марина петрухина
Из опыта работы по развитию познавательных интересов детей в процессе экологического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд № 1.
Появившись на свет, маленький человек начинает свой путь длиною в жизнь. С первых минут и до последних дней человек неустанно познает мир, в котором он живет. На каждом возрастном этапе познание мира осуществляется своими специфическими способами. Способы познания (как получаю и перерабатываю информацию) определяются уровнем развития познавательных процессов : восприятия, памяти, мышления, воображения, речи.
Публикация «Из опыта работы по развитию познавательных интересов детей в процессе экологического воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологическое мировоззрение – это результат образования и воспитания, и становление происходит постепенно, в течении многих лет жизни. Начало же этого процесса приходится на период дошкольного детства, когда закладываются основы миропонимания у маленького человека, в основе детского отношения к миру должны лежать забота, доброта, гуманность и сострадание.
Ещё К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский и Л. Н. Толстой отмечали, что тесные контакты детей с природой, натуралистические наблюдения и экскурсии подразумевают развитие в ребёнке нравственных начал, умение видеть красоту природы, чувствовать и понимать её, а также и развитие познавательного интереса.
Я убеждена, что дошкольный возраст – самоценный этап в воспитании экологической культуры личности и уникальный период в умственном развитии. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоциональное, ценностное отношение к окружающему миру. Благодаря этому возможно формирование у детей познавательной активности, экологических знаний, норм и правил.
Слайд № 2.
Исходя из этого, я поставила следующие задачи:
1. Способствовать развитию познавательных процессов через восприятие окружающего мира, формированию системы об окружающем.
2. Создавать условия для более глубокого восприятия знаний о природе. Закреплять полученные знания в деятельности.
3. Формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе.
4. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение ко всему живому.
Слайд № 3, 4.
Большое значение в экологическом воспитании детей имеет создание соответствующей предметно – развивающей среды, прежде всего уголка природы в группе. При подборе материала и объектов для уголка природы учитывается возраст детей, создаются условия для:
Слайд № 5.
1. Систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы (комнатные растения, аквариумные рыбки, образцы камней, почвы, разные природные материалы)
2. Учить видеть красоту окружающего мира.
3. Оздоровления ребенка и соблюдение безопасности.
4. Формирования экологически грамотного поведения (умения ухаживать за растениями и животными, беречь природу).
5. Поиска ответов на интересующие ребенка вопросы (ведение дневника наблюдений, проведение опытов и экспериментов).
Слайд № 6.
Большой интерес вызывает у детей познавательная литература : энциклопедия животных и птиц, энциклопедия для «почемучек», иллюстрированные художественные книги, которые привлекают детей не только красочными иллюстрациями, но и широким познавательным материалом. Для познания окружающего мира детям нужны сказки и рассказы, басни и стихи. Например, в книгу Рыжовой «Не просто сказки» вошли авторские сказки, которые позволяют понять природу и взаимоотношения с ней человека.
Слайд № 7.
Создание условий для экспериментальной и исследовательской деятельности имеет особое значение. Детям очень нравится быть «учеными», «исследователями», хочется узнать больше «делать открытия». Например, при ознакомлении с простыми свойствами воды: прозрачная жидкость, без запаха и вкуса, в воде присутствует воздух.
Во время проведения опытов с водой (изменение её агрегатного состояния на морозе, в помещении, при нагревании, дети проявили большую активность и самостоятельность.
Слайд № 8.
Постепенно, совместно с детьми и родителями была собрана мини — лаборатория, в которой были представлены различные предметы для элементарной экспериментальной деятельности, например: затемненные стекла — для наблюдения за солнцем, увеличительное стекло — за песчинками песка, предметы из разных материалов, бумага и ткань разной фактуры, полезные ископаемые: мел, известняк, мрамор, гранит; колбочки и стаканчики разной формы и вместимости).
Слайд № 9, 10.
Полученные знания находят отражение в продуктивных видах деятельности — рисовании, аппликации, лепке, изготовлении поделок из природного материала.
Слайд № 11, 12, 13.
Обучать, играя — основной принцип в работе с детьми дошкольного возраста. Закреплять знания детей помогают дидактические и словесные игры, например: «Детки на грядке, детки на ветке», «Найди то, о чем я расскажу», «Кто, где живет», «Зоологическое лото».
Слайд № 14.
Моя работа в данном направлении была бы не полной без участия и помощи родителей. Проводили анкетирование, затем совместно обсудили результаты, определили общие взгляды и расхождение наших точек зрения. Сделали подборку литературы для чтения детям, телепередач для совместного просмотра.
Наша задача — поддерживать познавательный интерес детей и стремление к самостоятельным наблюдениям.