Приложение МААМ

«Сенсорное воспитание служит основой познания мира» (ранний возраст)

Вера Вьюнова
«Сенсорное воспитание служит основой познания мира» (ранний возраст)
▼ Скачать + Заказать документы

Из опыта работы

Воспитателя 1 квалификационной категории

Вьюновой В. В.

Сенсорное воспитание служит основой познания мира

(ранний возраст)

Сенсорное воспитание служит основой познания мира. Важнейший метод сенсорного развития – обучение в форме игр – занятий с дидактическими игрушками и материалом.

Публикация «„Сенсорное воспитание служит основой познания мира“ (ранний возраст)» размещена в разделах

Дети моей группы разной подготовки, поэтому учитывая это, я начала с того, что учила детей находить предмет по образцу, предъявленному воспитателем, или по такому же предмету.

Первое занятие я провела с цветными шариками.

Цель занятия: упражнять детей в различии красного и синего цвета. Научить понимать обращение «Покажи шарик».

Материал: у каждого ребенка коробка и у воспитателя коробка с шестью шариками красного и синего цвета.

Ход НОД:

Занятие я проводила по подгруппам. Сначала предложила детям посмотреть, какие красивые шарики у меня в коробке. Дала по коробке с шариками каждому ребенку. Попросила всех взять в руки по шарику и рассмотреть его. Затем сама показала красный шарик – малыши должны были показать такой же, не называя цвета.

Конечно, дети показали, и синие шарики вместо красного, но я предлагала приложить шарик к моему красному и таким образом добивалась от каждого ребенка, что бы он показал именно красный шарик. Потом показала синий, опять обращаясь к каждому ребенку, просила показать такой же.

По такому образцу я провела ряд занятий. Например, «Постройка башни из кубиков», «Игра с цветными палочками», «Разложи в стаканчики, коробочки», «Прокати шарики с лоточка», «Грибочки, кружочки по местам!»

Что бы закрепить знания детей, на следующих занятиях я пользовалась другими дидактическими материалами. В повседневной жизни мы обращаем внимание на детей цвет одежды, цвет предметов в групповой комнате.

Большое значение имела индивидуальная работа с детьми. Так, например, две девочки плоховато знали цвета. Чаще давала им подбирать по цвету бабочек к цветку, колечки пирамидки к цвету палочки. Такие повседневные упражнения давали результаты. Скоро девочки стали более четко различать цвета.

Убедившись, что большинство детей могут узнавать цвет по образцу и действовать с ним, я перешла к более сложному приему – показу предмета с названием цвета, однако первый прием (показ по образцу) продолжала использовать. Знакомила детей с названием цвета в следующем порядке: красный – синий, синий – желтый, желтый – зеленый. И всегда брала предметы двух цветов, чтобы мои малыши могли выбрать нужный цвет путем сравнения и прикладывание одного предмета к другому.

На занятие принесла подставку с палочками красного цвета. Сначала применила первый прием: дети показали красные палочки по образцу. Когда все показали красные палочки, я назвала цвет: «У меня палочка, красная». После этого спросила детей, какого цвета у них палочки. Выслушав ответы, предложила детям поместить красные палочки в красный стаканчик. При этом задавала один и те же вопросы: «Какого цвета ты поставил палочку?», «В какой стаканчик?».

На закрепление названия красного цвета понадобилась 3 – 4 занятия, но с разными дидактическими материалами.

Следующим этапом было знакомство детей с синим цветом, затем с желтым, зеленым. Все эти игры повторяла и вне занятий, давая словесные указания: «В синюю коробку положи синие шарики, в желтую – желтые». Но без показа образца.

Дидактическая игра «Найди перышко». От детей требовалось различать и называть цвета: красный, синий, желтый, зеленый; повторять за мной простые и более сложные фразы, вопросы, восклицания. С ним дети обращались друг к другу и к петушку: «Какое перышко тебе подарить?», «Очень красивый хвостик!» и т. п. Все это относилось к двум крупным картинкам с изображением петуха. Один был с красивым разноцветным хвостом. Другому, перышки для хвоста подбирали сами дети.

Особое значение в практической ориентировке детей раннего возраста имеет овладение способами обследования сенсорных качеств и свойств : ощупывание, осматривание, сравнение.

Так в играх дети постоянно знакомятся с качеством предметов. Умываясь – узнают температурные свойства воды. Гуляя на улице – познают свойства снега.

В наблюдениях за природой закрепляется название цветов. Собирая матрешку, размещая вкладыши, одевая маленьких и больших кукол, малыши на практике овладевают понятием величины.

Не сразу говорю детям о прямоугольнике, квадрате. Малыши усваивают форму, как признак других важнейших свойств предметов. Они легко запоминают, где «крыша», «огурчик», «кирпичик», и так выбирает знакомые формы.

На каждом занятии я знакомлю детей со свойствами тех предметов, с которыми они будут действовать. Например, со строительным материалом. Ставлю практические и умственные задачи, добиваясь, чтобы мои малыши их поняли и приняли к исполнению. Затем показываю, как эти задачи следует решать, направляю действия детей на достижение определенного результата.

Малышам доступно сооружение несложных построек из строительного материала (кубиков и кирпичиков). Действуя с ними, дети узнают цвет, форму предметов, их величину, приобретают элементарные пространственные представления. Учу детей называть словом те признаки предметов, с которыми они познакомились : кубик красный, кирпичик зеленый, домик получился маленький, а забор высокий. Таким образом, в играх со строительным материалом развивается речь, расширяется словарный запас.

Учу ребят ставить кубик друг на друга (башня, ставить кирпичики вертикально в ряд на длинное ребро (загородка) и на короткое ребро (высокий забор). Из кубиков и кирпичиков малыши строят: стол, стул, диван, домик, ворота. Объясняя, каждый раз показываю, как и что надо сделать. Построив что – либо, дети играют: на скамейке сидит матрешка; в ворота въезжает машина и т. д. Слежу за тем, что-бы ребята доводили начатое дело до конца. Если вижу, что у малыша что-то не получается и пропадает желание строить, оказываю ему помощь или подсказываю, что надо сделать для завершения постройки.

Малыши любят делать что-то вместе со взрослыми. Учитывая это, организовываю игры – занятия со строительным материалом, где каждый из детей выполняет свое задание. Я строю дом, а ребенок возводит вокруг дома забор. Потом вместе с малышом сооружаем ворота. Предлагаю малышу сделать из кирпичиков разноцветную дорожку.

В ходе игры учу детей называть качества предметов: цвет, форму, величину.

Очень важно помнить, что игры – занятия должны создавать у детей хорошее настроение, доставлять удовольствие. Ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умение произнести слово, что-то сделать самому.

Эта радость – залог успешного развития детей на ступени раннего возраста. Она играет важную роль в процессе дальнейшего воспитания ребенка.

Публикации по теме:

Лучшая авторская дидактическая игра «Вот поезд наш едет»Лучшая авторская дидактическая игра «Вот поезд наш едет» Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Занятия по сенсорике, направленные на формирование.

Презентация по самообразованию «Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет посредством дидактической игры» Уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами своей презентацией. Я работаю с детьми раннего возраста 3-4 лет. Ранний возраст наиболее благоприятен.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Сенсорное воспитание служит основой познания мира» (ранний возраст)
Опубликовано: 9 января 2015 в 17:30
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Сенсорное воспитание служит основой познания мира» (ранний возраст)» (включая файлы) размещена пользователем Вера Вьюнова (УИ 294017) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД