Татьяна Кобзева
Формирование представлений о культуре народа ханты у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Если люди в ближайшем будущем не научаться жить в гармонии с традициями и культурным наследием народов, то люди могут утратить многие общечеловеческие ценности, а для этого надо воспитывать этнографическую культуру.
Начинать этнографическое воспитание необходимо с дошкольного возраста, так, как, приобретенные в это время знания, могут в дальнейшем преобразовываться в прочные убеждения.
Публикация «Формирование представлений о культуре народа ханты у старших дошкольников» размещена в разделах
1. Педагогу, работающему по формированию этнографических представлений у детей старшего дошкольного возраста необходимо создать особые условия, материальную базу для ведения занятий.
2. Все занятия следует проводить в определенной системе.
3. Планировать использование в совместной деятельности игр, способствующих повышению интереса дошкольников к национальной культуре коренных народов Западной Сибири.
4. Необходимо учитывать все возрастные (психологические и физические) особенности развития старшего дошкольника, подбирать соответствующий материал.
5. Работу вести в тесном контакте с родителями.
Работе по усвоению знаний и традиций народа ханты и манси предшествует ряд занятий, направленных на усвоение дошкольниками представлений о народе ханты, как коренных представителях нашего округа.
На познавательных занятиях с помощью иллюстраций, фотографий, изображающих быт народа, дети знакомились с жилищными постройками ханты, предметами быта, одеждой, изделиями народного творчества, растительным и животным миром нашего края.
На занятиях по развитию речи знакомили с художественной литературой, в которых отражается трудовая деятельность, бытовой уклад, знание жизни и природы. Очень полюбились детям хантыйские сказки легенды, рассказывающие о лесе его обитателях, о реке, о солнце.
Проведение занятий предусматривает посещение музея ДОУ «Лесная сказка», где дети знакомятся предметами быта народа ханты и манси.
В совместной деятельности на занятиях по ручному труду дети учились делать изделия из бисера, учились изготавливать хантыйских кукол «акань», после чего с большим увлечением обыгрывали ситуации из быта коренного народа.
Все знания дети отражали в своих рисунках: быт северного народа, жилые постройки, лесных обитателей, среди которых особое предпочтение отдавали «священным» животным оленю и медведю.
Одним из условий формирования представлений о быте коренных жителей является предметно-игровая среда, с этой целью в группе с помощью родителей был создан этнографический уголок, в котором есть чум (жилая постройка, лабаз (хозяйственная постройка, предметы домашней утвари, макет запор на реке). Создали серию дидактических игр: «Узнай, чей след», «Выложи хантыйский орнамент», «Составь картинку», «Построй стойбище», «Размести, семью в чуме», «Отгадай ребусы и другие игры».
Родители изготовили для девочек накостники - женское украшение, сшили для девочек и мальчиков хантыйскую одежду, украсив орнаментами.
Родители вместе с детьми изготовили луки и стрелы,
дети с большим интересом на прогулке организовывают самостоятельно игры: «Самый меткий», «Кто дальше выстрелит»
игра «Поймай оленя» изготовили макеты оленей.
Невод» «Метание топорика» и другие игры малочисленных народов Севера.
Тесную работу вели с ЦДТ, где дети систематически посещали библиотеку фильмотеку, с целью просмотра видеоматериалов по ознакомлению с культурой, бытом коренных жителей. Дети делились впечатлениями об увиденном с родителями, и друг с другом.
С детьми посещали детскую библиотеку, где ребятам были представлены тематические рисунки, тематические чтения, выставки книг по ознакомлению с родным краем, беседы, читали и обсуждали легенды, сказки народов ханты и манси.
Дети с большим желанием и интересом ходили на такие мероприятия. Знакомя детей с культурой и бытом малочисленных народов Сибири, мы не оставили в стороне наш городской этнографический музей.
Чтобы создать предметно-игровую среду, с родителями вели большую предварительную работу. Использовали разнообразные формы работы : беседы, консультации на тему: «Кто такие ханты и манси», «Предметы домашней утвари», «Средства передвижения народов ханты и манси», «Жилые хозяйственные постройки», «Хантыйские игрушки», «Одежда обских народов», «Берестяной мир» «Декоративно-прикладное искусство народов Сибири» и др. Проводили семинары-практикумы, где родители вместе с детьми учились изготавливать предметы украшения, предметы быта, изготавливали куклу «акань», «накостники», «игольницы», работали с берестой.
Таким образом, планируя работу с родителями и детьми, мы сформировали знания и интерес у детей старшего дошкольного возраста к культуре быта малочисленных народов Сибири.