Опыт работы «Роль сказки в воспитательно-образовательной деятельности в соответствии с ФГОС»

Овчинникова Кристина
Опыт работы «Роль сказки в воспитательно-образовательной деятельности в соответствии с ФГОС»

К районным педагогическим чтениям

«Современное образование: новые идеи»

(роль сказки в воспитательно-образовательной деятельности в соответствии с ФГОС)

МДОАУ д/с «Родничок»,

Кристина Игоревна Овчинникова,

Воспитатель.

2018 год

Профессия воспитатель появилась в ХIХ веке. В связи с тем, что женщина начала заниматься общественным трудом, появилась необходимость в создании сети дошкольных учреждений. В процессе развития системы детских садов и появилась новая профессия – воспитатель дошкольного образования. И в современном обществе это одна из самых важных профессий. Конечно, никто не сможет заменить ребёнку общения с родителями, но реальность нашей жизни такова, что современные родители, бабушки и дедушки большую часть времени заняты на работе. Поэтому учит ребенка самостоятельности, правилам поведения, готовит к школе именно воспитатель.

В моем представлении современный воспитатель – это, прежде всего друг по отношению к детям, их помощник, советчик и союзник. Не человек, дающий, как раньше, готовые истины, а искатель, странник, всегда находящийся в пути, поиске новых решений, методов и средств. На мой взгляд, в нашем современном веке – «веке информационного прогресса», такой поиск должен быть присущ не только молодым педагогам дошкольного образования, с их современной точкой зрения на методы обучения и воспитания, но и опытным воспитателям, у которых имеется многолетний стаж и накопленные знания в области воспитания и обучения. В настоящее время, практически каждый день внедряются все новые и новые технологии воспитания и обучения детей, интеграция воспитательно-образовательного процесса.

Одна из «педагогических заповедей» гласит: учитель учит детей до тех пор, пока сам учится. И в наш век новых технологий педагог не должен останавливаться на устоявшихся формах и методах обучения и воспитания. Его деятельность – это безграничное пространство для подвижных инновационных способов работы. Не стоит бояться сменить многолетние педагогические устои, нужно дерзать, уметь найти и использовать в своей педагогической практике новые технологии.

Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесс (Б. Т. Лихачёв).

Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий. В своей практике использую следующие современные образовательные технологии: здоровьесберегаюшие технологии -технологии проектной деятельности; - технологии исследовательской деятельности (эвристические беседы, постановка и решение вопросов проблемного характера, наблюдения, опыты, использование художественного слова); - информационно-коммуникационные технологии; - личностно-ориентированные технологии; - игровые технологии.

Воспитатель «нового поколения», по моему мнению, — это социально зрелая, творческая личность, компетентный специалист, профессионально владеющий всем арсеналом педагогических средств, стремящийся к постоянному самосовершенствованию. Я бесконечно благодарна своим воспитанникам, потому что они научили меня любить. В памяти всплывают слова В. А. Сухомлинского: «Любить можно то, чему уже отдал частицу души».

В настоящее время проблема развития и укрепления психического здоровья детей, актуальность, которая становится все более очевидной. В связи с наблюдаемым ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств, среди детского населения возникает необходимость поиска в работе с детьми новых методов, новых образовательных технологий системного характера, влияющих не только на отдельные психические процессы, но и на личностные структуры в целом. Одним из таких методов является сказкотерапия.

Сказкотерапия как метод психологической коррекции — одно из новшеств современной психологии. Этот метод получил широкое распространение недавно, но корни его уходят к основателям данной науки. Среди учёных, занимавшихся толкованием и анализом сказок, были такие знатоки человеческой души, как З. Фрейд. Сказки интересовали светил науки не просто так. Считалось, что в них содержатся все основные психотипы, а события, рассматриваемые в этих поучительных рассказах, могли помочь найти выход из аналогичной ситуации в жизни. Оказывается, именно этим занимались наши предки, просто они не придумывали для этого процесса отдельный термин. Но сознательно использовать сказки для решения внутренних конфликтов стали только в наши дни. Сказкотерапия позволяет погрузить человека в сказочный мир, где он сможет на примере персонажей истории осознать свои собственные проблемы, увидеть себя под другим углом. Если ребёнок ведёт себя плохо: капризничает, не слушается или даже проявляет агрессию - то общепринятые методы воспитания могут оказаться бессильны. Можно силой принудить малыша к послушанию, но это оставит негативный отпечаток на его психике. Простые просьбы и попытки объяснить, почему надо делать так, а не иначе, дети зачастую игнорируют. А вот сказка может заинтересовать ребёнка.

Интересная история способна полностью завладеть вниманием непослушного чада, погрузив его в сказочный мир, в котором он будет переживать всё то, что переживают герои, ощущать их эмоции и даже отождествлять себя с ними. Тут-то и становится понятно, сколь сильна сказкотерапия как метод психологической коррекции.

Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.

Банальное рассказывание сказок может оказать сильнейший эффект на формирование личности человека. Можно выбрать одну из множества готовых историй, которая подходит к конкретной ситуации, а можно придумать свою. Создать психокоррекционную сказку не сложно главное следовать алгоритму: 1. В первую очередь, мы подбираем героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру или другому направлению. 2. Потом описываем жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью. 3. Далее, помещаем героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписываем герою все переживания ребенка. 4. Герой начинает искать выход из создавшегося положения. Или мы начинаем усугублять ситуацию, приводить ее к логическому концу, что также подталкивает героя к изменениям. Герой может встречать существ, оказавшихся в таком же положении и смотреть, как они выходят из ситуации; он встречает «фигуру психотерапевта» — мудрого наставника, объясняющего ему смысл происходящего и так шаг за шагом. Наша задача, через сказочные события показать герою ситуацию с другой стороны, предложить альтернативные модели поведения, найти позитивный смысл в происходящем. «Увиденное в правильном свете, все является благом» — эту мудрость хотелось бы донести до ребенка через сказку. 5. Герой понимает свою неправоту и становится на путь изменений.

Также сказкотерапия как метод психологической коррекции для детей может избавить ребенка от навязчивых страхов, помочь пережить сложный жизненный период. Так, Ткач Р. М. в своей книге «Сказкотерапия детских проблем» структурирует сказки по отдельно взятым детским проблемам: 1. Сказки для детей, которые испытывают страхи темноты, страх перед медицинским кабинетом и другие страхи. 2. Сказки для гиперактивных детей. 3. Сказки для агрессивных детей. 4. Сказки для детей, страдающие расстройством поведения с физическими проявлениями: проблемы с едой; проблемы с мочевым пузырем и т. д. 5. Сказки для детей, которые столкнулись с проблемами семейных отношений: в случае развода родителей, случае появления нового члена семьи. Когда дети считают, что в другой семье им будет лучше. 6. Сказки для детей в случае потерь значимых людей или любимых животных.

Ещё один плюс этого метода – развитие творческих способностей у ребёнка, формирование более широкого взгляда на жизнь. Сказка поможет принять несправедливость и жестокость мира, подготовит к взрослой жизни. Чем больше сказок узнает малыш, тем богаче будет его «банк» жизненных историй, к которому он будет бессознательно обращаться в дальнейшей жизни. Психотерапия при помощи сказки не только учит ребенка различать, что хорошо, а что плохо, но и позволяет воспитателям и родителям лучше понять его внутренний мир.

Сказка— это средство формирования экологической культуры дошкольников. Дети должны уметь правильно вести себя в природе (не ломать ветви деревьев, не разрушать птичьи гнезда, муравейники, не оставлять мусор и др.). Из практики я вижу, что у детей недостаточно знаний об объектах живой и неживой природы, особенностях их строения.

У большинства детей наблюдается отсутствие познавательного интереса к природе, стремление глубже узнать окружающий мир, почувствовать его красоту. Не проявляют они и стремления к природоохранной деятельности (иногда я вижу, что дети могут сломать куст, сорвать цветок с корнем, не заметить лежащий на участке мусор и др.).

Таким образом, существует проблема: отсутствие или дефицит элементарных знаний у дошкольников об объектах живой и неживой природы и о природоохранной деятельности человека приводит к безразличному отношению к природе. А нехватка общения детей с природой оборачивается впоследствии черствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому. Поэтому я решила заняться экологическим воспитанием дошкольников.

Экологическое воспитание – это одно из направлений дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой. Например, при рассматривании деревьев я уточняю особенности строения, предлагаю детям обсудить следующие вопросы: чем дерево отличается от кустарников? Какие части есть у дерева? Какого цвета его листья? Какими они станут весной? Это и есть ознакомление с природой. При экологическом воспитании обращаю внимание ребят на те условия, без которых, дерево не может прожить, на его связи с окружающей средой (нужна почва – она держит его корни, которые всасывают из земли воду и питательные вещества, нужен воздух – листики дышат, нужен ветер – разносит семена, и т. п.) Экологическое воспитание детей – это и есть познание ребенком всего живого. Результат экологического воспитания большинство исследователей видят в формировании экологической культуры.

В период дошкольного детства у детей нужно начинать формировать экологическую культуру – осознанно-правильное отношение к объектам живой и неживой природы. Формирование экологической культуры дошкольников можно осуществлять через технологию ознакомления детей с экологической сказкой, раскрывающей окружающий мир, дающей первоначальные представления о природе. Экологическая сказка – это сказка о разнообразных и сложных взаимоотношениях в живой и неживой природе. Каждая экологическая сказка несет в себе поучительный момент, способный решить ряд проблем. Е. В. Шиков, кандидат биологических наук, так определяет назначение экологических сказок – «…научить детей понимать природу и беречь ее». Экологические сказки – самый доступный способ передачи знаний о явлениях природы, о животных, растениях и окружающем мире. Ненавязчиво, в форме игры сказки дают необходимые детям знания. Также через сказки удается привить не только любовь к природе, но и осознание необходимости ее охраны. Поэтому целью моей работы в этом направление стало: формирование экологической культуры дошкольников через использование сказки.

Достижению цели способствует решение следующих задач: 1. создать условия в группе для формирования экологической культуры дошкольников; 2. развивать познавательный интерес к природе и приобщать детей к бережному и заботливому отношению к окружающему миру с помощью разнообразных форм работы; 3. формировать экологическую культуру дошкольников через совместную работу с родителями. В результате чего ребенок будет: - проявлять интерес к объектам живой и неживой природы; - знать названия объектов живой природы (растений, животных, птиц и др., условия их существования; - уметь различать объекты живой и неживой природы, устанавливать причинно-следственные связи между объектами; - соблюдать правила поведения в природе: не засорять природу, не шуметь в лесу, не рвать дикорастущие растения, не разорять гнезда, не ловить насекомых, не приносить диких животных домой и др. ; - воспринимать красоту природы.

Для эффективности в формировании экологической культуры детей я решила применить в экологически сказки, через них решить следующие задачи по формированию экологической культуры: - познакомить детей с понятиями живая, неживая природа, дать представления о живом организме как целостном образовании и его существенных свойствах; - формировать умение устанавливать причинно-следственные взаимосвязи между объектами и субъектами живой и неживой природы; - развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы; - воспитывать эмоционально положительное отношение к окружающему миру, понимание его неповторимости и красоты, навыки бережного отношения к природе.

В своей практике я использовала такие сказки как: «История одной Капли» (грустная сказка о воде, «Как Тучка была в пустыне (сказка о месте, где нет воды)», «Одуванчик», «В гостях у дедушки» и т. д. Экологические сказки помогли обогатить знания о природе, о повадках животных, о взаимоотношении людей с животным и растительным миром. Они в доступной форме объясняют суть экологических проблем, причины их появления, помогают расширять кругозор. Помогают открыть способность души человека тонко чувствовать окружающий мир. Они нацелены на формирование у человека бережного отношения к природе. Так же сказки учат: познавать окружающий мир; воспитывать чувство причастности к благополучию в природе; думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение ее богатства и красоты. Большую роль играют и следующие факторы: доступность материала, увлекательная форма повествования с элементами загадочности. Благодаря экологическим сказкам у детей воспитывается культура поведения и бережное отношение к живому, развивается познавательный интерес к природе. Самое важное в сказках для маленьких слушателей - узнать о проблемах дикой природы из уст самих ее обитателей, услышать их голос. В этом отношении исключительна роль экологических сказок, где животные, растения одушевляются и сопереживают любым изменениям в природе.

Список литературы: 1. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. / Н. П. Сакулина, И. Логинова, Т. И. Бабаева и др., под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, А. М. Гурович. –СПб.: Детство – пресс,2005 2. Селиванов В. С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. – М.: Академия, 2002. 3. Аксенова З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2011. - 128с. 4. Зеленкова О. С. Совместная работа детского сада и семьи по экологическому воспитанию детей / Зеленкова О. С. // Дошкольная педагогика. - 2010. - № 1. - С. 57. 5. Суркина С. А. Формирование экологической культуры дошкольников в нерегламентированной деятельности: учебно-методическое пособие / С. А. Суркина. — Балашов: Изд-во «Николаев», 2005. — 68 с. 6. Ткач Р. М. Сказкотерапия детских проблем. М.: 2008. – 120 с. 7. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fb.ru/article/241473/skazkoterapiya-kak-metodpsihologicheskoy-korrektsii-dlya-detey-i-vzroslyih#image1211479

Публикации по теме:

Разработка плана воспитательно-образовательной работы «Осень» с дошкольниками в соответствии с ФГОС до Тема недели: «Осень» 2 младшая группа Итоговое мероприятие: «Фотовыставка «Осень - краса»День недели: Понедельник. Тема: «Что нам осень.

Опыт работы «Взаимодействие с семьями воспитанников старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС» «Взаимодействие с семьями воспитанников старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО». (Из опыта работы). С введением в действие.

Консультация для педагогов «Особенности планирования воспитательно–образовательной работы в соответствии с ФГОС ДО» Консультация для педагогов «Особенности планирования воспитательно–образовательной работы в соответствии с ФГОС ДО» Основой образовательного.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Опыт работы «Роль сказки в воспитательно-образовательной деятельности в соответствии с ФГОС»
Опубликовано: 12 февраля 2019 в 14:49
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект урока по русскому языку «Правописание приставок»
Конспект урока по русскому языку во 2 «В» классе ( программа для детей с тяжелыми нарушениями речи и детей с трудностями в обучении 3 класса) Тема:...
Фотоотчет о занятии по рисованию «Военная техника»
Задачи: расширять знания детей об армии, продолжать формировать представления о родах войск, о защитниках Отечества; воспитывать любовь к Родине, чувства...
Фотоотчет о шахматном турнире совместно с родителями в подготовительной группе
Фотоотчет с шахматного турнира совместно с родителями в подготовительной группе Весь учебный год наших детей подготовительной группы посещал...
Мастер-класс по изготовлению сувенира  «Кружка в подарок папе ко Дню Защитника...
Приближается День Защитника Отечества, и ребята моей группы, по уже сложившейся традиции, были озабочены тем, что бы такое подарить папе, чем бы его...
Фотоотчет о конкурсе чтецов «О доблести, о Родине, об армии» для детей 5–7 лет
Приобщая детей к истории Родины и духовно-нравственным традициям своего народа в нашем детском саду 19. 02. 2019 года прошел конкурс чтецов: «О доблести, о...