Зоя Дегтярёва
Как побудить детей 3–4 лет к самостоятельной познавательной активности.
▼ Скачать + Заказать документы
Как побудить детей 3–4 лет к самостоятельной познавательной активности
Обычно в этом возрасте дети уже освоили ближайшее окружение и если не поддерживать детскую способность к познанию на должном уровне, интерес к нему постепенно будет угасать. Для этого мы наполняем жизнь малыша новыми предметами, событиями, явлениями, увеличиваем "территорию познания", выводя наших деток за пределы групповой комнаты, на участок.
Прогулка - это и наблюдения, и весёлые спортивные игры, и конечно же
встреча с самой природой.
Публикация «Как побудить детей 3–4 лет к самостоятельной познавательной активности,» размещена в разделах
Воспитывая своих малышей я всегда стараюсь заложить в них основы бережного,созидательного отношения к природе. Своим примером показываю как можно оказать помощь животному, насекомому, растению если они попали в "беду".
Прогуливаясь с детьми по участку, среди красоты окружающей природы мы замечаем:
-поломанную веточку на кустике сирени,
-вырванный с корнем из земли цветочек,
-росточек деревца пробившийся через асфальт,
-обессиленную бабочку лежащую на земле,
-сырого котёнка попавшего под дождь,
-голубя с пораненным крылом и т. д.
Никогда не надо проходить мимо этих "мелочей". необходимо предложить детям подумать,как помочь растению или животному. Для этого я заранее кладу в свою "ВОЛШЕБНУЮ" коробку бинтик, верёвочку,детскую леечку, совочки,зёрнышки и т. д.
-перевязываем веточку бинтиком,
-вновь сажаем вырванный цветочек и поливаем его.
-пересаживаем росток дерева в другое место, ухаживаем за ним и наблюдаем за тем, как он растёт.
-аккуратно переносим бабочку на клумбу.
-относим котёнка в укромное место, поим его молоком и находим ему хозяина.
-даём голубю зёрнышки и ставим воду для питья, а сами тихонько отходим в сторонку и наблюдаем издалека не тревожа его.
Постепенно осмотр и обход нашего участка превращается в хорошую традицию созидательного и познавательного характера.
А ещё, мы любим решать рисованные проблемные ситуации. Сначала я придумываю короткую историю с простым сюжетом, где герои рассказов сталкиваются с различными житейскими случаями. Детям предлагается решить эти трудности, помочь героям найти выход из "сложных". ситуаций
Но я не просто рассказываю историю, но и одновременно рисую её.
(на прогулке я обычно использую песчаную поверхность предварительно смоченную водой.)- рисую палочкой.
Предложенные детьми ответы так же дорисовываются либо мной, либо
самими детьми. Так мы разрешаем проблему.
Незатейливые истории активизируют у трёхлетних малышей все психические процессы. Разбираясь в проблемах и находя им решения, дети начинают осознавать взаимосвязь между различными предметами.
Привожу пример:
Стоял солнечный денёк. (рисую на песке солнышко, оно улыбается и у него длинные лучики.)
Две подружки Даша и Маша,решили погулять по улице, на которой они живут. (рисую несколько домиков и дорогу по которой идут девочки.)
Девочкам было весело, они напевали песенку, весело размахивая руками и совсем не замечали как по небу поплыли темные облака.
(рисую облака закрывающие солнышко.)
И вдруг закапали крупные капли дождя кап-кап-кап. (рисую капли дождя.)
Девочки очень растерялись, поскольку они ушли уже довольно далеко от дома,а намокнуть под дождём им не очень то хотелось.
Задаю вопрос детям:
Разве можно далеко отходить от дома без взрослых (ответ детей)
Что же делать? Как помочь Даше и Маше? Как укрыть их от дождя? Что ещё мы можем нарисовать на картинке, чтобы спасти подружек от дождя? и т. д.
Своими вопросами мы подталкиваем детей к принятию правильного решения, которое сразу же дорисовывается.
Как и в жизни выходов из сложившихся ситуаций может быть несколько. И ответы детей это подтвердят. Например мои воспитанники предложили мне дорисовать вот что.
-Зонтик (Нарисуйте им большой зонтик, тогда их дождик не намочит)
-Плащи и сапожки резиновые. (Нарисуй плащи с капюшоном и резиновые сапоги, теперь они точно не промокнут.
-Дерево. (Пусть встанут под большое дерево, и дождик их не найдёт.)
-Автобусную остановку. (Пусть спрячутся в остановку.)
Ответы детей отразили жизненный опыт каждого ребёнка в отдельности. Выслушивание разных мнений и предложений расширят круг детских представлений об использовании различных предметов в одной и той же ситуации.
Очень важно похвалить детей за находчивость.
К концу учебного года мы обязательно заметим, как наши детки всё
чаще задают вопросы явно познавательной направленности, как они пытаются делиться с вами впечатлениями, касающихся явлений и событий их жизни. Наши воспитанники станут не только внимательнее к окружающему миру, но и начнут проявлять себя маленькими созидателями.