование и особенности его организации в ДОУ На сегодняшний день в системе образования ДОУ появляется множество новых методов работы с детьми. Современный образовательный процесс в.

Презентация «Детское экспериментирование. Магниты» Магниты и явление магнетизма Магнит – это предмет, обладающее магнитным полем, а также свойством притягивать другие металлические предметы. В.

Из опыта работы «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Ребёнок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. На протяжении.

Консультация для родителей «Детское экспериментирование» Консультация для родителей: «Детское экспериментирование» Живут на свете дети – мальчики и девочки. Все они разные – голубоглазые и черноглазые,.

Мастер-класс «Детское экспериментирование» Мастер-класс «Детское экспериментирование – средство познавательного и творческого развития дошкольника в образовательном процессе ДОУ».

Опыт работы по теме «Детское экспериментирование как эффективный способ познания окружающего мира» Детское экспериментирование, как эффективный способ познания окружающего мира Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи.

Рекомендации для родителей «Детское экспериментирование» Рекомендации для родителей «Детское экспериментирование» Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника.

Теоретическое обоснование опыта работы на тему «Экспериментирование в детском саду» «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы «Детское экспериментирование»
Опубликовано: 30 октября 2018 в 16:14
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД