Приложение МААМ

Из опыта работы по оздоровлению детей «Пульсирующее закаливание». (4 фото)

Аноним
Из опыта работы по оздоровлению детей «Пульсирующее закаливание».
▼ Скачать + Заказать документы

Из опыта работы по оздоровлению детей «Пульсирующее закаливание».

«В детском садике сегодня

Шум и суета!

Мы с ребятами решили:

«Здоровье – красота!»

В сложной жизни, в трудной жизни

Как здоровье сохранять?

Чтоб с болезнями не знаться-

Спортом нужно заниматься!

В спорте жизнь и красота

И рекордов высота!

Спортом занимаются-

Дети закаляются…»

Публикация «Из опыта работы по оздоровлению детей „Пульсирующее закаливание“,» размещена в разделах

Все мы родом из детства, тем не менее то самое детство, которое мы прошли, остается для нас загадкой, и мы, взрослые неустанно о нем размышляем с тем, чтобы сделать детство современных детей по-настоящему детским, то есть уберечь детей от горестей и ошибок, вырастить их здоровыми. Для этого уже есть много известных способов закаливания детского организма.

Сегодня я хочу предложить новый способ развития культуры здоровья, основанный на здоровьесберегающих технологиях – «пульсирующее закаливание».

Но в начале я расскажу о работе в младшей группе, первом кирпичике в работе оздоровления детей - это двигательная активность в сочетании с контрастными ванночками для рук (температура воды 18 и 35 градусов).

Педагогика оздоровления представляет собой стык:

1) возрастной физиологии;

2) педиатрии;

3) педагогики;

4) психологии.

Отличительными чертами педагогики оздоровления являются следующие :

1. представление о здоровом ребенке, который является не только эталоном, но и практически достижимой нормой детского развития.

2. здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно- духовного организма.

3. оздоровление трактуется не как совокупность лечебно- профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей ребенка.

4. Ключевым системообразующим средством оздоровительно- развивающей работы с детьми является индивидуально- дифференцированный подход.

Разумеется, что любая работа по закаливанию детей. Не может осуществляться без наблюдения медиков.

С этой целью, совместными усилиями старшей медсестры и мною разработан механизм комплексной реабилитации детей.

Основными составляющими принципами данного механизма стали:

Принцип мониторинга

Принцип коррекции.

Принцип контроля.

Принцип профилактики.

Принцип среды.

Принцип сотрудничества.

Принцип мониторинга позволил создать представления о состоянии здоровья детей.

В этой связи в начале учебного года нами были проведены:

• Опрос родителей о состоянии здоровья ребенка.

• Наружный осмотр (соматоскопия).

• Антропометрия.

• Тестирование физической подготовленности.

Что помогло дать объективную оценку текущему состоянию здоровья каждого ребёнка моей группы.

Результаты проведённого обследования были занесены в диагностическую карту каждого ребёнка, где отмечено:

Группа здоровья.

Уровень двигательной активности.

Имеющиеся хронические заболевания или отклонения в физическом развитии.

Данные, полученные в ходе решения задач мониторинга, позволили выделить две группы детей :

• Первая группа детей не имеющая отклонений в состоянии здоровья, составляет 50 % от общего числа.

• Вторая группа детей с отклонениями в состоянии здоровья (Ч. Б. Д., вазомоторный ринит, ОРВИ, пиелонефрит, плоскостопие, нарушение осанки.) составляет 45,4 % от общего числа.

• Третья группа детей с врождённым заболеванием (уретрогидронефрит) составляет 4,54 %.

Из опыта работы по оздоровлению детей «Пульсирующее закаливание».
Фото «Пульсирующее закаливание»
Из опыта работы по оздоровлению детей . - фото
Фото №1 Опыт работы практика опыта работы по оздоровлению детей Пульсирующее закаливание

В дошкольном возрасте формируется жизненный уровень, биологический и социальный компонент здоровья. Не воспитав у детей данного возраста осознанного отношения к своему организму через здоровый образ жизни, общество никогда не сохранит тот потенциал здоровья, который заложен у ребенка при рождении.

Закаливание – это составная часть комплексного процесса воспитания, обучения и развития, которая направлена на достижение воспитанниками телесного, духовного и социального здоровья и благополучия.

Закаливание помогает сформировать у детей специальные знания, умения и навыки по сохранению и укреплению своего здоровья. Оно является для детей своеобразным «испытательным полигоном» для осуществления первых попыток самостоятельной работы над собой, своим телом, эмоциями, над развитием коммуникативных способностей, воспитание гуманного отношения к миру, к окружающим людям и самому себе.

Показателем эффективности работы по данному вопросу будет наличие у детей :

• знание правил гигиены и ухода за своим телом;

• знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;

• знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;

• знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.

В каждой возрастной группе дошкольного детства «пульсирующее закаливание» имеет свои особенности, но главное, что характерно этому виду работы – это нарастание и ослабление двигательной нагрузки ребенка, которое можно сравнить с работой пульса, и контраст температуры воздуха в помещениях, где проводится оздоровительное закаливание. Двигательная активность в старших группах может сочетаться различными видами процедур.

Это может быть:

а) растирание сухой или влажной салфеткой;

б) самостоятельное обливание и обтирание тела;

в) водный массаж стопы, солнечного сплетения,позвоночной области;

г) игровой водный самомассаж – рисование струей воды на теле.

Как использовать эти правила на практике?

Об этом я хочу вам рассказать, надеясь, что кто – нибудь сможет использовать мой опыт в работе.

Всё начинается с постепенного пробуждения ребёнка, желательно, под мягкую спокойную музыку (даётся возможность посетить туалет).

Затем предложить ребёнку выполнить 2-3 упражнения в постели, это поможет ему ощутить мышечную радость, что очень важно при познании своего тела.

Дальше предложите пройти по «дорожке здоровья», на которой будут снаряды для коррекции стопы и осанки. Вот здесь хорошо использовать солевую дорожку или тот фактор закаливания,которому вы отдаёте предпочтение. Всё это должно происходить при температуре воздуха в которой ребёнок находился.

А вот теперь мы переходим в помещение, где температура воздуха на 1градус ниже и предлагаем комплекс общеразвивающих движений, хотя я отдаю предпочтение аэробике (как показывает моя практика это стоит того, поэтому хочу остановиться на этом подробнее.

Аэробика считается одним из звеньев в развитии координационных способностей и функциональных сил организма у детей дошкольного возраста,способствует развитию не только координационных способностей детей, но и ловкости, гибкости, пластичности, красоты и точности движений, и, как следствие, влияет на укрепление здоровья детей.

Необходимо применять индивидуально-дифференцированный подход при разучивании новых элементов, мотивирую детей на правильное выполнение движений, опираясь на личный пример и видеозаписи.

Музыкальное сопровождение на занятиях аэробикой способствует развитию чувства ритма, позволяет целенаправленно развивать умение детей совмещать свои движения с музыкой.

Осуществляя подбор упражнений и заданий развивающего характера, хорошо наполнить занятия интересным и современным содержанием, грамотно подойти к вопросам диагностирования физических умений и навыков детей, учитывая при этом анатомо-физиологические и психологические особенности воспитанников.

Общеразвивающие упражнения в работе с дошкольниками во время «пульсирующего закаливания» занимают значительное место, это– система специально подобранных физических упражнений и научно разработанных методических положений, направленных на решение задач всестороннего физического развития аномального ребенка с учетом его состояния здоровья и развития. Это упражнения общеразвивающие, корригирующие, простейшие, акробатические, прикладные. Выполняя их с определенной амплитудой, в заданном направлении, темпе, ритме, дети учатся владеть своими движениями. Нагрузку регулируется характером упражнений, изменением исходных положений, темпа, длительности и интенсивности выполнения. Для сбалансированной работы всех функциональных систем организма необходимо сочетать гимнастические упражнения с дыхательными.

Основной акцент в работе, считаю, надо делать на то, чтобы дети осмысленно выполняли упражнения, пытаясь их словесно опосредовать, проанализировать, осуществляя регуляцию темпа, ритма, координации движений и других двигательных характеристик. Формировать у детей способы контроля и самоконтроля за движениями, используя мотивационные факторы в достижении целей и задач физического воспитания.

Работая по направлению развития координационных способностей дошкольников, используется системный подход к применению разнообразных форм, средств, методов физического воспитания, которые имеют единую целевую направленность.

Физические упражнения, проводимые и на учебно-игровых занятиях, и на занятиях оздоровительного спортивного кружка, и в рамках индивидуальных коррекционно-развивающих занятий, разделяю на:

а) обогащающие фонд жизненно важных навыков и умений. Сюда входят упражнения, рекомендованные программой “Детство” (раздел “Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными”) и программой под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой (раздел “Физическое воспитание”);

б) увеличивающие двигательный опыт. К ним относятся общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами (мячами, палками, скакалками, обручами, лентами). Относительно простые и достаточно сложные, выполненные в измененных условиях, при различных положениях тела или его частей в разные стороны они развивают интерес детей к двигательной деятельности, способствуют проявления детской самостоятельности;

в) общеразвивающие (элементы гимнастики, упражнения в беге, прыжках, метаниях, подвижные и спортивные игры с высокими требованиями к координации движений). Упражнения подбираются с уклоном на силу, быстроту, выносливость, ловкость, так как именно эти физические качества важны для детей, готовящихся к переходу в школу;

г) с преимущественной направленностью на отдельные психофизические функции, обеспечивающие оптимальное управление и регуляцию двигательных действий, степени развиваемых мышечных усилий; улучшение сенсомоторных реакций, речемыслительных и интеллектуальных процессов, двигательной памяти и представления движения (идеомоторных реакций).

Многие общеразвивающие упражнения лучше проводить с предметами. Мои воспитанники очень любят выполнять их, используя гимнастические палки, стулья, мячи разных размеров, ленты. В упражнениях с предметами развивается сила движений, равновесие (особенно ярко это проявляется при работе детей с веерами, верёвочками, быстроту реакции, глазомер, координационные способности (упражнения с мячами). Они создают у детей интерес к занятиям, оказывают значительное влияние на освоение движений, развитие двигательных качеств и способностей, координацию. Активное действие с предметами в процессе упражнений содействует познанию цвета, веса, формы, качества материала и других свойств предметов. Действия с предметами дают детям дошкольного возраста возможность добиться отчетливости двигательных представлений, которые основываются на различных ощущениях и восприятиях.

Зрительное восприятие создает образ движения в его динамике, выразительности, пространственных отношениях. Предметы создают как бы зрительную направленность в развитии пространственных ориентировок, способствуют лучшей координации движений отдельных частей тела.

Слух позволяет выполнять движения в определенном ритме и темпе. Некоторые предметы, например, скакалка, мяч, способствуют отчетливости этих восприятий.

Мышечные ощущения сигнализируют о положении тела, напряжении мышц, происходит сложный процесс согласования в работе отдельных мышечных групп, корректировки выполненного движения в соответствии с заданными образами. Использование палок, обручей и других пособий создает ощущение сопротивления. При этом физическое усилие становятся отчетливым, лучше осознаются. Некоторые предметы помогают дифференцировать ощущения (резиновые, набивные мячи и др.).

Развитие координационных способностей в упражнениях с предметами в той или иной степени требует работы пальцев рук. Это активизирует деятельность анализаторных систем, влияет на развитие речи, на интеллектуальное развитие. Совершенствование координации движений пальцев важно для умственной деятельности ребенка. Это очень важно на этапе подготовки детей к обучению в школе.

Таких упражнений с предметами может быть множество, направленные на развитие координации движений и формирование пространственных и временных ориентировок, силовых дифференцировок:

а) пространственные ориентировки – вправо, влево, вперед, назад, скрестно, одновременно, попеременно, поочередно в движениях туловища и конечностей. Для себя отметила, что у детей дошкольного возраста лучше получается выполнять раздельные движения и одновременные;

б) временные – различаются по темпу (быстро, медленно, ритму, продолжительности удерживания позы и др. Темп и ритм возможно задавать счетом (раз-два; раз-пауза-два, музыкальной композицией. Старшие дошкольники с особым интересом выполняют упражнения со сменой ритма, при этом стараются передать в движениях не только ритмический рисунок, но и плавность, и красоту движений;

в) силовые - прыжки по заданным отметкам в круг, броски в цель.

Это то, что я хотела рассказать о двигательной активности во время воздушных ванн в помещении, где температура воздуха ниже, чем в предыдущем на1-1,5 градуса.

Далее рекомендуется ещё одно понижение температуры воздуха (пиковое, т. е. переход в другое помещение (я использовала вестибюль детского сада, где дети получают наивысшую двигательную нагрузку. Это может быть пробежка в определённом темпе и на должном уровне сложности, или выполнение имитационных движений, подбор которых зависит от творчества воспитателя.

Вот теперь мы можем вернуться во второе помещение для того,чтобы разделить детей по половому признаку: девочкам предложить танец или упражнения на гибкость и пластичность т. е. элементы художественной гимнастики, а мальчикам – силовые упражнения и комбинации. (см. подборку упражнений).

Следующим этапом может быть совместная игра малой подвижности со всей группой детей, а затем дыхательная гимнастика и «диалог со своим телом», самомассаж.

Должна сказать, что каждый этап в этом занятии, должна завершать релоксация, восстановление дыхания. Раньше я использовала различные методики, но когда познакомилась с дыхательной гимнастикой Стрельниковой, я отдала предпочтение ей, т. к. оздоровительный эффект этой методики неоспорим.

Добавление : чтобы осуществить дифференцированный подход к ослабленным детям, привлекаю их к работе в таком порядке : гимнастика в постели продолжительнее, закаливающий фактор не используется, и «пиковый» переход не осуществляется.

На этом заканчиваю своё выступление, хочется верить, что этот опыт будет использоваться.

Публикации по теме:

Чтоб ребенок рос здоровым. Для каждого из нас самым ценным является здоровье. Если ты здоров, то легко справишься с любым делом. «Здоровье, ни за какие деньги не.

Презентация по теме самообразования «Закаливание — один из способов оздоровления детей» Одна из важнейших задач современного дошкольного воспитания – снижение риска заболеваемости детей наиболее распространенными простудными.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы по оздоровлению детей «Пульсирующее закаливание».
Опубликовано: 24 февраля 2013 в 11:21
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Из опыта работы по оздоровлению детей «Пульсирующее закаливание».» (включая файлы) размещена пользователем Аноним (УИ 52620) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД