Лучший педагог года

Опыт работы по художественно-эстетическому развитию дошкольников средствами технологии «Синтез искусств»

Марина Лапина
Опыт работы по художественно-эстетическому развитию дошкольников средствами технологии «Синтез искусств»

Современная социальная действительность такова, что дальнейшее развитие общества невозможно без инициативных, нестандартно мыслящих людей. Основы творческого мышления закладываются на первой ступени развития человека – в период его дошкольного детства. Следовательно, задача педагога дошкольной организации – уйти от традиционной модели образования, загоняющей ребёнка в жесткие рамки, растворяющей уникальность его мировоззрения в социально одобряемых эталонах.

Публикация «Опыт работы по художественно-эстетическому развитию дошкольников средствами технологии „Синтез искусств“» размещена в разделах

Огромное влияние на становление мировоззрения в детском возрасте оказывает искусство. Принятие этого факта обусловило появление тенденции возрастающего значения художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста. Ранее оно рассматривалось как дополнительная составляющая общего развития, но сегодня это основа, определяющая дальнейшее становление личности. Такая позиция обусловлена тем, что в рамках личностно-развивающего и гуманистического характера подхода к образованию ставится цель всестороннего развития личности ребёнка, а эстетическое развитие рассматривается как немаловажная составляющая общего развития. В настоящее время общество возвращается к пониманию художественной культуры как уникальному изобретению человечества, которое позволяет ребенку с первых лет жизни ощутить себя полноправным субъектом мира.

Ребёнок способен воспринимать различные виды искусств – будь то музыка, живопись, литература, театр. Однако как показывают исследования Ю. Б. Борева, В. А. Езикеевой, Т. А. Цквитарии, Е. А. Чекуновой, Р. М. Чумичевой, отдельные виды искусства не способны создать целостные образы в представлении детей. Созданию целостных образов способствует интеграция различных видов искусств, изображающих один и тот же объект окружающей действительности, но с различных точек зрения, различными, присущими только конкретному виду искусства средствами выразительности. [2]

Интеграция различных видов искусств положена в основу современной образовательной технологии «Синтез искусств», которая заявлена в основной образовательной программе МБДОУ «Детский сад № 52». Реализация данной технологии стала возможной благодаря тесному взаимодействию музыкального руководителя, заместителя заведующего по воспитательно-методической работе, старшего воспитателя и наиболее творческих педагогов образовательной организации.

«Синтез искусств» рассматривается нами как образовательная технология, основанная на эстетической организации и систематизации образовательного пространства, на взаимопроникновении, взаимовлиянии и взаимообогащении различных видов искусств.

Данная образовательная технология хоть и является современной, но имеет глубокие корни. Проблема взаимодействия, синтеза искусств является одной из наиболее сложных в теоретических исследованиях искусствоведов, философов, психологов, педагогов. Еще философы Древней Греции (Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель) отмечали, что самые сильные эмоциональные переживания человека связаны с искусством и творчеством. В последующие эпохи проблемой синтеза искусств занимались многие представители искусства и искусствознания.

Началом научной разработки проблемы взаимосвязи и синтеза искусств в нашей стране считается 1976 год, когда в Москве состоялся одноименный симпозиум. Это событие стало отправной точкой для внедрения в практику работы с дошкольниками образовательной технологии «Синтез искусств». Большой вклад в ее развитие внесли Т. Г. Казакова, О. П. Радынова, Р. М. Чумичева.

Данной образовательной технологии присущ ряд признаков, обозначенных Т. Г. Казаковой:

- содружество искусств;

- многообразие художественно-информационного пространства;

- познание через переживание, творчество и сотворчество;

- эмоционально богатая партитура занятия;

- успех, достижения, открытия детей;

- индивидуальность ребенка как ценность. [1]

В рамках педагогического взаимодействия взрослого и ребенка открываются безграничные возможности для самовыражения с помощью слова, танца, изобразительной деятельности. Образ объекта познания становится многогранным - приобретает не только визуальное выражение, но и звуковое, кинетическое. Это, несомненно, способствует целостному восприятию действительности дошкольниками.

Основной формой организации образовательной деятельности в рамках технологии «Синтез искусств» выступают интегрированные занятия под руководством воспитателя и музыкального руководителя. В зависимости от выбранной темы интеграция искусств реализуется по типу симбиоза, соподчинения, размывания.

На данных занятиях решаются следующие задачи:

- приобщение дошкольников к миру искусства;

- создание условий для развития творческого потенциала;

- стимулирование креативных свойств личности в художественно-творческой деятельности,

- обеспечение формирования художественного образа у детей;

- расширение представлений о средствах выразительности – слове, движении, мимике, жестах, мелодии, ритме, динамике, голосе, форме, цвете, композиции и др.

Произведения для интегрированных занятий подбираются по принципу сходства по художественной образности и совпадения музыкальных и литературных ритмов.

Интегрированные занятий по технологии «Синтез искусств» могут быть посвящены разным темам. В МБДОУ «Детский сад № 52» разработан цикл занятий «В мастерской художника» для каждой возрастной группы, начиная с младшего возраста. Темой данного цикла являются времена года.

Например, при изучении темы «Зима» дошкольникам предлагается прослушивание классических музыкальных произведений: Г. В. Свиридов «Метель», В. А. Гаврилин «Времена года. Зима.», Й. Гайдн «Зима» 4-я часть Оратория «Времена года», П. И. Чайковский «Зима», «Святки», «У камелька», «Масленица», А. Вивальди «Зима» и др. Воспитанники знакомятся с поэзией - А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка», С. А. Есенин. «Поет зима – аукает», С. Д. Дрожжин «Снег летает и сверкает.», А. А. Блок «Ветхая избушка», Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою.», В. Я. Брюсов «Первый снег» и др. Дошкольники приобщаются к живописи. На занятиях используются репродукции картин великих русских художников - Ю. Ю. Клевер «Зимний закат в еловом лесу», К. Я. Крыжицкий «Лес зимой», И. А. Вельц «Иней», И. Э. Грабарь «Роскошный иней», И. И. Шишкин «Зима», Б. М. Кустодиев «Масленица», А. К. Саврасов «Зимний пейзаж» и др. Кроме того, на занятиях используются настоящие картины, написанные местными художниками и учениками художественной школы.

Тема времена года не единственная, которую можно осветить в рамках технологии «Синтез искусств». В рамках ознакомления воспитанников подготовительной к школе группе было разработано и проведено интегрированное занятие «Музыка, застывшая в камне», погружающая детей в мир храмовой архитектуры и органной музыки И. Баха. Для детей старшего дошкольного возраста – интегрированное занятие «Сказка ложь, да в ней намек…», которое было пронизано народным духом, фольклором, сказочно-былинной живописью И. Билибина. Круг тем достаточно широк – лес, вода, фрукты и овощи, игры и забавы, профессии, Космос, сказки, защитники Отечества и многие другие.

Опыт работы по данной технологии показывает, что дошкольники, погруженные в мир искусства, восхищаются при восприятии разнообразных произведений изобразительного искусства, музыкальных и художественных произведений, природы, интересуется ими, любуются. Дети замечают отдельные средства художественной выразительности, дают эстетические оценки, пытаются их мотивировать, замечают данные произведения в повседневной жизни, в непосредственном окружении.

Литература:

1. Казакова Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студентов вузов. - М. : Гуманитар. ид. центр ВЛАДОС. - 2006. — 255с.

2. Цквитария Т. А. Интеграция искусств как средство эстетического развития детей старшего дошкольного возраста в процессе изображения природы : диссертация. кандидата педагогических наук : 13.00.07 / Цквитария Татьяна Александровна; [ Место защиты: Юж. федер. ун-т].- Ростов-на-Дону, 2008.- 201 с. : ил. РГБ ОД, 61 09-13/425

Публикации по теме:

Опыт работы «Использование кейс-технологии в рамках ранней профориентации старших дошкольников»Опыт работы «Использование кейс-технологии в рамках ранней профориентации старших дошкольников» Одной из важнейших задач образовательного процесса в ДОУ является социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, а одним.

Дидактическая игра по художественно-эстетическому развитию дошкольников «Клоуны развлекают детей»Дидактическая игра по художественно-эстетическому развитию дошкольников «Клоуны развлекают детей» Хочу выразить большую благодарность за идею создания клоунов из поролоновых губок Татьяне Титовой. На основе этой идеи я создала свою.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников «Хотим настоящими стать Мастерами» Конспект НОД по приобщению детей старшего дошкольного возраста к художественно – эстетическому творчеству и духовно-нравственному развитию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по художественно-эстетическому развитию дошкольников средствами технологии «Синтез искусств»
Опубликовано: 14 апреля 2024 в 22:34
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД