Антонина Поддубная
Речевое развитие детей среднего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
Речевое развитие детей среднего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.
Из опыта работы Поддубной Антонины Александровны, воспитателя первой категории, МАДОУ ЦРР ДС №350, города Челябинска
Почему наши дети плохо говорят? Может, потому что мы разучились с ними разговаривать? Общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть решения любого конфликта. Дети дошкольного возраста очень восприимчивы к слову, всё быстро запоминают и воспроизводят: у них активно «работает» непроизвольная память, они запоминают буквально всё, даже не желая того.
Публикация «Речевое развитие детей среднего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В дошкольном детстве расширяется круг общения детей. Дети, выходя за рамки узкосемейных связей, начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Это требует от ребенка полноценного владения средствами общения, основным из которых является речь.
К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Современный ребёнок мало времени проводит в обществе взрослых (всё больше за компьютером или у телевизора, редко слышит сказки и рассказы из уст родителей и воспитателей.
Поэтому у ребенка старшего дошкольного возраста появляются следующие проблемы:
1. Речь состоит из простых, нераспространённых предложений. Он не умеет грамотно их строить. На вопросы отвечает односложно (да, нет, хорошо, плохо).
2. Недостаточный словарный запас, неумение подобрать синоним, назвать признак предмета.
3. Использует в своей речи сленговые слова, рекламные клише (результат просмотров телевизионных передач, рекламных роликов, нелитературные слова и выражения.
4. Не может правильно, грамотно сформулировать свой вопрос.
5. Неспособен построить монолог, например, рассказ на предложенную тему, не может пересказать короткий текст.
6. Не желает и не может объяснить свою точку зрения, обосновать просьбу, выразить протест.
7. Отсутствует культура речи: не умеет использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
8. Плохая дикция.
Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми дошкольного возраста устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.
Все выше сказанное предопределило выбор темы опыта работы: «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора».
Целю опыта работы является: теоретически обосновать и подтвердить практически значимость использования устного народного творчества в развитии речи детей среднего дошкольного возраста.
Цель работы предопределила необходимость постановки следующих задач:
1. Раскрыть влияние малых форм фольклора на развитие речи детей среднего дошкольного возраста;
3. Определить основные условия и средства организации и использования малых форм фольклора в речевом развитии детей;
4. Осуществлять взаимодействие с родителями по использованию малых форм фольклора в речевом развитии.
Новизна опыта состоит в усовершенствовании применения методов: планирование тематических дней, использование малых фольклорных форм в различных видах деятельности: игровой, образовательной, в процессе прогулок, утренней гимнастики, труда, режимных моментов.
В результате реализации плана работы по теме самообразования сформируется база для развития речи детей. Если использовать устное народное творчество наряду с современными методиками обучения, то речь детей станет более выразительной, эмоциональной, разнообразной, увеличился словарный запас.
Методика использования в работе малых фольклорных форм.
Для целенаправленного и систематического использования малых форм фольклора в работе с детьми среднего дошкольного возраста нами были выделены разделы темы самообразования, по которым планируется работать в течение всего года. Также, был составлен план тематических мероприятий по данным разделам.
План работы по разделам темы самообразования
Системный подход к проведению календарных и народных праздников
(Оформлено в таблицу: Месяц, Праздник, Виды деятельности)
Октябрь, ноябрь
«Осенины» 1. Беседа: «Осенины» - это встреча осени на Руси (приложение №1) 2. Выставка поделок «Осенние фантазии» (совместная работа родителей с детьми).
3. Разгадывание осенних загадок (приложение №2)
4. «Осенины» игры на прогулках (приложение №3)
5. Знакомство с устным народным творчеством на осеннюю тематику (приложение№4).
6. «Осенины» сказки (приложение №5)
7. Праздник осени (по плану музыкального руководителя)
Декабрь, январь
«Рождество» 1. Чтение рассказа Нелли Гогус «Что за праздник – Рождество?» (приложение № 6)
2. Просмотр презентации «Что такое Рождество?» (приложение №7 на диске)
3. Познакомить детей с колядками и разучить колядки на святки (приложение №8)
4. Чтение перед сном новогодних сказок (приложение №9)
5. «Святочные игры» на прогулках (приложение №10)
Февраль
«Масленица» 1. Беседа с сопровождением презентацией «История и традиции праздника «Масленица»» (приложение №11 на сд-диске) 2. Знакомство с масленичным фольклором. Разучивание песен для встречи масленицы и прощания с масленицей (приложение №12) 3. Чтение «Масленичных» сказок (приложение №13)
4. Гулянье «Проводы масленицы» (по плану муз. руководителя) 5. Посиделки: «Хороши Русские блины» (совместная работа с родителями) (приложение №14)
6. Совместно с родителями и детьми изготовить блинную книгу рецептов «Ладушки».
Март
«Жаворонки» (Встреча весны) 1. Презентация-знакомство с праздником «Жаворонки» (приложение №15 на сд-диске)
2. Консультация для родителей: «Что за праздник – «Жаворонки»?» (приложение №16)
3. Знакомство с устным народным творчеством «закличками», поговорками, приметами, разучивание закличек, подходящих для праздника (приложение №17)
4. Изготовление и выпечка «Жаворонков» (приложение №18) 5. Развлечение: Выполнение обряда встречи весны (приложение №19)
Апрель
Пасха 1. Просмотр презентации «Пасха – Светлое Христово Воскресение» (приложение №20 на сд-диске)
2. Художественное творчество: «Роспись Пасхальных яиц» (приложение №21)
3. Знакомство с пословицами и поговорками о Пасхе (приложение №22)
4. Выставка иллюстраций старинных открыток с поговорками к Пасхе (метод. копилка по теме самообразования стр. 39) 5. Знакомство со старинными русскими народными играми с пасхальными яйцами (приложение №23)
6. Оформление альбома «Мы встречаем пасху» (совместная работа детей и родителей)
Май
Подведение итогов по теме самореализации. Подготовка отчёта.
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и развития детей. В связи с этим проблема развития речи детей дошкольного возраста посредством русского народного фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.
В наше время повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезают его красота, образность. Исключительно мал и примитивен словарный запас большинства взрослых и детей. Ребёнок во многом зависит от взрослых. Прекрасно, если взрослые наполняют жизнь ребёнка светом добра и ласки, духовно обогащают среду, в которой он растёт, закладывают предпосылки высоких человеческих начал. А что может развить и обогатить речь детей, его духовную среду? Это русский народный фольклор. Фольклор любовно и мудро поучает дошкольника, приобщает его к высокой моральной культуре своего народа
Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Постепенно у детей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, способность к овладению родной речью.
С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.