Оксана Моторнова
Ярмарка народных промыслов и ремесел «К родникам народного творчества»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширять представление детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства, воспитывать уважение к труду народных мастеров.
Задачи:
• закрепление знаний воспитанников об истории возникновения народных ремёсел и промыслов, технологией изготовления изделий отличительные черты народных промыслов;
Публикация «Ярмарка народных промыслов и ремесел „К родникам народного творчества“» размещена в разделах
• развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о декоративно-прикладном искусстве;
• формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров;
• воспитание любви и уважения к народному промыслу и ремеслам.
Фонограмма «Колокольные звоны».
Ведущий: По широкой Руси нашей матушке
Колокольный звон разливается.
В городах и больших, и маленьких
В балаганы народ собирается.
Ведущий:В истории и культуре деревень, сел и городов всея Руси, не было более яркого, эмоционального, зрелищного действа, чем ярмарка.
Ведущий: Ярмарка – это праздник торговли, народной мудрости, мастерства и изобилия разнообразных изделий народного творчества, товаров необходимых в быту.
Ведущий: Ни одна ярмарка не обходилась без балаганов, зрелищ и увеселений. На ярмарках выступали бродячие музыканты, потешники (скоморохи, царили торги коробейников, игры, пляски, хороводы. Можно сказать «здесь русский дух, здесь Русью пахнет».
(Звучит песня «Золотая ярмарка»)
Скоморохи – зазывалы: Слушайте, слушайте, добры молодцы, красны девицы! Слушайте и не говорите, что не слышали! Как во славном городе Тамбове ожидается ярмарка великая! Много товара, блины с пылу – жару, чай из русского самовара, пляски удалые, песни огневые, игрища молодецкие, пряники медовые, орехи каленые!
Слайд 4)
Продавец 1: Подходи, честной народ – Базар – ярмарка идет Здесь найдете, что хотите. Набегайте! Приходите! Лапоточки покупайте – Сына – дочку одевайте!
Продавец 2: Кому кафтан? Кому сарафан? Кому платки? Кому портки?
Продавец 3: А вот калашный ряд – Ему всякий рад: Тут и пышки, и блины – Сорок саженей длины!
Продавец 4: А вот бублики По три рублика! А без рублика Дайте бублик. А у меня пятак Дайте бублик за «так».
Продавец 5: А вот товары разные, в хозяйстве не напрасные,
Всем необходимы, не проходите мимо!
Глядите, не моргайте, рты не разевайте,
Ворон не считайте, подешевле покупайте.
(Звучит мелодия русской народной песни «Ой, полна, полна коробушка». Появляются коробейники с лотками).
Коробейники: Эх, полным – полна коробушка,
Выбирай любой товар.
Есть матрешка - чернобровушка,
Есть и русский самовар,
Кружева – узоры тонкие,
Ах, как любы для души!
Эй, звените, струны звонкие,
Все товары хороши.
Коробейник: Да, вот товар, так товар! (подходит к Павлово-посадским платкам). И тот хорош, и другой хорош: выбирай, который хошь!
Инсценировка потешки «Ай, тари, тари, тари» (группа № 7).
Мальчик с девочкой ходят от прилавка к прилавку, мальчик приценивается:
Ай, тари, тари, тари, куплю Маше янтари,
Останутся деньги, куплю Маше серьги.
Останутся пятаки, куплю Маше сапоги,
Останутся грошики, куплю Маше ложки,
Останутся полушки, куплю Маше подушки.
Засовывает руку в холщовую сумку, которая с самого начала ярмарки надета у него через плечо, выставляет через дыру на дне руку.
Мальчик. Вот и купил. Шары полупил! (Машет рукой, садится на место. Девочка остаётся стоять).
Воспитатель: А ты, Маня, что купить хочешь?
Девочка: Родной матушке - платок, посерёдочке цветок.
Продавец: Что за чудо узор,
Что за краски вокруг!
Это поле, цветы,
Удивительный луг!
Эту русскую сказку
Каждый видеть тут рад!
Эта сказка с названием
«Павлов Посад»!
Ребенок: (переход по гиперссылке) Посмотрите, ребята, какие удивительные платки из Павловского Посада.
Ребенок: Лето красное ярко цветет на платках,
Словно зарево, шали красивы.
В этих ярких узорах и пышных цветах
Самобытный характер России.
Ребенок: Не платок — красота, всех красавиц мечта На головках девичьих играет. Как набросят платок, так охапка цветов
На груди у девчат расцветает.
Разноцветные платки, Набивные шали
Скольких женщин на Руси
В праздник украшали.
Научились мастера Павлова посада
Рисовать узор из трав Леса, луга, сада.
Длинных нитей переплёт
В узелки вязали –
Бахромою из кистей
Кромку украшали.
А как девицы пойдут –
Расцветает улица,
Лишь плечами поведут –
Хочется зажмуриться.
Разбегаются глаза
От такого дива,
Засмущается душа –
Чей платок красивей.
Скольких женщин на Руси
В праздник украшали
Разноцветные платки,
Набивные шали!
Коробейник: Эх, топни нога, топни правенькая,
Я плясать пойду, хоть и маленькая.
(Танец в исполнении подготовительной группы № 7).
Коробейник: У нас товару
Видимо-невидимо.
Подходите, посмотрите
Да что-нибудь возьмите. (Подходит к выставке «Хохлома»).
Продавец: А вот посуда не простая
А точно – золотая!
С яркими узорчиками
Ягодками и листочками
Называется она –
Золотая Хохлома.
А вы знаете, как рождаются волшебные узоры Хохломы. Ну, тогда внимательно смотрите? (Переход по гиперссылке - Мультфильм).
- Ребята! На какой посуде выполняют Хохломскую роспись?
- Какой орнамент используют художники для Хохломской росписи? (травяной, растительный). Травка, ягодки, цветы, птицы - все это символы счастливой жизни. И такая расписная посуда создает праздничное настроение.
- Какие основные цвета в Хохломской росписи? (красный, черный, зеленый, желтый, золотистый)
- Как вы думаете, какие чувства символизируют эти цвета? (Красный - радость; золотой - тепло, счастье, богатство, красота и чистота; зеленый - цвет жизни, природы; черный – торжественность).
Ребенок: Роспись хохломская
Словно колдовская
В сказочную песню Просится сама.
И негде на свете
Нет таких соцветий
Всех чудес чудесней –Наша хохлома.
Танец в исполнении подготовительной группы № 2.
Инсценировка (группа № 2).
(музыка – выход медведя)
Поводырь: Расступись, народ честной, (входит медведь) Идет медведюшка со мной.
Много знает он потех.
Будет шутка, будет смех!
Ну-ка, медведюшка, не ленись,
Всем большим и малым поклонись. (Медведь кланяется во все стороны).
Поводырь: А теперь покажи, как народ на работу охотно идет. (Поводырь тянет медведя за веревку, тот упирается).
Поводырь: Это ты, Миша, такой ленивый,
А народ-то наш трудолюбивый.
А теперь наоборот покажи-ка,
Как народ домой с работы идет.
(Медведь бросается наутек, тащит скомороха за собой, тот едва не падает).
Поводырь: Ой, Миша, домой-то зачем так быстро?
Медведь: Сериал смотреть. (Медведь уходит).
Поводырь: Ну вот, убежал.
Медведь (возвращается с «карусель» из обруча и лент). Не убежал я! А повеселить вас решил. Хотите на карусели покататься?
Коробейник: Ох, а про карусель – то мы забыли! Ну, какая ярмарка без карусели? Сейчас, сейчас и у нас карусель закружится, ух завертится!
(Ставится 14 стульев в круг. Вызываются игроки – с каждой группы по 3 ребенка. Под музыку игроки бегают вокруг стульев, а при остановке музыки – быстро садятся. Оставшийся игрок без стула – выбывает. Один стул убирается и так до тех пор, пока не останется один игрок. Он получает приз.)
Коробейник: Ярмарка продолжается, торговля не кончается! Эй, шевелись, у кого денежки завелись.
Коробейник: Подходи кума Татьяна, да веди с собой Лукьяна. Мы вас шибко разуважим, чего нет - и то покажем!
Инсценировка (группа № 12)
Продавец: Проходи народ, не стой у ворот!
На мой товар полюбуйтесь, только не торгуйтесь.
Кому валенки, не больши, не маленьки?
Воспитатель: У нашего Колюшки большое горюшко -
Валенки, с дырой, один стоит под горой.
Продавец: Подходи сюда, примеряй! (Ребенок подходит к палатке, примеряет огромные валенки).
Ребенок /удивленно/ : Вроде, велики?
Продавец: Да нет! В самый раз - на вырост! Бери! (Ребенок пытается идти, падает, выползает из валенок и ползком возвращается на место).
Воспитатель: Вот и нашему Ерёме всё не везёт. (Переход по гиперссылке).
Продавец: Валенки это, наверное, самое, что не есть Русское чудо. Только русские люди могли такое сделать.
Продавец: Действительно, и в мороз и в жару, ноги, обутые в валенки, ощущают комфорт, сухость и тепло. Эта обувь никогда не “садится” и не деформирует стопу. А делается она практически вручную.
Продавец: Широко известен и лечебный эффект валяной обуви, которая хорошо прогревает суставы. Все эти свойства сделали валенки очень популярными в России с ее холодными зимами.
Продавец: Валенки – это самая теплая обувь.
Продавец: Валенки – это самая модная обувь.
Продавец: А переезжая в новую избу, к печке обязательно клали валенок и звали: «Дедушка домовой, доможирушка, хозяин с хозяюшкой, с малыми детушками, пошли в новый дом жить!»
Ребенок: Жили - были валенки
Веселы, удаленьки.
Бегут шустро по дорожке,
Не замерзнут наши ножки.
Ребенок: Валеночки теплые,
Валенки спортивные,
Валенки удобные,
Валенки красивые!
Танец «Валенки» - старшая группа № 12.
Коробейник: Да и вы все засиделись,
На своих местах пригрелись,
Выходите-ка играть,
Свои ножки разминать.
Коробейник: Пришло время устроить “Валеночные испытания”.
1. Сбей валенок мячом. (Победившим призы).
2. Кто дальше забросит валенок. (Победившим призы).
Коробейник: А вот товары разные, в хозяйстве не напрасные,
Всем необходимы, не проходите мимо!
Глядите, не моргайте, рты не разевайте,
Ворон не считайте, подешевле покупайте. (Подходит к выставке «Гжель»).
Инсценировка (группа № 10)
Скоморох: Тюли – тюли, три Акули
Шли с базара в пять часов.
Тили – тили, что купили
Три Акули? – Шесть горшков.
Два горшка для щей и каши,
Два – в подарок тете Даше,
А последних два горшка
Про запас для молока.
Скоморох: Тюли – тюли, три Акули
Ох – упали у реки.
Тили – тили, что разбили?
Что разбили? Все горшки!
Проезжали три Емели,
Посвистели, поглядели
Чтоб не бить посуду впредь,
Надо под ноги глядеть!
Скоморох: Так, что ж теперь, Акулям – то делать? Где у нас на ярмарке горшки продают?
Скоморох: Так, гончаров смотреть надо… Да, вот же они!
Продавец: Приехали мы на ярмарку
Себя показать,
И товар свой продать.
Наши блюдца, чашки и горшки Знают люди всей земли.
(Переход по гиперссылке на видеоролик «Сказочная гжель»).
Ребенок: Из глубины веков до наших дней Стараньем мастеров умелых
Русь украшает чудо-Гжель
Узором синим в платьях белых.
Ребенок: Весеннее украсят утро
Чудесной гжели нежные букеты,
И легким ветерком как будто
На нас подует жарким летом.
Ребенок: Порой осенней в ярких красках
Природы милого творенья
К нам гжель приходит снежной сказкой,
Зимы предвидя приближенье.
Ребенок: Ну а зимой, холодной, вьюжной,
Согреет нас огнем камин,
В котором жаркий пламень дружит
С узором сине-голубым.
Ребенок: Фарфоровые чайники,
Подсвечники, часы,
Животные и птицы Невиданной красы.
(Танец в исполнении старшей группы № 10).
Коробейник: А купцы – то, распродали все товары
И скорее – тары – бары.
Нет, друзья, так не годится,
Продолжаем веселиться.
Коробейник: На каждой ярмарке устраивают «петушиные бои» и на нашей ярмарке без этого никак не обойтись.
Правила игры: на полу лежат 5 обручей, необходимо 10 играющих. Прыгая на одной ноге внутри круга, необходимо вытолкнуть из него противника. Петушок - победитель получает приз.
Коробейник: Вот безделушки, всевозможные побрякушки,
Совсем еще новые, цена - то плевая!
Налетай, бери, кому хошь, подари! (Подходит к выставке жостовских подносов).
Продавец: Почтеннейшие господа! Посмотрите вы сюда!
Жостовские подносы –
Не знают износа!
(Переход по гиперссылке на видеоролик «Жостовская роспись»)
Продавец: Зародившийся в далёкие времена промысел не забыт, не исчез. Он живёт до сих пор. Как же появился этот промысел? Послушайте сказку.
«Сказка – ложь, да в ней намёк…»
Недалеко от Москвы, среди широких раздолий русской равнины, в очень живописном месте находится село Жостово. Жил здесь удалец-молодец. Любил он все живое, что его окружало. Особенно привлекали его цветы на лугу. Наберет, бывало, он букет полевых цветов и принесет под окошко девице-красавице. А девица та немного гордой была. «Эка невидаль, цветов-то вокруг видимо-невидимо. Но красота их недолговечна. А ты продли их цветение, сделай так, чтобы окружали меня цветы круглый год» - сказала она. Задумался мастер, как сохранить жизнь цветка? Все перепробовал он: сушил их, но они все равно принимали неживой вид, пробовал вырезать по дереву – все не то получалось. Наконец, придумал. Взял он кусок железа, попросил кузнеца изготовить ему поднос. Кузнец так и сделал: отшлифовал его, покрыл лаком. Стал мастер расписывать поднос самыми яркими красками, какие у него были.
Решил он изобразить свой букет на черном фоне, который дал ему возможность по контрасту выделить яркие краски пышных роз, пионов, георгинов, скромных и незатейливых цветочков: ромашек, колокольчиков, которые окружали молодца в летнее время года.
Расписал мастер поднос и остался доволен своей работой. Принес он его девушке в подарок. Как взглянула она на прекрасное творение, так и ахнула. Стыдно стало ей за свои слова, извинилась девица за свой поступок. Сыграли они вскоре свадебку.
Позже стали называться такие подносы жостовскими, в память о том месте, где проживал и впервые расписал их удалец-молодец.
Ребенок: Букеты сказочных цветов Глядят на нас с подносов звонких И шелк волшебных лепестков И трепет трав в сиянии тонком…
Ребенок: Как удивительно тепло И хмурый день наполнен светом, Когда в руках ожившим летом Горит такое мастерство.
(Танец в исполнении старшей группы № 3).
Коробейник: Мы рады, что на нашей земле тамбовской прошла такая веселая ярмарка.
Коробейник: Ярмарка - наше чудо подивись! Русская ярмарка не каждый день бывает.
Кто не бывал, тот побывает!
Коробейник: Чего здесь не наслышишься, чего здесь не навидишься! Здесь и игрушки, здесь и Петрушки,
Чай из самовара, квасок из кружки!
Пряники печатные, песенки занятные.
Пирожки печёные, звери учёные.
Коробейник: Самовар на день рожденья подарили мне друзья,
И сказали: «Пить без сушек самоварный чай нельзя!»
Мы и сушки, и ватрушки, и оладьи напекли,
А еще варенья банку по сусекам наскребли.
Чай душистый, прямо с жару,
Будем пить из самовара.
Коробейник: Выходи, честной народ, Просим в наш хоровод!
Хороводный ритмичный танец «Пуф, пуф – самовар».
Коробейник: Всех! Всех! Всех! На чай с пирогами, ватрушками, сушками приглашаем! (Раздать связку сушек на каждую группу).