Лилия Миронова
Проектная деятельность в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность в ДОУ
Как вырастить маленького гения? – Дать возможность ребёнку экспериментировать, фантазировать, искать ответы на вопросы.
Ничто так не помогает малышу развиваться и отыскивать ответы на свои вопросы как совместная исследовательская работа. С рождения ребёнок открывает шаг за шагом этот мир, перед малышом встаёт много вопросов, порой на которые не так легко найти ответы: почему солнце жёлтое? Почему дождь мокрый? Для того чтобы помочь малышу в его познаниях педагоги ДОУ применяют проблемное обучение по реализации проектов, позволяющие юным воспитанникам развивать логическое мышление, опытно исследовательскую деятельность, развивают интерес к окружающему миру.
Публикация «Проектная деятельность в ДОУ» размещена в разделах
1-йслайд
Так что же такое проект? Проект – это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
По своей сути, это перспективное планирование занятий по познавательному развитию, включающее в себе возможные виды детской деятельности, объединённые одной темой.
2-йслайд
Прежде чем педагогу начать работу над проектом нужно :
1. Глубоко изучить тематику проекта.
2. При составлении совместного плана с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
3. Заинтересовать каждого ребёнка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
4. Создать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей, их эмоциональный отклик. Ввести детей в проблемную ситуацию. Доступную для их понимания с опорой на детский опыт.
5. Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребёнок имеет право на ошибку.
6. В ходе работы над проектом создать атмосферу сотворчества с ребёнком, используя индивидуальный подход.
7. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом.
3-йслайд
Цель применения проектного метода :
Развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами исследовательской деятельности детей.
4-йслай
Задачи развития:
1. Обеспечение психологического
благополучия детей и их здоровья.
2. Развитие познавательных способностей.
3. Развитие творческого мышления.
4. Разувитие творческого воображения.
5. Развитие коммуникативных навыков.
5-йслайд
По видам проекты подразделяются на следующие:
Творческие.
После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.
Исследовательские.
Дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок.
Игровые.
Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.
Информационные.
Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.)
6-йслайд
Классификация проектов :
В настоящее время проекты в ДОУ классифицируют по следующим признакам:
По тематике : (творческие, информационные, игровые или исследовательские) и способами реализации результатов
7-йслайд
По составу групп участников проекта : индивидуальные, групповые и фронтальные.
8-йслайд
По срокам реализации: По продолжительности проекты бывают как краткосрочными (1-3 занятий), так средней продолжительности (1-2 месяца) и долгосрочными (весь учебный год) .
9-йслайд
Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:
Первый этап:
На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, (педагог помогает детям выбрать наиболее интересную и посильную для них задачу на их уровень развития) после чего формулирует задачи.
Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются : вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг.
10-йслайд
Второй этап:
Разработка проекта
На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач. (составление плана деятельности по достижению цели : к кому обратится за помощью, определяются источники информации, подбираются материалы и оборудование для работы, с какими предметами научиться работать для достижения цели) .Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение ролей.
11-йслайд
Третий этап:
Выполнение проекта
Выполняется практическая часть.
Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
12-йслайд
Четвертый этап:
Педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит её.
Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.
13-йслайд
Пятый этап:
Подведение итогов.
Проведение итогового мероприятия (праздника, развлечения). Награждение победителей конкурсов и родителей благодарственными письмами. Анализ результатов проектной деятельности. Обобщение опыта. Проводится оценка результатов и определение задач для новых проектов.
14-йслайд
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте – это:
вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога) ;
активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом) ;
формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты) .
15-йслайд
В старшем дошкольном возрасте – это:
формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
16-йслайд
Воспитательские приобретения от проекта :
• Развитие самосознания
• Развитие индивидуальности
•
• Работа в команде
• Общение
• Интеграция методик
Проектный метод может проходить через все виды детской деятельности в ДОУ. Он побуждает педагогов повышать свой профессионально-творческий уровень, что, несомненно, сказывается на качестве образовательного процесса. Подталкивает к активному взаимодействию всех специалистов ДОУ, родителей воспитанников и организации социума. Формирует у дошкольников умение планировать и самостоятельность в решении поставленной проблемы, способствует развитию познавательной и творческой активности.
Рекомендуемая литература по проектной деятельности
1. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М. : Айрис-пресс, 2008. – 208 с.
2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.
3. Киселева Л. С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М. : АРКТИ, 2003. – 96 с. 4.
4. Пенькова Л. С. Под парусом Лето плывет по Земле (организация детских площадок в летний период) методическое пособие для работников дошкольных учреждений, студентов педагогических вузов и колледжей. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – 288 с.
5. Тимофеева Л. Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». – СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. – 80 с.
6. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением.