Татьяна Ингачева
Опыт работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами моделирования
▼ Скачать + Заказать документы
Хочу представить опыт работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами моделирования.
Важность речевого развития для дошкольников подтверждена тем, что во ФГОС дошкольного образования оно входит в две образовательные области: «Речевое развитие» и «Социально - коммуникативное»
Публикация «Опыт работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами моделирования» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Под связной речью понимают смысловое развёрнутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание.
В то же время наблюдается ряд факторов, которые создают трудности в реализации задач:
1. Резкое ухудшение здоровья детей, закономерно влекущее за собой снижение речевой активности в силу легкой ранимости данной функции как наиболее сложно организованной в своей естественно-биологической основе.
2. Глобальное снижение общего уровня культуры в обществе. Речь, являясь наиболее симптоматичным показателем уровня общей культуры, «отозвалась» целым рядом искажений русского литературного языка, его примитивизацией, засилием жаргонизмов, нецензурной лексики, что, в конечном счете, привело к резко обедненной языковой среде, в которой развивается ребенок.
3. Существенное сужение объема общения взрослых и детей, что вызвано сверхзанятостью родителей и их неподготовленностью в вопросах воспитания ребенка. Современные дети лишены возможности слышать «живую» речь в необходимом объеме, это «дети телевизора и компьютера».
4. По наблюдениям в группе нераспространненость рассказов детей, иногда нарушении логики рассказов – отсутствие концовки, свернутость диалогов ребят в игре.
Таким образом, можно констатировать актуальность и востребованность деятельности по вопросам развития связной речи старших дошкольников.
Ведущая идея: создание системы работы по развитию связной речи воспитанников старшего дошкольного возраста средствами моделирования.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
1. Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды, способствующей развитию связной речи детей.
2. Разработка и организация системы работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.
3. Привлечение к сотрудничеству специалистов МБДОУ.
4. Привлечение родителей к сотрудничеству в создании в детском саду уютной домашней обстановки и богатой развивающей предметно- пространственной образовательной среды.
Одним из основных методов развития связной речи мы определим моделирование, помогающее объяснить структуру и составить целостное представление о предмете, явлении.
Цель работы : Содействовать развитию связной речи детей с использованием метода моделирования.
В начале работы было проведено обследование речевого развития детей по методике О. С. Ушаковой.
Критериями обследования являются: содержательность высказывания детей, степень самостоятельности при выполнении заданий по развитию речи, их точность. Диагностика речевого развития детей по методике О. С. Ушаковой проводится либо в виде индивидуальной беседы с ребёнком, либо задания диагностики включаются в мотивированную подгрупповую организованную деятельность с детьми. Среди всех компонентов развития речи хуже у детей развита связная речь.
На основе полученных данных обследования, мы определили следующие этапы работы по развитию связной речи :
1. Работа с готовыми дидактическими текстами.
2. Составление детьми связных высказываний, предполагающий использование моделирования.
3. Составление творческих связных высказываний.
Сначала мы создавали среду, так как развивающая предметно – развивающая среда является необходимым условием развития личности ребёнка и всех видов детской деятельности.
При её создании мы опирались на:
- особенности развития детей 6–ого года жизни;
- требования ООП и ФГОС ДО по области «Речевое развитие»;
- принципы создания предметно – развивающей среды.
- Рекомендации Т. Н. Дороновой и Н. А. Коротковой
-
В группе для детей мы создали естественную, комфортабельную, уютную, рациональную, организованную обстановку, насыщенную разнообразными дидактическими средствами и игровыми материалами.
Оборудование и материал по речевому развитию детей, который находится в мини центре познавательного развития детей, мы условно разделили на группы: книги, альбомы, дидактические игры.
Типы материала: Назначение:
Книги в библиотеке разных авторов (меняются по мере необходимости не реже 1 р. в месяц) :
• Сказки
• Стихи, рассказы о жизни людей.
• Книги о природе
• Книги юмористического содержания.
• Энциклопедии. Знакомство детей с художественной литературой
Развитие интереса к чтению.
Развитие умение детей пересказывать, отвечать на вопросы по произведению
Альбомы
• «Времена года»
• «Спорт, спорт»
• «Профессии»
• «Мой город»
«Музыкальные инструменты»
«Дикие и домашние животные» Развитие внимания и наблюдательности.
Развитие познавательного интереса.
Развитие связной речи
Дидактические игры
• «Отгадай-ка»
• «Сказочные пазлы»
• «Короткие истории»
• «Что сначала, что потом» Развитие и умения устанавливать причинно-следственные связи.
Развитие мышления связной роле детей.
Воспитание культуры общения, умение слушать, выполнять правила игры.
Модели повествовательного рассказа Ткаченко (по игрушке, временам года, одежде) есть на подгруппу детей. Модели Ущаковой (описания, повествования) также на подгруппу детей. Они их используют в организованной деятельности и в играх.
На первом этапе работы с детьми мы читаем специальные дидактические повествовательные тексты. Сначала тексты правильные, мы анализируем их, выделяя структурные части. Потом мы соотносим части текста с условными обозначениями модели повествовательного рассказа. То же самое при описательном рассказе, например игрушки в соответствии с моделью Ткаченко. Впоследствии, когда дети запомнили последовательность повествовательного и описательного рассказа, мы давали перепутанные рассказы и дети, используя модель, составляли рассказы правильные.
Постепенно дети освоили модель и стали её использовать в повседневной деятельности. Кроме моделирования использовали и другие методы.
Давали план рассказа, который помогал детям составить рассказ, сказку. Если ребёнок при составлении рассказа отходил от нашего плана, другие дети его поправляли. Если ребёнок затруднялся в самостоятельном составлении описания, мы задавали уточняющие вопросы. Например, при описании картины, мы спросили: «Во что одета девочка? Почему она так одета? А как ты думаешь, что она делает? и другие»
Параллельно использовался прием: продолжение рассказа другим ребенком. Например, задания составить рассказ по серии сюжетных картинок. Три пары детей сначала выкладывают серию, совещаясь, затем, рассказывают по ней. Остальные ребята выбирают понравившийся рассказ, отмечая четкость композиции, содержательность, средства выразительности.
Далее мы перешли ко второму этапу работы с детьми. Мы закрепляли умение детей составлять рассказы разных типов, используя для этого модели. Так при описании транспорта мы предложили детям схему – описание, подсказывающую построение описания объекта. Когда мы объяснили лишь одну описательную схему транспорта, дети стали при составлении собственных рассказов об игрушке, одежде, животных использовать схемы описания данных объектов.
Использование схем, моделей, повышает самостоятельность детей при составлении рассказов. Так, например, замечено, что Вика Д., которая раньше не могла составить рассказ без помощи плана взрослого, после этих занятий, пользуясь схемой, стала сама составлять рассказ. Кирилл Р. при составлении описательного рассказа Вани К. заметил, что он забыл сказать о материале, из которого изготовлена посуда, пользуясь схемой описания посуды. То есть работа по использованию схем-моделей продолжалась.
На третьем этапе дети упражняются в составлении рассказов. Особенностью этого этапа является почти полная самостоятельность детей.
Дети в организованной деятельности придумывали сказки, рассказы на готовую тему. Часто мы записываем речь детей на, диктофон, это им очень нравиться. Дети любят писать письма заболевшим детям, героям сказок.
В процессе работы были созданы самодельные книжки.
Таким образом, организуя различную деятельность детей, мы имеем возможность обогатить речевое развитие детей, углубить знания и развить представления.
Родители являются участниками в образовательном процессе. Работу с родителями мы начали с анкетирования. В анкету вошли вопросы воспитания, взаимодействия с детьми и работы родителей по развитию речи детей. В результате анализа анкет, выявлено, что родители интересуются вопросами воспитания культуры общения, но уделяют этому недостаточно внимания.
На первом собрании мы познакомили родителей с результатами обследования речи детей, рассказали о выявленных проблемах и особенностях работы по развитию речи детей. Постоянно проходят в нашей группе конкурсы, рисунков, поделок. Совместно с родителями дети готовили книги о любимом домашнем животном, о зимнем отдыхе. Участвуя в педагогическом процессе, родители хотят знать, как развиваются их дети, что им ещё необходимо для дальнейшего продвижения вперёд.
Анализируя результаты обследования по методике О. С. Ушаковой видна положительная динамика каждого раздела. Причём наибольшие изменения наблюдаются в следующих компонентах речевого развития : лексика и связная речь.
Исходя из результатов обследования и наблюдений за деятельностью детей, результатами нашей работы стали :
повышение уровня речевого развития каждого ребёнка
увеличение словарного запаса детей
содержательность, связность детских рассказов
увеличение самостоятельности детей при составлении рассказов, описаний, сказок.
То есть использование метода моделирования влияет на развитие связной речи детей.