Папки-передвижки

Из опыта работы «Театрализованные народные праздники как один из аспектов приобщения дошкольников к народной культуре»

Татьяна Глазырина
Из опыта работы «Театрализованные народные праздники как один из аспектов приобщения дошкольников к народной культуре»
▼ Скачать + Заказать документы

Основная идея народного праздника проходит единой нитью, предусматривая работу по воспитанию нравственного поведения.

Вся работа, осуществляемая в несколько этапов взаимосвязана. Каждый этап несет в себе определенные функции и задачи. Исходя из этого, мною были составлены определенные этапы подготовки и проведения праздника.

• Что должны понять дети о событии.

• Как сделать, чтобы они это поняли.

• Какие изменения надо ввести в образовательную деятельность.

Публикация «Из опыта работы „Театрализованные народные праздники как один из аспектов приобщения дошкольников к народной культуре“» размещена в разделах

• Привлечение всех участников воспитательного процесса. Сценарий.

Место проведения.

Музыкальное

сопровождение.

Необходимые атрибуты.

Участники. На что обратить внимание детей.

Придумать, какая форма позволит

вызвать у детей заинтересованность к прошедшему празднику.

В своей работе я придерживаюсь такого принципа: чем больше усилий по подготовке к празднику затратят педагоги, тем интереснее для детей пройдет праздник.

Здесь нужно отметить основные факторы, определяющие успешность задуманного праздника или развлечения.

В настоящее время музыкальные руководители имеют широкий выбор сценарного материала, в том числе и по фольклору. Но необходимо помнить о том, что любой сценарий нуждается в адаптации для использования в работе с детьми. Адаптация сценария - это творческая и сложная работа. Сделать её может только педагог, который постоянно работает с детьми и знает, что нужно изменить, чтобы подготовка фольклорного представления не была чрезмерно сложной и доставила удовольствие как детям, так и взрослым. Важно помнить, что сценарий, так или иначе, отразит ваши эстетические взгляды, ваш стиль профессиональной деятельности. Авторский сценарный материал.

Не менее важно рассмотреть проблему использования фонограмм в работе с детьми. Важно отметить, что в последнее время стало доступным приобретение качественно звучащих фонограмм. Широк жанровый репертуар, различные оркестровки, типы носителей. В связи с этим даже при активном использовании технические накладки можно свести к нулю. Использование фонограмм с шедеврами народной музыки позволяет знакомить детей с творчеством нашего народа в исполнении лучших музыкантов, украшает фольклорные представления, делает их проведение ярким и колоритным. Однако, чем младше дети, тем больше нужно использовать "живой" музыки. Исполнение народных песен и потешек желательно непосредственно под инструментальное сопровождение, а не минусовую фонограмму. А вот для исполнения танцев, хороводов, проведения народных игр и забав, выхода персонажей фонограмма предпочтительнее, так как в этом варианте темпоритм неизменен. В случае непосредственного аккомпанемента музыкальный руководитель часто замедляет или ускоряет темп, подгоняя его под движения детей. Важно помнить о корректном использовании фрагментов музыкального произведения.

Время подготовки и проведения праздников весьма благоприятно для работы с родителями. В нашем детском саду - это, пожалуй, тот редкий случай, когда инициативу проявляют родители, когда именно они ищут общения с музыкальным руководителем, воспитателями, прислушиваются к рекомендациям.

И мы с коллегами не смогли упустить такой возможности. Проанализировав эффективность различных форм работы по подготовке и проведению театрализованных фольклорных праздников совместно с родителями, мы сделали вывод, что необходимо следовать современной направленности средств массовой информации, то есть превратить печатные консультации в фото-выставки с краткими пожеланиями и рекомендациями. Текст минимален, информативен, присутствуют иллюстрации (лучше фотографии детей, ведь нет большей радости, как увидеть своё чадо). И все получилось!

Больше всего вопросов у родителей возникает во время подготовки костюмов к празднику. Мы рады помочь им. Нами изготовлен альбом с эскизами костюмов, даём рекомендации по подбору тканей и аксессуаров. Альбом пополняется год от года.

В настоящее время наблюдаются резкие перемены и в эстетических взглядах, стилях оформления помещений. В оформлении центральной стены к фольклорным праздникам мы активно используем объёмные элементы (цветы, банты, атласные ленты, драпировки из ткани по краям стены (функция рамки, сюжетную живопись на ткани. Живописные холсты хорошо хранятся, их можно дополнять различными элементами, эффектно выглядят на фотографии и видеосъёмке. Невозможно представить фольклорный праздник в детском саду без декораций, атрибутов, аксессуаров. Грамотно подобранная тема, стиль, сочетание цветов, форма украшений создают неповторимую атмосферу, образ праздника. В создании нашей коллекции мы используем современные безопасные материалы, лёгкие и эстетичные, легко трансформирующиеся.

Немаловажен вопрос изготовления театральных костюмов для взрослых персонажей. Для нас работа с праздничными костюмами доставляет огромное удовольствие, ведь в итоге расширяется музыкально-игровой материал, появляется творческая свобода в написании праздничных сценариев. Костюм и для взрослых, и для детей должен быть удобным, не мешать свободно двигаться, соответствовать росту и размеру того, кто его носит. Мы считаем, что и "взрослый артист", и "артист-ребёнок" должен выглядеть безупречно, или хотя бы нужно стремиться к этому. Мы отдаём предпочтение недорогим, но эффектным тканям. Это креп-сатин, габардин, ткань с пайетками.

Конечно же, ни один даже самый опытный педагог не сможет перечислить все слагаемые успешного праздника. Новое время диктует новые требования, поэтому творческому педагогу всегда есть куда развиваться, куда прилагать свои знания, умения и способности.

«СНЕГУРОЧКА»

(Драматизация сказки для детей старшего возраста.).

Муз. : Как у наших у ворот

Стоит ряженый народ

А ребята удалые

В те ворота расписные.

Все торопятся, бегут,

Да забавы всем несут!

Под веселую плясовую дети проходят в зал, стоят полукругом.

1 реб. : Мы пришли сюда плясать

И весну к нам в гости звать!

К. Л. : После долгой зимней стужи

Просыпайся ото сна!

Улыбнись лучами света

Долгожданная Весна!

Песня «Весенняя песенка».

Муз. : Здравствуйте, люди добрые,

Гости званные, гости желанные!

Кланяется. Дети тоже в ответ.

Муз. : Проходите, садитесь,

Друг дружке улыбнитесь!

Дети садятся.

Воспит. : Поведаю я вам

Старину давнюю,

Старину давнюю,

Да небывалую.

Ели спят у большака

В инее седом.

Спят деревья, спит река,

Скованная льдом.

Мягко падает снежок,

Вьется над избой дымок.

Звучит музыка.

А в этой избе жили - были старик со старухой. Жили они мирно, да ладно, вот только одна беда - детей у них не было. Выглянула как-то старуха в окошко - уж и март на дворе, а погодка-то разгулялась. Снег так и сыплет. Детвора во дворе разыгралася, да расшалилася. Последний снежок падает.

Игра в снежки.

Воспит. : И решили старик со старухой слепить себе внучку из снега. А снегурочка вдруг ожила, зашевелила ручками, ножками и вышла из сугроба - живая девочка.

Под музыку выходит Снегурочка и танцует.

Воспит. : Стала Снегурочка старикам внучкой послушной и хорошей

помощницей.

Снегурочка садится на скамейку.

Воспит. : Долго ли - коротко ли, только время шло, зимние холода сменились теплыми денечками. Стало сильнее пригревать весеннее солнышко. Стали красны девицы, да добры молодцы на проталинах хороводы водить.

1 дев. : Снегурочка! Подруженька! Выходи к нам плясать, весну в гости звать.

2 дев. : Снегурочка! Иди скорей! Разметем лужок, заведем кружок!

3 дев. : Супротив твоих ворот разыграем хоровод!

4 дев. : 1,2,3,4,5! Мы собрались поиграть!

К нам сороки прилетели

И тебе водить велели!

Игра : «Плетень».

Дети садятся.

Снегурочка: Спасибо вам за игры ваши веселые.

Снегурочка садится на скамейку. Вздыхает.

Воспит. ; Только Снегурочка день ото дня все грустнее, печальнее. Ведь пуще всего боится она солнца весеннего, солнца, жаркого. Пошла Снегурочка в лес, в рощу березовую, прохладную, где от тепла ей спасение.

Снегурочка идет. .

Девочки исполняют хоровод «Березоньки» с белыми -ленточками.

Мальчики и 2 девочки одевают шапочки зверят. Снегурочка садится.

Снегурочка: Снег теперь уже не тот, Потемнел он в поле. На озерах треснул лед, Будто раскололи. Облака бегут быстрей, Небо стало выше, Зачирикал воробей Весело на крыше.

Выбегают звери, встают вокруг Снегурочки.

Белочка:

Замерзла я, устала я

По веточкам скакать.

Когда же ты придешь весна?

Ну где тебя искать?

Мишка:

Я мишка, вылез из берлоги,

Где досмотрел последний сон.

Весна идет! Весне дорогу!

Пусть оживет зеленый дом!

Волк:

Всю зиму бегал я по лесу

Поживу для себя искал.

Всю зиму с робкою надеждой

Тепла весеннего я ждал.

Лиса: О солнце, ласковой мечтою

Приди к нам солнышко скорей.

И у лисички у сестрички

Ты шкурку рыжую согрей!

Звери бегут на места. Все дети берут в руки птиц.

Под музыку выходит пастушок Лель. Он играет на рожке или дудочке. Слышны птичьи голоса.

Лель:

Синички-сестрички,

Скворцы-молодцы.

Из-за моря к нам летите

Весну красную несите.

Импровизация «Перелет птиц».

Дети садятся. Лель подходит к Снегурочке.

Лель: Снегурочка, идем с нами Весну встречать, в гости звать!

Снегурочка: Ох, Лель, боюсь я Весны!

Боюсь растаю под жарким

солнышком!

Лель:

Мы пойдем, пойдем остановимся.

На леса, на луга полюбуемся.

Полюбуемся, да послушаем

Как шумят, бегут воды весенние!

Как поет - звенит жаворонок,

Звучит «Песня жаворонка». П. И. Чайковского

Воспит:

Если снег повсюду тает

День становится длинней

Если все зазеленело

И в полях звенит ручей!

Если птицам не до сна,

Значит к вам пришла.

Дети: Весна!

Дети (кланяются) : Здравствуй, матушка Весна (садятся).

Весна: Пришла матушка Весна,

Отворяйте ворота!

Воспит. :

Вот уж первый март прошел,

Всех друзей с собой привел.

А за ним и апрель

Отворяй пошире дверь!

потом придет май.

Сколько хочешь играй.

Хоровода затевай.

Настала пора позвать солнце жаркое. !

Дети:

Гори солнце ярче

Лето будет жарче,

А зима теплее

А весна милее.

Дети дразнят солнышко.

Весна после слов «горю» догоняет детей.

Во время игры Снегурочка уходит за домик и вместо короны завязывает ленту, дети садятся.

Лель: А где же наша Снегурочка? Да вот же она, превратилась в белое облако!

Поднимает белый платок и отдает Весне, садится.

Воспит. Да, не ее это время - весна да лето. Вмиг растает от жаркого

солнышка. Но вы ребята не печальтесь. Весна - волшебница

превратила Снегурочку в обычную девочку.

Соня иди к нам.

Из-за домика выходит девочка.

Дети вместе с воспитателем исполняют хоровод «Веснянка» р. н. п.

Публикации по теме:

«Соотношение коммуникативной и регулятивной речи в раннем возрасте». Консультация для воспитателей Речь - это вторая сигнальная система. Роль развития речи в раннем возрасте трудно переоценить. Невнимание к формированию речи на ранних этапах.

Снежные скульптурыСнежные скульптуры В нашем ОУ каждую зиму проходит конкурс творческих работ педагогов и детей – «Снежные скульптуры» Тема конкурса 2013 года была - народные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы «Театрализованные народные праздники как один из аспектов приобщения дошкольников к народной культуре»
Опубликовано: 27 октября 2014 в 22:39
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Из опыта работы «Театрализованные народные праздники как один из аспектов приобщения дошкольников к народной культуре»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Глазырина (УИ 104416) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД