Ольга Александровна Матяш
Из опыта работы о формировании ключевых компетентностей дошкольников старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирования ключевых компетентностей старших дошкольников в условиях перехода на 12-летнее образование».
Дошкольный возраст – замечательный период, когда развивается мотивация, желание что-то делать, выразить себя, творить, изобретать.
Обладая здоровьесберегающей компетентностью, ребё нок 5- 6 лет :
- проявляет самостоятельность в выполнении гигиенических процедур;
- проявляет творческий подход при выполнении основных движений;
- организует игровую подвижную деятельность с группой детей;
Публикация «Из опыта работы о формировании ключевых компетентностей дошкольников старшего возраста» размещена в разделах
- выполняет осознанно правила безопасности, понимает важность и необходимость закаливающих процедур.
В познавательную компетентность дошкольника входят навыки познавательной деятельности, умение понимать целостную картину мира, работать с различными источниками информации и использовать информацию для решения жизненно-важных проблем, умение сравнивать, анализировать, обобщать, экспериментировать, моделировать, заниматься элементарной поисковой деятельностью и владеть некоторыми способами природоохранной деятельности.
Обладая творческой компетентностью, ребё нок:
- участвует в различных видах музыкальной творческой деятельности;
- самостоятельно выбирает технические способы и средства изображения
в соответствии с характером образа;
- эмоционально откликается на красоту природы, одежду и убранство помещений, проявляет интерес к декоративному искусству, дизайну.
Творческая компетентность предусматривает формирование у ребенка эстетического отношения к миру и его художественное развитие.
При социальной компетентности старший дошкольник :
- умеет попросить о помощи, уважает желания других людей;
- осваивает взаимосвязи в социальном мире, демонстрирует высокий уровень коммуникативных умений;
- усваивает этические нормы и ценности своего и других народов, проявляет эмпатию, толерантность.
Переход на 12-летнее образование – это, по существу, реформа всей национальной системы образования. В дошкольном возрасте формирование ключевых компетентностей должно проходить на основе активной деятельности ребенка. Для этого необходимо пересмотреть формы организации учебного процесса по формированию ключевых компетентностей дошкольника.
Подготовка детей к школе - задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка.
Продолжающееся развитие личности ребёнка и его познавательных процессов, лежащих в основе успешной учебной деятельности в будущем, и необходимость обучения начальным школьным умениям и навыкам, таким, как элементы письма, чтения, счёта, а также адекватная оценка своих поступков и желаний и умение подчинить их определённым требованиям.
Для создания положительного психологического фона в классе предшкольной подготовки необходимо в течение всего года организовывать игры в «школу», каждый раз при «школе» открывать то библиотеку, то читальный зал, то музей и уголок животных, то комнату для гостей, то выставку поделок. Игра в «библиотеку» тоже детям полюбилась после экскурсии в школьную библиотеку, где они познакомились с работой библиотекаря. Игры в «школу» постепенно становятся составной частью многих игр.
Главный принцип отбора игр : игры должны быть интересными для детей, должны носить соревновательный и познавательный характер, вызывать желание играть даже без участия взрослого. В своей практике, используя дидактические игры, стремимся использовать развивающие игры, направленные на развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения и мелкой моторики. Несколько примеров.
Игра " Сыщики "
Цель: тренировать аналитическое мышление, умение выделять отличительные признаки путем сравнения. каждый ребенок держит перед собой рисунок с фигурой (цифрой, знаком) и играет за нарисованный объект. Ведущий назначает 3-4 ребенка в поисковую группу и удаляет их из комнаты. Оставшиеся определяют с помощью жребия или считалочки - кому быть " пропавшей", и дети называют его признаки (например, круг : катится, небольшого размера, цвет как у огурца). Затем в комнату возвращаются сыщики.
Здоровьесберегающая компетентность : воспитателю следует сочетать словесные (прием совместного обсуждения с детьми необходимости и правильности действий, наглядные (личный пример взрослого в выполнении всех правил гигиены) и практические (практическое обучение детей элементам дыхательной гимнастики, точечного массажа, упражнениям на релаксацию) методы обучения.
Коммуникативно-языковая компетентность. Для решения задач звуковой культуры речи ведущими являются фронтальные формы работы. В первую очередь к ним относится специальная организованная учебная деятельность. Для развития речевого дыхания используются некоторые упражнения дыхательной гимнастики («Часики», «Самолет», «Насос» и т. п., а также игровые упражнения: поддувание бумажных полосок, вертушек, надувание шариков, пускание мыльных пузырей и т. д.).
Система подготовки к обучению письму включает в себя основные направления, которые являются составной частью организованной учебной деятельности по основам грамоты. Детям старшего дошкольного возраста всегда нравятся различные графические задания,задания на штриховку, дорисовку, рисование по клеточкам, раскрашивание. Разминки для рук, пальчиковые игры, нетрадиционные техники, массаж, игры с мелкими предметами широко используем в своей практике.
Познавательную компетентность формируем при организации педагогического процесса в образовательной области «Познание».
На занятиях по организованной учебной деятельности изучение нового необходимо сделать упор на знания воспитанников, также повторить материал, который был ранее усвоен, это организовать можно в форме игровых упражнений.
Формируя элементарные математические представления у старших дошкольников, воспитатель использует наглядные (игрушки, вещи, картинки с цветными и силуэтными изображениями предметов, схеморисунки) словесные (рассказ, беседа, постановка вопросов «Как еще можно сделать? Проверить? Сказать?») и практические методы и приемы обучения, которые применяются в комплексе.
Примерные игры :«Кто первый?», «Угадайте, кто выше (ниже) ростом?», «Дополни числовой ряд», счет разными анализаторами, используя дидактические игры «Найди пару», «Подбери по форме», учим детей находить тождественные фигуры, использование приема осязательно-двигательного обследования моделей. Очень важно упражнять детей в комбинировании геометрических фигур, в составлении разных композиций из одних и тех же фигур.
В процессе ознакомления с окружающим можно использовать следующие группы игр:
- игры, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов и явлений, сравнивать, сопоставлять их. Проводятся они по типу игр-загадок («Отгадай-ка», «Магазин», «Радио», «Да - нет», «Похож - не похож», «Что за птица?» и др.);
- игры, развивающие умение группировать; обобщать предметы по определенным признакам. («Назови три предмета!», «Нужен - не нужен», «Кому что нужно?», «А если бы.», «Охотник» и др.); - игры, требующие от детей умения отличать реальные явления от нереальных, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения, понимать юмор. («Кто больше заметит и объяснит небылиц?», «Придумай небылицы сам», «Придумай перевертыши», «Бывает - не бывает»);
При ознакомлении с явлениями общественной жизни можно организовать интересные игры : «Путешествие по родной стране», «Мы плывем по Иртышу», «Экскурсия по Астане», «Экскурсия в океанариум Астаны» (презентации) и пр.
Ознакомление с произведениями изобразительного искусства осуществляется в организованной учебной деятельности. Воспитатель должен умело регулировать время, в течение которого дети будут беседовать по картине, рассматривать произведения народного декоративно-прикладного искусства (оржын, торсы, ман, тостаан, сырма) иллюстрации в книге, скульптуру и время, отведенное для самостоятельной работы. Практикуя упражнения типа, «Продолжи узор», «Составь изображение из частей», «Подбери фигуры», дети быстрее учатся навыкам изображения предметов, расположению на листе.
В старшем дошкольном возрасте ребенок должен уметь ориентироваться в разных видах жанров изобразительного искусства, понимать средства выразительности, воспринимать содержание произведения.
Музыкальное воспитание имеет важное значение в эстетическом и нравственном становлении личности ребёнка. Средствами музыки дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе восприятия музыки у них развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор.
Движущей силой социального развития дошкольника является деятельность, в процессе которой на основе сотрудничества со взрослыми, овладения навыками научения, подражания, идентификации ребенок приобретает социальный опыт.
Формирование культуры поведения дошкольника – одна из актуальных и сложнейших проблем. То, что будет заложено в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его жизнью.
Учитывая своеобразие педагогической деятельности в предшкольном классе с детьми старшего дошкольного возраста и работы, направленной на формирование компетентностей ребёнка целесообразно использование развивающих игр, заданий, упражнений, развитие познавательных процессов, интеллектуальных способностей. Для этих целей наряду с программой практикуется использование умк вариативного курса «Умники и умницы» .
Материал программы имеет характер :
*познавательный (математические представления, ознакомление с окружающим миром предметов и явлений);
*развивающий (память, мышление, внимание, конструктивные способности, речь, воображение, мелкая моторика рук);
* занимательный (игры,занимательные вопросы, задачи-шутки, загадки, головоломки, стихи, сказки, лабиринты и т. д).
Планируемое 12-летнее обучение будет ориентировано на развитие личности каждого учащегося. К общественным ценностям как ориентирам развития образования Казахстана отнесены:
• здоровье, культура, общая и функциональная грамотность, профессиональная ориентация как база самореализации личности;
• семья, Родина, мир как основа социализации личности;
• ответственность за себя и страну, справедливость, толерантность, гармония и любовь как условие гармоничного межличностного и межкультурного взаимодействия;
• познание, сохранение и преумножение естественного богатства природы как фундамент существования человека и человечества в целом.
Дошкольное образование обеспечит создание основного фундамента развития ребенка – формирование базовой культуры его личности, которая подразумевает физическое, познавательное и художественно-эстетическое развитие. Эти линии развития ребенка преемственны на ступени дошкольного образования и ступени начального общего образования.