Получи документы

Из опыта работы: «развитие речи у старших дошкольников»

Шатрюк Лидия Ивановна
Из опыта работы: «развитие речи у старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие речи у старших дошкольников.

Родной язык – ключ к познанию окружающей действительности, важнейшее средство воспитания всесторонне развитой личности. Одной из главных задач речевого воспитания детей дошкольного возраста является развитие связной речи. Связное высказывание отражает уровень умственного и эмоционального развития ребёнка, показывает, насколько он владеет словарным богатством языка, его грамматическим строем. Именно в дошкольный период необходимо показать детям, как богат и разнообразен родной язык, помочь почувствовать его красоту, научить рассуждать, обобщать, анализировать. Связное и последовательное изложение тесно связано с развитием логического мышления, что служит необходимым звеном в подготовке детей к школьному обучению. На протяжении всей своей педагогической деятельности большое внимание уделяю развитию связной речи своих воспитанников.

Публикация «Из опыта работы: „развитие речи у старших дошкольников“» размещена в разделах

Провожу специальные занятия по развитию речи, отмечая их эффективность находиться в прямой зависимости от того, как ребёнок будет включать в активную речь полученные навыки и использовать их во всех аспектах жизни детей: наблюдениями, играми, трудом, чтением книг, показом кукольных театров и т. д.

В группе организован центр речевой деятельности:

- дидактические игры, мнемотаблицы, схемы, модели, развивающие настольные игры, ребусы;

- «Полочка умных книг» (энциклопедии типа «Всё обо всём», познавательные книги из серии «Что есть что», «Моя первая энциклопедия», иллюстрации, альбомы, альбом «Детские писатели») её содержание всегда доступно детям;

- глобус и физическая карта. Путешествуя по карте, дети сравнивают растительный и животный мир разных уголков земли, узнают о жизни людей, их занятиях;

- настенные часы и разнообразные календари для знакомства с понятием «время» для формирования чувства времени;

- «стол лаборатория» (микроскоп, лупы, колбочки и другие материалы, которые используются при работе с различным познавательным материалом);

- мини-музей «Земли и растений», в котором собраны слои земли, наборы открыток растений, поделки из глины, картины из песка и др.

Все эти пособия и предметы постоянно находятся в группе, доступны детям для «работы» с ними в любое время.

Важнейшим показателем интеллектуальной готовности ребёнка к школе является овладение грамматически правильной речью: умение не только понимать речь другого, но и самостоятельно строить предложения, выражая свои мысли, подбирать и произносить слова, различать на слух сходные звукосочетания.

В основу системы моей работы по развитию речи у детей легли следующие принципы:

- освоение новых, инновационных способов организации образовательного процесса;

- развитие мыслительных процессов – способности обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные зависимости, делать выводы;

- формирование речевого развития;

- здоровьесберегающие принципы.

Эти принципы и определили тему моей исследовательской деятельности: «Развитие осознанной речевой активности детей 6-7 лет».

Определила задачи своей исследовательской работы:

- изучить литературу по исследуемой проблеме;

- систематизировать опыт педагогической деятельности с использованием инновационных технологий;

- систематизировать дидактический материал, дидактические разработки, конспекты занятий, консультации для родителей и т. д;

- провести диагностику на основе перечня знаний и умений, которые должны иметь дети после занятий инновационной деятельностью;

- разработать план инновационной деятельности дошкольников на занятиях по развитию речи.

Предварительно была изучена следующая литература по данному вопросу: «Сочетание игровых, познавательных, коммуникативных, социальных и других мотивов» А. В. Колосовская, В. И. Яшина; «Развивающий характер лексико – грамматического компонента речевой системы» М. М. Алексеева, Е. М. Струнина, О. С. Ушакова; «Несовершенство сенсомоторного уровня речи» Т. Б. Филичёва, Т. М. Виноградова.

Чтобы правильно наметить пути предстоящей работы, было проведено обследование с целью, определения уровня развития речевой активности детей в группе. Для этого мною были разработаны критерии оценки

- наличие познавательного интереса;

- активность мыслительной деятельности;

- умение самостоятельно решать простые проблемные ситуации;

- проявление самостоятельности в процессе поиска ответов;

- проявление элементов речевого творчества;

- сохранение работоспособности до конца занятия;

- наличие навыков самоконтроля.

Результаты диагностики свидетельствовали о том, что из 25 детей высокий уровень развития речевой активности имели только 5 детей, средний -13,а низкий – 7детей.

Анализ результатов показал, что у детей ещё недостаточная речевая активность, бедный словарный запас. Большинство из них, хотя и были активны на занятиях, не всегда проявляли самостоятельность в ответах на поставленные вопросы, они совсем не задавали вопросов по содержанию лексической темы, не всегда использовали разнообразные мыслительные операции. Были дети, нуждающиеся в помощи взрослого.

Пришла к выводу, что необходимо искать более эффективные методы обучения детей связному высказыванию. Результаты моей работы по развитию речевой активности во многом зависят от правильного выбора метода обучения.

В работе с детьми использовала традиционные методы:

Наглядные – наблюдения, экскурсии, рассматривания картин и иллюстраций; Словесные – беседы, чтение художественной литературы, использование фольклора; Практические – дидактические игры, труд детей и другие.

Проектный метод – развитие коммуникативных умений и навыков детей, умение сотрудничать и отстаивать свою точку зрения, учавствовать в дискуссии

Опытно-экспериментальный метод – введение в проблему, её поэтапное решение в процессе проведения опытно-экспериментальной работы, обсуждение результатов этой работы, систематизация информации.

Метод критического мышления побуждает детей мыслить критически, т. е. делать свои умозаключения на основе полученной информации, размышлять, задавать вопросы.

Кроме этого, в работе с детьми я использую приёмы, повышающие речевую активность дошкольников:

Элементарный анализ:

Например, дети анализируют, что корнями растение удерживается в земле, высасывает из неё воду и питательные вещества, которые по стеблю, стволу, веткам переходят в листья, цветы, плоды.

Задания на сравнения по контрасту и сходству

Для выполнения таких заданий использовала Диаграмму Венна.

Например, мы с детьми сравнивали птицу и самолёт, отмечая сходства и различия.

Задания на группировку и классификацию

Назови одним словом: «стул, диван, стол, кресло, шифоньер – мебель»

Кластер, например, на тему «Растения»

Моделирование пространства:

По схемам дети составляют описательные и сюжетные рассказы.

Вопросы проблемного и причинного характера:

«Почему птицы улетают на юг?»;

«Откуда берётся дождь?», «Как он залез в тучу?», «Почему он там живёт?»;

«Куда бежит ручей?»; «Почему листья осенью желтеют?»…

Приучение к самостоятельному поиску ответов: на примере произведения Носова «Горка».

Дети задают «тонкие» вопросы, ответы на которые однозначны, и можно их найти в тексте. «Что сделал Котька, чтобы подняться на горку?»

«Толстые» вопросы, требующие поиска, не имеющие однозначного ответа. «Как

по- другому мог поступить Котька?» и др…

Экспериментирование, постановка опытов:

Дети на занятиях, а также в свободное время (под руководством педагога) проводили опыты: движение песков; как слои земли пропускают воду; «цветные льдинки» и др.

Решение логических задач:

Саша ел яблоко большое и кислое. Коля ел яблоко большое и сладкое. Что в этих яблоках одинаковое? Разное?

Маша и Нина рассматривали картинки. Одна девочка рассматривала картинки в журнале, а другая девочка – в книжке. Где рассматривала картинки Нина, если Маша не рассматривала картинки в журнале?

Намеренно допущенные ошибки в высказывании воспитателя.

Задание:

«Что не так?»:

Под дубом дети собирали шишки.

На яблоне растут груши.

Коза клюёт молоко и т. п.

В своей работе широко использовала и приёмы, обеспечивающие активность детей. Среди них:

Игровой, повышающий качество усвоения познавательного материал

Сюрпризный момент, настраивающий ребёнка на желание разгадать секрет, загадку

(волшебный мешочек, сюрпризная шкатулка, появление каких-либо героев – лесовичок, кукла – плакса, потерявшаяся пуговица)

Элементы новизны на занятиях, изменяющие форму организации занятия и места его проведения (экскурсия, выставка, путешествие и т. п) Например вместе с детьми были на экскурсии в художественной школе, в пожарной охране; организовывали выставки на темы «моя семья», «семейное древо», «как мы отдыхаем» и др.

Юмор и шутка, повышающие эмоциональность обучения, делающие занятия более интересными и запоминающимися. Например, фокусы с воздушным шариком, с волшебной коробочкой.

Анекдоты со сказочными героями

Мама с маленькой девочкой читает сказку про Красную Шапочку:

- И съел Волк Красную Шапочку и её Бабушку.

Девочка говорит:

- Мама, а Красная Шапочка сама виновата. Зачем она всем разболтала, где живет её Бабушка.

Идут Крокодил Гена и Чебурашка по саду

Чебурашка спрашивает:

- Гена, это что такое?

- Красная смородина

- Ген, а почему она жёлтая?

- А потому что ещё зелёная.

На речевых занятиях организовывала взаимоотношения не только по системе

«педагог – дети», но и «дети-дети». Именно такое взаимодействие способствовало развитию речевых навыков у детей, преодолению страха перед неудачей, стремлению оказать помощь товарищу, осуществления контроля за своими действиями и действиями других детей, появлению взаимопонимания, сопереживания. В своей работе я старалась создавать такие ситуации, которые побуждали бы детей высказывать свои мысли.

Например: предлагала детям продолжить начатый рассказ, придумать другой конец сказки, ответить на вопрос…

Проанализировав проведённую исследовательскую работу, выявила более эффективные методы обучения детей осознанной речевой активности.

Словесные, практические, наглядные, проектные, опытно – экспериментальные, метод критического мышления.

Из всех перечисленных методов, помогающих в овладении связной речью, самыми эффективными оказались инновационные методы: метод опытно – экспериментальный, стратегии критического мышления и проектный метод. Поэтому я провела эксперимент по проблеме: «Развитие связной речи детей через использование инновационных технологий».

Формирование связной речи у детей дошкольного возраста, факторы её развития, методы и приёмы обучения изучали многие исследователи: Е. А. Флёрина, Е. А. Радина, Э. П. Короткова, В. И. Логинова, Н. М. Крылова, В. В. Гербова, Г. М. Ляушина и другие.

Одним из основных средств речевого развития является обучение. Важнейшей формой организации обучения в методике развития речи детей считаются специальные занятия, на которых ставятся и целенаправленно решаются определённые задачи речевого развития. По мнению учёных, занятия помогают преодолевать стихийность, решать задачи речевого развития планомерно, в определённой системе и последовательности. Учитывая данные факторы, разработала модель занятий с применением инноваций.

Этапы занятий и их задачи:

1 этап Организационный - подготовка детей к работе на занятии;

2 этап Подготовительный (подготовка к новому содержанию) - обеспечение мотивазации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности;

3 этап Осмысление возможности начала работы - обеспечение восприятия, осмысление первичного и запоминания связей и отношений в объекте изучения;

4 этап Первичная проверка понимания изученного - установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибочных или спорных представлений и их коррекция;

5 этап Закрепление новых знаний, способов действий и их применение - обеспечение усвоения новых знаний, способов действий и их применения;

6 этап Обобщение и систематизация знаний - формирование целостного представления знаний по теме;

7 этап Контрольный - выявление качества и уровня овладения знаниями, самоконтроль и коррекция знаний и способов действий;

8 этап Итоговый - анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы;

9 этап Рефлексивный - мобилизация детей на самооценку.

В соответствии с данной технологией структура занятия включает четыре части:

1 часть – создание речевой активизирующей ситуации.

Цель: развитие мотивации речи.

(пример: игра «Цепочка слов»).

2 часть, на которой происходит организация, активизация и создание условия для внутреннего программирования.

Цель: формирования умения высказывания.

Для реализации этой цели разработаны модели: описание, повествование, рассуждение.

Модель повествовательного рассказа:

- в каком месте, в какое время происходит событие;

- кто главный герой, и какой он;

- с чего начинались приключения, события;

- что происходило, с кем встречался герой;

- чем всё закончился.

Модель описательного рассказа:

- называние того, что будет описываться;

- последовательное выделение частей описание их свойств и качеств;

- выражение своего отношения к тому, что описываешь (нравится или не нравится)

Модель рассуждения:

- высказывание своего предположения, своей мысли;

- приведение доказательств правильности (правды, неправильности (неправды) своего предположения;

- сравнение своих доказательств, больше подтверждающих (правда) или отрицающих (неправды);

- выводы о правильности или неправильности своего предложения, если наше мнение неверно, начинаем рассуждать сначала.

3 часть – создание условий для сенсорного уровня речи.

Цель: активизация общей, мелкой и артикуляционной моторики для благоприятного протекания сенсорного уровня речи.

Методику работы в этой части занятия составляют речедвигательные упражнения, включающие в физкультминутку движение на развития общей артикуляционной моторики в сочетании с речью.

4 часть – активизация языкового оформления высказывания.

Цель: актуализировать лексический запас и грамматические умения оформления высказывания.

Логическим завершением занятия станет ситуация «письменной речи» или записи речи детей на диктофон, возможна видеозапись. По данной технологии разработала конспекты занятий.

Для активизации мыслительной и речевой деятельности детей на занятиях использовала:

- чередование видов деятельности;

- приёмы на развитие творческого воображения;

- логические ошибки, проблемные ситуации, кроссворды;

- дидактические игры и многое другое.

Виды занятий могут быть разными, и зависит от целей обучения. Я в процессе эксперимента использовала следующие виды занятий : комплексные занятия,

тематические занятия, экскурсия, коллективные занятия, занятие – труд, занятие – дидактическая игра, занятие – творчество, занятие – сказка, занятие – путешествие, занятие – пресс-конференция журналистов, занятие – эксперимент, занятие – конкурс, занятия – рисунки – сочинения, занятия - беседы

Учитывая такое разнообразие видов занятий разработала календарно – тематический план на основе инновационных технологий.

Чтобы избежать умственного утомления дошкольников, в течение занятия меняю характер их деятельности, перехожу от групповой работы к индивидуальной. Учитываю индивидуальные особенности детей, добиваюсь, чтобы каждый ребёнок участвовал в работе. Во время занятий стараюсь разнообразить свою роль как педагог: быть активной, когда сообщаю знания и задаю вопросы, и пассивной, когда наблюдаю за деятельностью детей в процессе выполнения заданий. Не спешу при первых же затруднениях прийти им на помощь, даю возможность подумать, самим найти решение. Не боюсь неправильных ответов детей, предлагаю помочь друг другу или стараюсь «натолкнуть» на правильное решение так, чтобы у ребёнка сложилось мнение, что это его собственный ответ. В процессе занятия хвалю детей за находчивость, сообразительность. Искренне радуюсь их малейшим достижениям.

В заключении своего эксперимента провела итоговую диагностику уровня речевой активности детей

Результаты меня порадовали.

Из 25 детей высокий уровень развития речевой активности показали 14детей,

8 детей средний, 3 - низкий.

Анализ результатов показал, что процент качества знаний у детей вырос на 36 %

Дети, имевшие низкий уровень развития речевой активности повысили его до среднего. С помощью инновационных технологий дети научились:

- пересказывать литературные произведения самостоятельно, соблюдая логическую последовательность, выдерживая структуру содержания текста;

- в описательных рассказах о предметах, объектах и явлениях природы научились точно и правильно подбирать слова, характеризующие особенности предмета;

- сочинять сюжетные рассказы из личного опыта;

- описывая сюжет картины научились видеть передний и дальний план, раскрывать их в своих рассказах.

Работу в группе проводила в тесном контакте с родителями. Организуя работу с родителями, использовала разнообразные формы: нетрадиционные родительские собрания в форме деловой игры, круглого стола, диспута, устные педагогические журналы. Разработаны рекомендации для родителей по речевому развитию детей, оформлены в виде буклетов «Как отвечать на детские вопросы», «Речевое развитие детей», методичек, папок – раскладушек, брошюрок. В наглядно – информационном блоке для родителей помещаю информационные материалы, отражающие текущие события в группе и несущие конкретные знания, рекомендации. Вместе с родителями направляли свои усилия на создание благоприятных развивающих условий для детей в группе.

Часто приглашаю родителей на занятия, чтобы они видели успехи своих детей. С целью создания доверия и информационности организуется показ – презентация видеороликов «А у нас в группе», информирующий о содержании работы с детьми на занятиях речевого развития.

Благодаря целенаправленной работе к моменту выхода детей в школу пришла к следующим результатам:

-рассказы детей стали содержательными и интересными;

- дети демонстрируют достаточный запас знаний и представлений.

Всё это достигнуто определённой системой занятий, взаимосвязью всех сторон воспитательной работы с детьми.

Я не утверждаю, что мне полностью удалось решить проблему речевого развития детей. Необходимо в будущем на занятиях по речевому развитию научить детей задавать вопросы воспитателю. Вопрос воспитателя и вопрос ребёнка должны стать необходимой составляющей учебного диалога на моём речевом занятии.

«Вопросы… сколько мы их слышим или задаём сами в течении жизни! Но самые главные – это вопросы задаваемые – нет, не педагогом! – ребёнком. Вопросы, пробуждающие интерес и заставляющие мыслить».

«Вопросы о вопросе»:

1. Задают ли дети Вам вопросы на занятиях по развитию речи? Насколько часто это происходит?

2. Каков характер детских вопросов? Если возможно, приведите примеры наиболее интересных вопросов ребёнка воспитателю. При изучении каких тематических тем по развитию речи они были заданы?

3. Если дети не задают воспитателю вопросов на занятии или задают их крайне редко, то каковы на Ваш взгляд, причины такого положения?

Публикации по теме:

Из опыта работы «Формирование самостоятельности старших дошкольников в двигательной деятельности» Комарова Т. Н., инструктор по физической культуре Формирование самостоятельности старших дошкольников в двигательной деятельности (из опыта.

Из опыта работы. Развитие речи с помощью дидактических игр. подготовительная группа .

Из опыта работы «Влияние сказки на развитие связной речи детей» Из опыта работы. Влияние сказки на развитие связной речи детей. «Художественное творчество на основании мотивов национального – прекрасно.

Из опыта работы «Влияние театрализованных игр на речевое развитие дошкольников» Введение Выражение «сказочный мир детства» - не пустые слова. В жизни каждого ребенка с его самого рождения присутствует сказка со своими.

Обобщение опыта работы «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру»Обобщение опыта работы «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру» I. Описание опыта 1.1. Условия возникновения и становления опыта. Актуальность Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

Обобщение опыта работы «Речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС до» (за три года) С 2015 года я занимаюсь темой «Речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС». Цель моей работы: Повысить профессиональную.

Описание опыта работы «Развитие речи детей посредством театральной деятельности» Описание опыта работы «Развитие речи детей посредством театральной деятельности». Дети от природы наделены яркими способностями и нужно,.

Развитие дошкольников посредством музыкальных занятий в ДОУ (из опыта работы) РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ В ДОУ «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру,.

Речевое развитие дошкольников посредством развития всех компонентов устной речи (из опыта работы) Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности» Подготовила:.

Сообщение из опыта работы «Развитие речи дошкольников посредством использования приема «изосказка» в старшей группе ) Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда.

Автор публикации:
Из опыта работы: «развитие речи у старших дошкольников»
Опубликовано: 17 февраля 2019 в 11:39
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Из опыта работы: «развитие речи у старших дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Шатрюк Лидия Ивановна (УИ 1828707) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД