МААМ-картинки

«Изучение особенностей формирования представления о времени у детей среднего дошкольного возраста». Из опыта работы (практика)

Соня
«Изучение особенностей формирования представления о времени у детей среднего дошкольного возраста». Из опыта работы (практика)
▼ Скачать + Заказать документы

Предлагаю Вашему вниманию материал из опыта работы на тему "Изучение особенностей формирования представления о времени у детей среднего дошкольного возраста".

ИССЛЕДОВАНИЕ СВОЕОБРАЗИЯ УСВОЕНИЯ ВРЕМЕННЫХ ПОНЯТИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Диагностика сформированности временных понятий у детей среднего дошкольного возраста

База исследования

Тверская область, Вышневолоцкий район, посёлок Зеленогорский, МДОБУ «Зеленогорский детский сад», средняя группа.

Публикация «„Изучение особенностей формирования представления о времени у детей среднего дошкольного возраста“, Из опыта работы (практика)» размещена в разделах

Цель исследования

Выявить влияние специально организованной образовательной

деятельности на усвоение временных понятий в средней группе детского сада.

Программа исследования

Подбор методов диагностики.

Диагностика уровня развития временных представлений у детей

среднего дошкольного возраста.

Разработка и апробация системы игр и упражнений.

Повторная диагностика уровня развития временных представлений

детей.

Сравнительный анализ результатов исследования.

Для решения цели практической части был использованы методики разработанные Г. А. Урунтаевой. [17].

1. Исследование представления детей о частях суток.

2. Исследование представления детей о временах года.

Комплекс мероприятий по формированию представлений о времени

Цель комплекса мероприятий

Разработка системы мероприятий, направленных на формирование

представлений о времени.

Задачи комплекса мероприятий

Формировать представления о частях суток.

Дать представление о временах года : весне, лете, осени и зиме.

Познакомить детей с временными понятиями «вчера - сегодня -

завтра».

Формировать временные представления «раньше - позже -

сначала - потом».

Ознакомление детей с временными представлениями осуществлялось в ходе занятий по формированию элементарных математических представлений, в ходе дидактических игр и упражнений. При выборе дидактического материала были использованы разработки М. А. Касицыной и В. Д. Смирновой. [3].

Для проведения системы игр и занятий с детьми был разработан перспективный план, суть которого заключалась в поэтапном формировании представлений о времени и использование их в речи, в совместной деятельности воспитателя с детьми, в самостоятельной деятельности детей. При отборе комплекса игр и упражнений руководствовались принципами доступности, последовательности, систематичности, учитывались индивидуальные особенности детей.

Система мероприятий, направленных на формирование представлений о времени.

Фрагменты занятий по формированию элементарных математических представлений

1. Утро - день - вечер Учить называть временные отрезки : утро, вечер, день, ночь

2. Времена года Формировать представления о временах года : весне, лете, осени и зиме

3. Вчера - сегодня - завтра Познакомить детей с временными понятиями «вчера - сегодня - завтра»

4. Раньше - позже - сначала - потом Формировать временные представления «раньше - позже - сначала - потом»

Дидактические игры, способствующие формированию представлений о времени

1. День и ночь Закреплять знания детей о частях суток.

2. Части суток Упражнять детей в различении частей суток.

3. Времена года Закреплять представления о временах года

4. Когда это бывает Совершенствовать знания детей о временах года, их характерных признаках.

5. Вчера - сегодня - завтра Упражнять в активном различении временных понятий «вчера», «сегодня», «завтра».

Дидактические упражнения, способствующие формированию представлений о времени

1. Наш день Совершенствовать знания детей о частях суток, их характерных признаках.

2. Продолжай Закреплять знания детей о последовательности частей суток и времён года

3. Назови пропущенное слово Упражнять в активном запоминании последовательности временных отрезков

4. Когда это бывает Уточнить представление детей о таких промежутках времени, как утро, день, вечер и ночь.

5. «Сутки стройся», «Год стройся». Совершенствовать знания детей в чередовании последовательности временных отрезков «сутки» и «год»

Для формирования временных представлений использовались разнообразные методы. Все они включались в организацию практической деятельности детей.

Ведущим являлся практический метод. Суть его заключается в организации практической деятельности детей.

Для закрепления временных представлений проводились такие мероприятия:

закрепление изученного материала в режимных моментах;

чтение художественной литературы: отрывков из рассказов,

стихотворений, в которых описывались характерные для данной части суток практические действия;

слушание музыкальных произведений «Времена года» П. И.

Чайковского;

рассматривание картин о временах года и частях суток;

просмотр мультфильмов «Обучающие уроки тётушки Совы» -

«Части суток», «Времена года»;

наблюдения на прогулках.

Дети работали с моделями времени. В моделях - квадратах, кружках - обычно цветом символизируется один из значимых признаков временного отрезка (части суток, время года). Детям 4-х лет предлагались плоскостные модели и одна форма движения - линейная. Дети учились выкладывать кружки или квадраты разного цвета слева направо друг за другом. При этом решалась важная задача. Ребенок, выкладывая отдельные элементы модели, запоминал названия эталонов времени, чередование, их последовательность. Например, утро, день, вечер, ночь.

При формировании временных представлений игра выступает как самостоятельный метод обучения. С детьми проводились дидактические игры, направленные на формирование временных понятий

«День и ночь»,

«Части суток»,

«Времена года»,

«Когда это бывает»,

«Вчера - сегодня - завтра».

В ходе игр дети упражнялись в активном различении временных понятий.

Кроме практического метода использовались наглядные и словесные методы. Они не являются самостоятельными, они сопутствуют практическим и игровым методам. К наглядным методам относилось рассматривание детьми сюжетных картин, иллюстраций, фотографий, которые содержанием деятельности, изображенной на картине, и некоторыми объективными показателями (положение солнца, луны, звезд на небосводе, освещенность и др.) помогают ребенку определить и назвать время. Словесные методы предполагали объяснение, беседы и вопросы к детям.

Рекомендации для воспитателей и родителей

по формированию

временных представлений у детей

среднего дошкольного возраста

В группе, или комнате, где находится ребёнок, нужно использовать набор из 4 картинок, где изображаются виды деятельности, характерные для каждой части суток. По содержанию деятельности, изображенной на картинке, дети должны определять и называть части суток.

Конкретным определителем времени для детей является, в первую очередь, их собственная деятельность. Воспитателю в повседневной жизни необходимо в речи упоминать. Например, накануне вечером, при прощании с детьми: «Приходите завтра утром в детский сад!»

В процессе обучения необходимо в большей мере включать объективные показатели для распознавания частей суток - положение солнца в разное время дня, различную силу освещённости земли, неба, а также различную окраску всего окружающего в разные части суток. Таким образом можно показать преобладание голубого цвета в утренние часы, жёлтого в дневные, серого в вечернее и чёрного в ночное время. Признак цвета, может служить показателем различных частей суток, т. е. появится возможность использовать цветные знаки как модели, символизирующие один из значимых признаков каждой части суток – её цветовую гамму.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ананьев Б. Г. Особенности восприятия времени и пространства у детей. – М. : Просвещение, 1974.

2. Болотова А. Формирование восприятия времени // Дошкольное воспитание, 2005, №11, с. 15 - 17.

3. Касицына М. А., Смирнова В. Д. Дошкольная математика. 2-й год обучения. Учебно-практическое пособие для педагогов и родителей. М., Издательство «Гном - Пресс», 2009.

4. Корнеева Г. Современные подходы к обучению детей математике // Дошкольное воспитание, 2007, №3, с. 22 - 25.

5. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. – М. : Просвещение, 1984.

6. Метлина Л. С. Математика в детском саду. – М. : Просвещение, 1984.

7. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду». – М. : Мозаика - Синтез, 2005.

8. Мусейибова Т. Формирование временных представлений // Дошкольное воспитание, 2008, №3, с. 34 - 35.

9. Непомнящая Р. Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста – СПб, «Детство - Пресс» 2005.

10. Новикова В. П. Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст. – М. : Мозаика - Синтез, 2006.

11. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования /под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой М. А. Васильевой. М. : Мозаика - Синтез, 2010.

12. Рихтерман Т. Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста – М. : «Просвещение» 1991.

13. Рубинштейн С. Л. О восприятии времени и пространства //Мир психологии, 1999, №4, с. 45 - 48.

14. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников/ под ред. Р. Л. Березина, З. А. Михайлова А. А. Столяра и др. – М. : Просвещение, 1988.

15. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников /под ред. А. А. Столяра. – М. : Просвещение, 1988.

16. Фунтикова О. А. Теоретические основы умственного развития дошкольников. - М. : Мозаика - Ситнтез, 2005. 17. Урунтаева Г. А. Практикум по психологии дошкольника. – М. : «Академия», 2009.

18. Фунтикова О., Щербакова Е. Формирование представлений и понятий о времени с помощью наглядной модели //Дошкольное воспитание, 2006, №7.

19. Чуднова Р. Обучение детей ориентировке во времени // Дошкольное воспитание, 2000, №1, с. 14-15.

20. Щербакова Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников. – Воронеж, НПО «МОДЭК», 2005.

Публикации по теме:

Наглядно-дидактическое пособие для занятий с дошкольниками по развитию речи «Времена года»Наглядно-дидактическое пособие для занятий с дошкольниками по развитию речи «Времена года» то пособие рекомендуется для занятий по развитию речи с детьми среднего и старшего дошкольного возраста! Такие занятия будут способствовать.

Развитие коммуникативных навыков у детей 4–5 лет. Развитие коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста при взаимодействии родителей и воспитателей. В работе описаны особенности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Изучение особенностей формирования представления о времени у детей среднего дошкольного возраста». Из опыта работы (практика)
Опубликовано: 7 сентября 2014 в 13:02
+40Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Изучение особенностей формирования представления о времени у детей среднего дошкольного возраста». Из опыта работы (практика)» (включая файлы) размещена пользователем Соня (УИ 230234) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 38.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД