Папки-передвижки

Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности детей раннего возраста (2 фото)

Вера Алаторцева
Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности детей раннего возраста»

Воспитатель МБДОУ ДС №2

Алаторцева Вера Геннадьевна

2014г.

Ранний возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. И среди важнейших задач развития детей обучение родному языку – одна из главных.

Публикация «Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности детей раннего возраста» размещена в разделах

Речь – инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Обучая ребёнка родной речи, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, готовят почву для его успешного обучения в школе, для творческой трудовой деятельности.

Одновременно с развитием речи развиваются мышление, память, воображение ребенка. В процессе игры он нередко сопровождает свои действия словами, а иногда и целыми фразами.

В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию: ухудшение состояния здоровья детей; существенное сужение объёма «живого» общения родителей и детей; глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе; недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребёнка; дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной, либо в равнодушном к нему отношении.

Следовательно, приоритетным направлением в работе с детьми раннего возраста должно быть развитие речи, так как он наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает.

Цель: создать педагогические условия, способствующие развитию речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность.

Задачи:

Формировать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;

Расширять словарь детей, активизировать его;

Совершенствовать диалоговую речь;

Формировать желание перевоплощаться в изображаемые образы, используя различные средства выразительности (поза, движение, жест, мимика);

Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с игрушками и театральными куклами.

В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребёнка. И только при благоприятных условиях, ребёнок успешно пройдёт все стадии речевого развития, которые позволят ему понимать речь, самому свободно общаться со сверстниками и взрослыми.

Этапы работы:

На первоначальном этапе провела диагностику нервно-психического развития по методике К. Л. Печоры, Г. В. Пантюхиной и определила уровень театрально-игровой деятельности детей по методике Н. Ф. Сорокиной, Л. Г. Миланович.

На втором этапе: изучила методическую литературу; исследовала разные виды художественных произведений, отобрала сюжеты из повседневной жизни детей; подготовила персонажи.

Далее произведения подвергла дидактической обработке: подобрала вопросы и задания от персонажей, направленных на активизацию речевой деятельности малышей; физкультминутки, подвижные игры, загадки так, чтобы они были объединены общим сюжетом; оборудование для создания сказочного сюжета.

Следующий этап – творческое применение театрализованных игр на практике.

В содержание занятий по театрализованной деятельности включила:

Игры–имитации образов животных, людей;

Игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки;

Игры в кукольный театр (основы кукловождения и кукольного театра);

Инсценировки произведений;

Театрализованные действия (праздники, досуги, развлечения);

Основы актёрского мастерства, техника речи;

Самостоятельная театрально-игровая деятельность.

При этом особое место в работе с детьми раннего возраста занимает кукольный театр.

Организацию работы строю по единой схеме:

Введение в тему, создание эмоционального настроения;

Театрализованная деятельность (в разных формах, где все участники (дети и взрослые) имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;

Эмоциональное заключение.

Принципы:

опоры на различные анализаторы;

учета зоны ближайшего развития;

наглядности;

усложнения материала;

реализации деятельностного подхода;

учет возрастных особенностей в выборе средств, методов, приёмов содержания.

Методы и приёмы обучения

Игровые:

Использование элементов подвижной игры

Сюрпризные моменты

Имитационные движения с элементами звукоподражания

Обыгрывание текста

Словесные:

Повторение речевого материала

Вопросы

Использование текстов с повторяющимися элементами

Чтение произведений со звукоподражаниями

Договаривание слов, фраз

Похвала

Наглядные:

Использование иллюстраций к текстам

Ритмическое сочетание текста с движениями (потешки, стихотворения, с мелодией (пение детских песенок)

Использование игрушек, персонажей кукольного театра

Организуемая деятельность должна быть:

- событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта);

- ритмична (двигательная и умственная деятельность должна чередоваться);

- процессуальна (дети раннего возраста испытывают большую потребность в развитии навыков в бытовых процессах).

Ступени работы следующие:

Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись – потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (весёлые матрёшки захлопали в ладошки и стали танцевать).

Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идёт к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

Игра-импровизация под музыку («Листочки летят по ветру и падают на дорожку»).

Однотемная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Катя, Катя маленька…», А. Барто «Снег, снег»).

Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (К. Ушинский «Петушок с семьёй», Е. Чарушин «Утка с утятами»).

Ролевой диалог героев сказок («Колобок»).

Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», Три медведя»).

Однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстом (К. Чуковский «Цыплёнок»).

Благодаря таким играм дети познакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки; обогащаются новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивают интерес к литературе, у них активизируется речь, ребятишки активно вступают в диалог со сверстниками и взрослыми.

Малыши приходят впервые в детский сад, они напуганы, неуверенны в себе, не понимают, где они и зачем, всё вокруг чужое. В этот период для установления эмоционального контакта с детьми, для их знакомства с группой, с игрушками использую потешки, незамысловатые песенки («Киска, киска», «Большие ноги», «Ладушки, ладушки»). Вначале все игры провожу индивидуально: более смелого малыша сажу на колени и «Поехали, поехали с орехами, с орехами» или «Сорока-ворона». Постепенно остальные дети включаются в общую игру и начинают подходить ближе, выполняют простые движения, договаривают слова. Дети превращаются из пассивных слушателей в активных участников беседы, их речь заметно активизируется, они уже с желанием вступают в речевое взаимодействие: «Как они мяукают котята? Кто громко мяукает: мяу-мяу? А кто тихонечко мяукает: мяу-мяу?»

Одной из важнейших особенностей данных занятий является включение в работу всех детей: и с низкими речевыми способностями и тихих замкнутых малышей. Дети принимают участие в деятельности с удовольствием. Практика показала, что одним из эффективных методических приёмов являются коллективные задания типа: «Ребятки, сейчас мы с вами в лесу, я превращаю вас всех в медвежат, они ходят и рычат». Пассивных детей нет – все дети изображают то злого волка, то смелого петушка.

Прежде чем показывать детям какую-либо сказку, проводила этюды с куклами, то есть знакомила малышей с каждым героем поочерёдно: показывала персонаж - зайку, называла его, предлагала потрогать, рассматривали все части, давала детям самим внимательно изучить игрушку. Затем читала потешку «Зайка шел, зайка шел» или «Заинька – зайка» или пела песенку «Зайка» Е. Железновой. Показывала одну и ту же игрушку несколько раз, предлагая потанцевать с ней, самим спеть про неё песенку, потом знакомила со следующим персонажем.

Когда малыши узнавали всех героев, начинала показ самой сказки. Одно и то же произведение рассказывала с применением разных видов кукольного театра (конусный, магнитный, пальчиковый и др., вместе рассматривали иллюстрации к сказкам, повторяя пройденный материал. Дети показывали на картинках персонажей, демонстрировали, как рычит волк, кудахчет курочка.

Чтобы не угасал интерес малышей к театрализованным играм, придерживалась определённых требований:

Содержание и разнообразие тематики.

Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все форму педагогического процесса.

Максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр.

Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной деятельности.

Работая без поддержки родителей, трудно достичь высоких результатов. Поэтому я провела анкетирование родителей. По итогам анкетирования мною были разработаны рекомендации для родителей, консультации, оформила информационный стенд и папки-передвижки. На каждом собрании, показывала видеоролики по театрализованной деятельности с участием их детей. Родители проявили заинтересованность и с удовольствием откликнулись помочь в создании театрального уголка в группе.

Несомненно, что развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь развивается постоянно в быту, в игре, в общении и сопровождает его в любой деятельности. Но чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости, поможет использование в педагогическом процессе театрализованных игр.

В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи детей средствами театрализованной деятельности добилась положительных результатов в работе по данной теме. Дети понимают речь, отвечают на вопросы воспитателя, с удовольствием рассказывают знакомые литературные произведения, охотно вступают в речевые контакты со взрослыми и сверстниками, с удовольствием участвуют в инсценировках.

Хочется закончить словами известного всем нам писателя Джанни Родари: «Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку»

Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности детей раннего возраста
Фото №1 Театрализованная игра как средство
Публикации по теме:

Отчет о прохождении научно-исследовательской практики с 18.02 по 17.03.2013 года на базе ДОУ №22 «Алсу» Тема ВКР: Роль сенсорного развития в социализации детей раннего дошкольного возраста Цель.

Планирование работы методического объединения на год (первая младшая группа) Цель: создание условий для роста педагогического и методического мастерства воспитателей групп раннего возраста. Задачи: 1. Повысить информационный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности детей раннего возраста
Опубликовано: 12 мая 2014 в 10:58
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Вера Алаторцева (УИ 166561) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД