Ольга Ерошова
Изобразительная деятельность в развитии творческих способностей детей
▼ Скачать + Заказать документы
Ерошова О. Н.
воспитатель второй квалификационной категории
МБДОУ детский сад №12 «Дюймовочка»
Г. Гуково Ростовской области
Изобразительная деятельность в развитии творческих способностей.
Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и, прежде всего рисование. Научить ребенка правильно и по достоинству ценить прекрасное в жизни и искусстве, творить его - это значит обогатить его внутренний мир такими существенными качествами, без которых нет и не может быть гармонично развитой личности.
Публикация «Изобразительная деятельность в развитии творческих способностей детей» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В среднем дошкольном возрасте, да и в старшей группе детского сада (пятый и шестой год жизни) дети еще не овладели графическими средствами изображения, техникой рисования, они испытывают большие трудности в передаче образов окружающей жизни, что мешает их радости творчества, вызывает отрицательное отношение к рисованию [Комарова Т. С. как научить ребенка рисовать].
Чтобы дошкольник испытывал радость творческого созидания, желание творить прекрасное, необходимо его обучить методам и приемам рисования различными материалами, не требующими от него четкого графического изображения, и постепенно формирующими технику рисования, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. В детское творчество я включаю разные материалы: краски акварель и гуашь, карандаши, мелки, пастель, фломастеры, свеча плюс акварель и т. п. и учу детей пользоваться этими материалами и способами работы с ними в соответствии с их средствами выразительности. Это позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений от окружающей жизни.
Не нужно бояться оперировать понятиями и терминами изобразительного искусства на занятиях даже с маленькими, так как, воспринимая на слух, дети быстро привыкают и в дальнейшем используют их осознанно.
Очень важно создать необходимую атмосферу психологического комфорта, принимать малыша таким, какой он есть, верить в его творческие возможности и создать условия для самовыражения.
Важное место на занятиях изобразительной деятельностью я уделяю таким элементам, как линии, пятна, элементы декора и особенно цвету, так как роль цвета в развитии творческого потенциала детей огромна.
Для совершенствования хроматического вкуса ребенка использую следующие способы:
1. при раскрашивании рисунка у ребенка можно спросить (какие ассоциации возникают у него при выборе цвета, какой у цвета запах, какой это цвет - горячий, или холодный, или гладкий, или шероховатый, или прозрачный, с чем его можно сравнить);
2. отметить соответствие между ответами ребенка и цветом нарисованного предмета, а затем дать вновь, но уже противоположное задание: нарисовать прозрачный (или блестящий, или холодный, или душистый предмет);
3. проверить устойчивость соответствия цветов: как часто, например, гладкие предметы окрашиваются в желтый цвет, шероховатый - в зеленый, горячие - в красный и т. д.
На занятиях с детьми обсуждаем, какие чувства и впечатления вызывает у них тот или иной цвет, так как именно цвет стимулирует желание ребенка взять в руки карандаш, кисть и рисовать.
Алгоритм деятельности детей, способствующий развитию творческих способностей дошкольников на занятиях изобразительной деятельностью.
1. Знакомство с кисточкой и красками. Какими бывают кисти, как правильно нужно держать кисть, хранить ее. Какие бывают краски (акварель, гуашь, масляные, какие бывают цвета (холодные, теплые).
2. Рассматриваем репродукции и картины (подлинники). Определяем, какие краски использовал мастер, какими цветами он пользовался.
3. Играем в дидактическую игру «Холодно - тепло». Словом, жестом, мимикой дети показывают холодный или теплый цвет использован.
4. Показ приема закрашивания в воздухе воспитателем и детьми.
5. Объяснение последовательности действий при закрашивании красками:
а) беру кисть правильно: тремя пальчиками, над железным пояском;
б) обмакиваю кисть в баночку с краской, лишнюю краску снимаю о край;
в) плавными движениями, не прижимая кисть к бумаге до конца, закрашиваю объект, стараясь не заходить за линию наброска;
г) промываю кисть в воде;
д) сушу ее о салфетку;
е) кладу кисть на подставку.
6. Дидактические упражнения «Закрась лист теплым цветом», «Нарисую холодный ветер», «Закрась веселого клоуна».
7. Знакомство с приемами ТРИЗ (набрызг, закрашивание паралоновым тампоном, налепом).
Развивая творческие способности детей на занятиях изобразительной деятельности, должны соблюдаться следующие правила:
1. ребенок должен иметь максимальную свободу для проявления инициативы и необходимые для этого физическое и психическое пространство;
2. у ребенка не должно быть недостатка в цветных карандашах, фломастерах и бумаге;
3. сюжет рисунка не должен подвергаться критике, наоборот, время от времени надо стимулировать занятия ребенка рисованием;
4. рисунки, отобранные самим ребенком, нужно повесить где-нибудь в удобном месте в группе и попросить ребенка объяснить их;
5. нужно предлагать рисовать все, о чем ребенок любит говорить, и беседовать с ним обо всем, что он любит рисовать.
Алгоритм работы с детьми на занятии рисования.
Тема: «Рисование животных. Дельфин».
1. Дома посмотреть программу «Подводная одиссея команды Кусто», мультфильм «Девочка и дельфин», иллюстрации с изображением дельфина с целью рассмотреть дельфина в естественной среде обитания (внешний вид, повадки, движения, окраску, форму);
2. игровое упражнение: передать особенности движений, повадок дельфина под музыку;
3. поэтапное рисование дельфина;
4. знакомство с различными способами изображения одного и то же объекта (мультипликационная графика, комикс, использование нестандартных приемов закрашивания);
5. творческая работа на тему «Вот дельфины разные смотрят на тебя умными глазами»;
Особенность творческих работ и заданий состоит в том, что они носят открытый характер, то есть имеют столько ответов, решений, сколько детей их выполняет. Роль воспитателя - не только понять и принять разнообразные решения, но и показать детям правомерность этих решений и научить защищать нестандартные решения.
Литература:
1. Алексеевская Н. А. Карандашик озорной – М. : «Лист», 1999.
2. Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. Ярославль. : Академия Холдинг., 2001.
3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. 3-е изд. М., 1991.
4. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1, 2. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 80 с.
5. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. /Под редакцией Бабаевой Т. И., Михайловой З. А., Гурович Л. М. – СПб. : Детство-Пресс, 2000.
6. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству: Обучение дошкольников технике аппликации и коллажа: Методическое пособие. – СПб. : «Детство-Пресс», 2004.
7. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. - М. : Творческий центр СФЕРА, 2004
8. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. М., 1995.
9. Комарова Т. С., Антонова А. В., Зацепина М. Б. Программа эстетического воспитания детей двух-семи лет. Красота. Радость. Творчество. - М. : Педагогическое общество России, 2000
10. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М. : Педагогика, 1990 48с.
11. Полуянов Ю. А. Дети рисуют. - М. : Педагогика, 1988
12. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. / Под ред. Казаковой Р. Г. – М. : Т Ц Сфера, 2005.
13. Швайко Г. С. Программа по изобразительной деятельности с детьми четырех - семи лет. - М. : ВЛАДОС, 2002
14. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2005.