Папки-передвижки

Из опыта работы по исследовательской деятельности детей (10 фото)

Елена Кривунченко
Из опыта работы по исследовательской деятельности детей
▼ Скачать + Заказать документы

Информация из опыта работы по развитию исследовательского поведения у детей старшего дошкольного возраста.

воспитатель логопедической группы

МДОБУ детский сад комбинированного вида № 42

МО Кореновский район

Кривунченко Е. Н.

В современных условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Публикация «Из опыта работы по исследовательской деятельности детей» размещена в разделах

Ребёнок рождается исследователем и поисковая активность – это его естественное состояние. Неутомимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире порождает исследовательское поведение.

Исследовательское поведение – особый вид поведения и один из важнейших источников получения ребёнком представления о мире. Его главная цель – формирование у ребёнка навыков самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Поэтому подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска, становится важнейшей задачей современного образования. Главным инструментом развития исследовательского поведения в образовании выступает исследовательский метод обучения. Для формирования культуры мышления и развития умений и навыков исследовательского поведения дошкольникам необходимо давать задания, ориентированные на определённые задачи. Их можно сгруппировать в относительно цельные блоки:

учимся видеть проблемы

учимся выдвигать гипотезы

учимся делать выводы и умозаключения

Для занятий необходимо подготовить карточки с символическим изображением «методов исследования».

Например, в нашей группе это картинки – «темы» будущих исследований : животные – домашние и дикие, растения, вода, магнит, песок, игрушки и т. д. Дополнительно подбирается разнообразный материал: картинки, журналы, художественная литература, энциклопедии и т. д.

В первоначальной беседе подводим детей к тому, что мы будем учёными, будем учиться проводить самостоятельные исследования, как взрослые люди. Выбираем тему своего исследования с помощью считалки или загадки. Например:

Заворчал живой замок

Лёг у двери поперёк

Две медали на груди

Лучше в дом не заходи.

Это тема «Собака». Объясняем детям, что их задача – подготовить сообщение, доклад, который читают учёные. Но для этого надо собрать всю доступную информацию о собаке и обработать её. Как это можно сделать? Как вы думаете, с чего начинает своё исследование каждый учёный? Подходим с детьми к выводу, что сначала надо подумать. Следующий вопрос – «Где ещё мы можем узнать что-то новое о собаке?» и т. д. Отвечая на эти вопросы, мы вместе с детьми выстраиваем линию из карточек:

1)Подумать

Из опыта работы по исследовательской деятельности детей

2)Спросить у другого человека

Фото №1 Опыт работы практика опыта работы по развитию

3)Понаблюдать

Фото №2 Исследовательская деятельность исследовательского поведения у детей старшего дошкольного возраста

4)Провести эксперимент

Фото №3 воспитатель логопедической группы МДОБУ детский сад комбинированного вида МО Кореновский район Кривунченко Е

5)Посмотреть в книгах

Фото №4 Неутомимая жажда новых впечатлений любопытство постоянное стремление наблюдать и экспериментировать самостоятельно искать новые сведения о мире порождает исследовательское поведение

6)Посмотреть в компьютере или обратиться к специалисту

Фото №5 Исследовательское поведение особый вид поведения и один из важнейших источников получения ребёнком представления о мире

Следующий этап - сбор материала. Сейчас, когда исследователи определили последовательность работы, начинаем собирать материал (разложенные карточки – это и есть план исследования).

«Подумать». Подумав, приходим к выводу, что собака – домашнее животное. Следующая идея: собака бывает большой и маленькой. Затем дети отмечают, что собака имеет разный окрас (жёлтый, коричневый, чёрный, белый).

Фото №6 Его главная цель формирование у ребёнка навыков самостоятельно творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры

«Спросить у другого человека». В данном случае дети могут узнать нужную информацию у родителей, родственников, помощника воспитателя, задать вопрос и получить нужный ответ.

Фото №7 Поэтому подготовка ребёнка к исследовательской деятельности обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования

«Наблюдение и эксперимент». Особенно ценны в любой исследовательской работе живые наблюдения и эксперименты. Возможность их исследования может дать и рассматриваемая нами тема. Собаки не редкость дома, и наши исследователи без труда могут понаблюдать и отметить некоторые особенности поведения животного. Можно провести даже эксперименты. Например, как развит нюх, слух. Чем она питается и что особенно любит. Ест ли она что-нибудь необычное.

«Узнать из книг». В данном случае у детей возникают трудности. Дети обращаются к книгам, но как не умеющему читать, узнать из неё что-то новое? Дети лишь листают книги, смотрят иллюстрации. Конечно, на этом этапе кроме взрослого ребёнку никто не поможет. Педагог или родители по просьбе воспитателя вместе с детьми рассматриваю энциклопедии, справочники, иллюстрации, читаю нужный текст исследователям. И дети фиксируют новую идею.

Фото №8 Главным инструментом развития исследовательского поведения в образовании выступает исследовательский метод обучения

«Посмотреть в компьютере или спросить у специалиста». Современные дети живут и развиваются в эпоху информации и компьютеризации. Поэтому совместно с родителями они могут узнать много нового о собаках: породы собак и их внешний вид, способности и необходимость для людей.

Фото №9 Для формирования культуры мышления и развития умений и навыков исследовательского поведения дошкольникам необходимо давать задания ориентированные на определённые задачи

Следующий этап – «Обобщение материалов». Собранный материал надо проанализировать и обобщить. Раскладываем на стеле или мольбертах всю листочки с собранной информацией (можно в виде детских зарисовок). И начинаем смотреть, что нового, интересного мы узнали, и продумываем, что можно рассказать по результатам проведённого исследования. Дети легко справляются с этими сложными заданиями.

Как только информация обобщена, наши исследователи делают сообщение – «Доклад о собаке». (Желающие дети – учёные, по очереди выходят и «читают» свой доклад).

Например, «Собака – домашнее животное. В мире существует очень много разных пород собак. В зависимости от породы они бывают большие и маленькие. Шерсть у них пушистая или гладкая, но бывают и собаки без шерсти. Шерсть бывает разного цвета. Питается собака мясом, супами, кашами, любит грызть кости. У собак очень хорошо развит слух и нюх. Собаки приносят людям большую пользу. На севере, где много снега и трудно проехать на машине, запрягают собак в собачьи упряжки. Есть собаки – поводыри. Они помогают слепым людям. Есть собаки – пограничники, спасатели, охотничьи. Собаки сторожат жилище человека. Они хорошо поддаются дрессировке, могут выступать в цирке»

Конечно, проводя такие занятия, сталкиваешься с трудностями: много времени тратиться на зарисовки исследования. Сложно детям самим искать материал в художественных книгах, энциклопедиях, справочниках, так как не все дети умеют читать, не всегда есть иллюстрации о предмете исследования. Но по мере участия в занятиях, потребность в этом у них возрастает, а вместе с ней растёт и мастерство символического изображения фиксируемых идей. Подчеркну, что эта педагогическая технология может быть использована на всех предметных занятиях. Она даёт большой простор для развития творческого, критического мышления, речи ребёнка, расширяет его кругозор, создавая ему условия для активного изучения самой разной проблематики. На таких занятиях дети работают как индивидуально, так и в группах (вдвоём, втроём и т. д.).

Самое важное в использовании данного исследовательского поведения – это создание условий для саморазвития каждого ребёнка и всей группы в целом.

Публикации по теме:

Информационная карта актуального педагогического опыта ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА 1. Ф. И. О. автора:. 2. Город (район):. 3. Образовательное учреждение:. 4. Занимаемая.

Новогоднее оформление окон детского сада. Наш детский сад комбинированного вида. Всего 12 групп. Из них две группы возраст второй младшей, две младшего возраста, две среднего возраста,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы по исследовательской деятельности детей
Опубликовано: 17 января 2013 в 21:24
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Из опыта работы по исследовательской деятельности детей» (включая файлы) размещена пользователем Елена Кривунченко (УИ 5520) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД