Вера Алаторцева
Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности детей раннего возраста»
Воспитатель МБДОУ ДС №2
Алаторцева Вера Геннадьевна
2014г.
Ранний возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. И среди важнейших задач развития детей обучение родному языку – одна из главных.
Публикация «Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности детей раннего возраста» размещена в разделах
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Речь – инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Обучая ребёнка родной речи, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, готовят почву для его успешного обучения в школе, для творческой трудовой деятельности.
Одновременно с развитием речи развиваются мышление, память, воображение ребенка. В процессе игры он нередко сопровождает свои действия словами, а иногда и целыми фразами.
В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию: ухудшение состояния здоровья детей; существенное сужение объёма «живого» общения родителей и детей; глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе; недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребёнка; дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной, либо в равнодушном к нему отношении.
Следовательно, приоритетным направлением в работе с детьми раннего возраста должно быть развитие речи, так как он наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает.
Цель: создать педагогические условия, способствующие развитию речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность.
Задачи:
Формировать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
Расширять словарь детей, активизировать его;
Совершенствовать диалоговую речь;
Формировать желание перевоплощаться в изображаемые образы, используя различные средства выразительности (поза, движение, жест, мимика);
Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с игрушками и театральными куклами.
В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребёнка. И только при благоприятных условиях, ребёнок успешно пройдёт все стадии речевого развития, которые позволят ему понимать речь, самому свободно общаться со сверстниками и взрослыми.
Этапы работы:
На первоначальном этапе провела диагностику нервно-психического развития по методике К. Л. Печоры, Г. В. Пантюхиной и определила уровень театрально-игровой деятельности детей по методике Н. Ф. Сорокиной, Л. Г. Миланович.
На втором этапе: изучила методическую литературу; исследовала разные виды художественных произведений, отобрала сюжеты из повседневной жизни детей; подготовила персонажи.
Далее произведения подвергла дидактической обработке: подобрала вопросы и задания от персонажей, направленных на активизацию речевой деятельности малышей; физкультминутки, подвижные игры, загадки так, чтобы они были объединены общим сюжетом; оборудование для создания сказочного сюжета.
Следующий этап – творческое применение театрализованных игр на практике.
В содержание занятий по театрализованной деятельности включила:
Игры–имитации образов животных, людей;
Игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки;
Игры в кукольный театр (основы кукловождения и кукольного театра);
Инсценировки произведений;
Театрализованные действия (праздники, досуги, развлечения);
Основы актёрского мастерства, техника речи;
Самостоятельная театрально-игровая деятельность.
При этом особое место в работе с детьми раннего возраста занимает кукольный театр.
Организацию работы строю по единой схеме:
Введение в тему, создание эмоционального настроения;
Театрализованная деятельность (в разных формах, где все участники (дети и взрослые) имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;
Эмоциональное заключение.
Принципы:
опоры на различные анализаторы;
учета зоны ближайшего развития;
наглядности;
усложнения материала;
реализации деятельностного подхода;
учет возрастных особенностей в выборе средств, методов, приёмов содержания.
Методы и приёмы обучения
Игровые:
Использование элементов подвижной игры
Сюрпризные моменты
Имитационные движения с элементами звукоподражания
Обыгрывание текста
Словесные:
Повторение речевого материала
Вопросы
Использование текстов с повторяющимися элементами
Чтение произведений со звукоподражаниями
Договаривание слов, фраз
Похвала
Наглядные:
Использование иллюстраций к текстам
Ритмическое сочетание текста с движениями (потешки, стихотворения, с мелодией (пение детских песенок)
Использование игрушек, персонажей кукольного театра
Организуемая деятельность должна быть:
- событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта);
- ритмична (двигательная и умственная деятельность должна чередоваться);
- процессуальна (дети раннего возраста испытывают большую потребность в развитии навыков в бытовых процессах).
Ступени работы следующие:
Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись – потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (весёлые матрёшки захлопали в ладошки и стали танцевать).
Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идёт к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
Игра-импровизация под музыку («Листочки летят по ветру и падают на дорожку»).
Однотемная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Катя, Катя маленька…», А. Барто «Снег, снег»).
Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (К. Ушинский «Петушок с семьёй», Е. Чарушин «Утка с утятами»).
Ролевой диалог героев сказок («Колобок»).
Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», Три медведя»).
Однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстом (К. Чуковский «Цыплёнок»).
Благодаря таким играм дети познакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки; обогащаются новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивают интерес к литературе, у них активизируется речь, ребятишки активно вступают в диалог со сверстниками и взрослыми.
Малыши приходят впервые в детский сад, они напуганы, неуверенны в себе, не понимают, где они и зачем, всё вокруг чужое. В этот период для установления эмоционального контакта с детьми, для их знакомства с группой, с игрушками использую потешки, незамысловатые песенки («Киска, киска», «Большие ноги», «Ладушки, ладушки»). Вначале все игры провожу индивидуально: более смелого малыша сажу на колени и «Поехали, поехали с орехами, с орехами» или «Сорока-ворона». Постепенно остальные дети включаются в общую игру и начинают подходить ближе, выполняют простые движения, договаривают слова. Дети превращаются из пассивных слушателей в активных участников беседы, их речь заметно активизируется, они уже с желанием вступают в речевое взаимодействие: «Как они мяукают котята? Кто громко мяукает: мяу-мяу? А кто тихонечко мяукает: мяу-мяу?»
Одной из важнейших особенностей данных занятий является включение в работу всех детей: и с низкими речевыми способностями и тихих замкнутых малышей. Дети принимают участие в деятельности с удовольствием. Практика показала, что одним из эффективных методических приёмов являются коллективные задания типа: «Ребятки, сейчас мы с вами в лесу, я превращаю вас всех в медвежат, они ходят и рычат». Пассивных детей нет – все дети изображают то злого волка, то смелого петушка.
Прежде чем показывать детям какую-либо сказку, проводила этюды с куклами, то есть знакомила малышей с каждым героем поочерёдно: показывала персонаж - зайку, называла его, предлагала потрогать, рассматривали все части, давала детям самим внимательно изучить игрушку. Затем читала потешку «Зайка шел, зайка шел» или «Заинька – зайка» или пела песенку «Зайка» Е. Железновой. Показывала одну и ту же игрушку несколько раз, предлагая потанцевать с ней, самим спеть про неё песенку, потом знакомила со следующим персонажем.
Когда малыши узнавали всех героев, начинала показ самой сказки. Одно и то же произведение рассказывала с применением разных видов кукольного театра (конусный, магнитный, пальчиковый и др., вместе рассматривали иллюстрации к сказкам, повторяя пройденный материал. Дети показывали на картинках персонажей, демонстрировали, как рычит волк, кудахчет курочка.
Чтобы не угасал интерес малышей к театрализованным играм, придерживалась определённых требований:
Содержание и разнообразие тематики.
Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все форму педагогического процесса.
Максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр.
Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной деятельности.
Работая без поддержки родителей, трудно достичь высоких результатов. Поэтому я провела анкетирование родителей. По итогам анкетирования мною были разработаны рекомендации для родителей, консультации, оформила информационный стенд и папки-передвижки. На каждом собрании, показывала видеоролики по театрализованной деятельности с участием их детей. Родители проявили заинтересованность и с удовольствием откликнулись помочь в создании театрального уголка в группе.
Несомненно, что развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь развивается постоянно в быту, в игре, в общении и сопровождает его в любой деятельности. Но чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости, поможет использование в педагогическом процессе театрализованных игр.
В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи детей средствами театрализованной деятельности добилась положительных результатов в работе по данной теме. Дети понимают речь, отвечают на вопросы воспитателя, с удовольствием рассказывают знакомые литературные произведения, охотно вступают в речевые контакты со взрослыми и сверстниками, с удовольствием участвуют в инсценировках.
Хочется закончить словами известного всем нам писателя Джанни Родари: «Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку»