Юлия Лучинкина
Из опыта работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников. Знакомство с татарским орнаментом
▼ Скачать + Заказать документы
Национально-региональный компонент, реализующийся в программе, является важным составляющим содержания современного образования. В числе основных его задач: приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, духовным и нравственно-этическим ценностям своего народа, формирование интереса к родному языку и истории, воспитание культуры межнациональных отношений.
Татарстан – это наша Родина, и наши воспитанники должны знать искусство своего края.
Публикация «Из опыта работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников, Знакомство с татарским орнаментом» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Орнамент и узоры
- Республика Татарстан
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Работая по данной проблеме, опираюсь на пособие для воспитателей детских садов * Татарский орнамент в изобразительной деятельности*, автор
Р. А. Бурганова.
Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.
Прекрасные образцы татарского орнамента нашли яркое выражение в различных произведениях многовекового творчества народа: в тонких узорах ювелирных изделий, красочных вышивках и узорных тканях, головных уборах, разноцветной мозаике кожаной обуви, украшениях жилища и т. д.
В мотивах и узорах различных бытовых изделий, как и в орнаменте жилища, отражается богатство художественного мышления народа, тонкое чувство ритма, пропорции, понимание формы, силуэта, цвета, материала.
Характерным признаком татарского орнамента является его контурное решение.
В своей основе татарский орнамент состоит из цветочно-растительных, геометрических и зооморфных мотивов.
Основные задачи образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие
• Развивать интерес детей к татарскому (русскому) языку. Посредством создания игровых ситуаций, использования информационно-коммуникационных технологий
• Создавать условия для овладения первичной коммуникацией на татарском языке
• Формировать представления о трудовой деятельности посредством национальных произведений.
• Обогащать игровой опыт играми народов Поволжья
Познавательное развитие
• Развитие интереса, любознательности и познавательной мотивации
• Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях
• Формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях татарского народа, о традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие
• Формирование первоначальных умений и навыков практического владения государственными языками (татарский и русский языки)
Художественно-эстетическое развитие
• Формировать художественно-эстетическое развитие посредством приобщения к истокам национальной культуры, краеведения, изучения татарского (русского) языка
Физическое развитие
• Формировать двигательную активность в национальных подвижных играх
Использую следующие педагогические средства для решения образовательных задач:
• Беседы
• Рассматривание иллюстраций
• Чтение художественной литературы
• Дидактические игры
• Обучение в форме НОД
• Работа с родителями
Для реализации поставленных задач, составила перспективный план, в котором отражена последовательность работы.
В нашем детском саду организован мини музей по национальному воспитанию «Духовный источник», который оснащён необходимым материалом для знакомства дошкольников с историей, бытом, фольклором татарского народа. Имеется отдельный кабинет для изучения татарского языка. В каждой возрастной группе организованы национальные уголки, где представлены куклы в национальных костюмах: татары, русские, чуваши и материал для ознакомления детей с символикой Российской Федерации, Республики Татарстан, Нижнекамска, Республик Поволжья, зарубежных стран.
В своей группе оформила стенд по изобразительной деятельности. В свободном доступе для познавательного развития имеются предметы декоративно-прикладного искусства, оформляю тематические выставки. В большом количестве представлен дидактический материал: дидактические игры, образцы декоративно-прикладного искусства, альбомы для детского творчества, материал для самостоятельной художественной деятельности. В художественно-речевой зоне организую тематические выставки татарских, русских писателей. Помещаю художественную литературу в соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду, портреты писателей, поэтов.
Знакомство с татарским искусством начинаем с посещения музея «Духовный источник». Рассматриваем национальный костюм, предметы быта, обращаю внимание на элементы узора, композиционное решение, приобщаемся к семейным традициям.
В процессе образовательной деятельности учимся украшать различные силуэты – тюбетейки, калфак, фартук, сапожки – ичиги, платки, полотенце, салфетки и т. д.
Вырабатываю умение строить узор, располагая его элементы в определенном ритме: на полосе, круге, квадрате, располагать элементы узора в определенной последовательности: в середине, по углам.
На протяжении всего времени обучения детей организую выставки детских работ для родителей, с целью показать родителям успехи их детей в освоении росписи.
Таким образом, у детей развивается эмоционально-эстетическая отзывчивость на окружающие их предметы прикладного искусства.
Не всё детям удаётся на занятиях, поэтому в свободное от занятий время использую в своей работе дидактические игры :
*Третий лишний*, цель игры: закрепить знания детей элементов татарского орнамента, по силуэту узнавать, называть, описывать внешний вид и характерные признаки, по которым его определили.
*Составь узор*, цель: научить детей действиям анализа и синтеза, умению выделять части и составлять целое, закрепит знания элементов татарского орнамента и умения использовать образец для составления раппорта, развивать творчество и воображение.
*Дорисуй элемент*, цель: закрепить знания детей принципа построения симметричных элементов и композиций, учить основным приемам рисования симметричных узоров, развивать глазомер и мелкую моторику руки.
*Выложи орнамент*, цель: закрепить знания детей об элементах национального костюма (тюбетейка, калфак, ичиги, туфли, фартук и другие). Учить, с помощью цветных шаблонов составлять, собственные композиции на формах, воспитывать чувство ритма, цвета, композиции, развивать творческое воображение.
*Четвертый лишний*, цель: закрепить знания детей элементов одежды, учить, правильно классифицировать предметы по внешнему виду и назначению, определять и описывать предмет, отличающийся от других.
Эти игры способствуют развитию интереса к национальной культуре, видам татарского орнамента, придумывать новые композиции, дети самостоятельно учатся рисовать различные узоры. Развивается мышление, память, внимание, мелкая моторика пальцев, обогащается словарь детей.
Так же в нашем детском саду организуются тематические недели: неделя татарской и русской культуры. Оформляются тематические стенды, где отражается национальный колорит, особенности национальной культуры.
Подытоживая результаты своих наблюдений за детьми в процессе приобщения их к народному искусству, я пришла к следующим выводам:
• Художественно-эстетическое воспитание оказывает благотворное влияние на мыслительную деятельность дошкольников. Искусство обладает способностью вносить в мир ребенка радость, бодрые ритмы, давать положительные эмоции.
• При знакомстве с изделиями декоративно-прикладного искусства перед детьми раскрывается разнообразие и богатство культуры народа, усваиваются многогранные традиции и обычаи, передаваемые от поколения к поколению.
• Ребенок видит результаты своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение. Кроме того, сам процесс работы над поделкой доставляет детям большое удовольствие.
• Изучая народно-прикладное творчество, дети многое узнают об орнаменте и его символичном значении. В частности, знакомство с растительным орнаментом служит одним из средств постижения окружающей природы. Ведь природа была для народных умельцев и мастерской, и кладовой, и помощницей.
• Знакомство с изделиями народных мастеров обогащает словарный запас детей.
Таким образом, можно констатировать, что декоративно-прикладное творчество как часть эстетического воспитания дошкольников помогает развивать в детях эстетическое отношение к действительности, любовь к родному краю, мышление, воображение.