Светлана Божкова
Как подготовить ребенка к детскому саду для быстрой адаптации
▼ Скачать + Заказать документы
Для того чтобы ребенок мог по возможности быстро и безболезненно адаптироваться к условиям общественного воспитания, в семье необходимо готовить его к поступлению в детский сад, это необходимо для того чтобы ребенок мог быстро и легко адаптироваться к новой обстановке.
Публикация «Как подготовить ребенка к детскому саду для быстрой адаптации» размещена в разделах
Большинство родителей стремятся правильно воспитывать детей, но у них как правило не всегда хватает на это знаний и опыта. Для каждой семьи характерны свои методы воспитания. Например, в одних семьях излишне опекают детей, предупреждают каждое его действие, считая, что в раннем возрасте ребенок не может быть самостоятельным. В других семьях бытует мнение, что воспитывать ребенка просто рано, необходимо только ухаживать за ним. Встречаются и такие родители, которые относятся к детям как маленьким взрослым, предъявляя к ним большие и порой непосильные требования. Наконец, встречаются и такие родители, как правило их большинство, которые считают что основная роль в воспитании принадлежит яслям, саду, а они только могут оценивать работу воспитателей.
Детский сад - это учреждение в котором дается родителям квалифицированные рекомендации по подготовке ребенка к условия общественного воспитания. Но, к сожалению родители встречаются с персоналом детского сада лишь тогда, когда впервые приводят ребенка в группу. Подготовка ребенка в семье порой ограничивается словами: "Тебе там будет хорошо!" Родители не всегда осознают, что, приходя в детский сад, ребенок попадает в иные условия, существенно отличающиеся от семейных. Оставляя ребенка родителям сложно представить, что малышу, который привык быть рядом с мамой или папой, приходится не легко.
Большинство детей, которые не подготовлены к детскому саду, скучают, капризничают, переживают при попадании в незнакомую обстановку ребенок переносить очень сильный стресс, тем более, что его будут окружать незнакомые ему люди. Любимая игрушка в данной ситуации будет единственным родным и близким существом в этом новом и непонятном сообществе людей, ведь она, как и мама, дарит чувство уверенности и стабильности.
Особое значение при поступлении ребенка в детский сад имеет его физическая подготовленность. Организм детей первых лет жизни в большей мере, чем в старшем возрасте, подвергается заболеваниям, и родители должны закаливать своего ребенка для того чтобы избежать частых простуд.
Воздушные ванны и водные процедуры повышают устойчивость организма к различным влияниям внешней среды, и прежде всего - к ее температурным изменениям. Закаленный организм обладает большей сопротивляемостью к отрицательным воздействия и менее восприимчив к заболеваниям.
Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья. Все знают, что существуют три основных вида закаливания. Закаливание воздухом, закаливание солнцем и закаливание водой.
Закаливание воздухом - это самый простой способ закаливания, достаточно просто выходить с ребенком на улицу. По мнению русского педиатра Г. Б. Гецова, "гулять с ребенком можно и нужно в любую погоду, кроме особо отвратительной".
Самая благоприятная погода для игр на улице - безветренная, с температурой воздуха не ниже -15°С. В сырую, ветреную погоду может произойти отморожение. Чаще всего у ребенка происходить обморожение рук, ног и лица. Поэтому необходимо уделять внимание и одежде малыша. Для это следует правильно одевать ребенка :
• обувь не должна быть тесной (если ноги промокают, а обувь тесная, ноги начинают замерзать и при температуре -2-7°С);
• на ногах, помимо обуви должны быть теплые шерстяные носки;
• одежда должна быть легкой, теплой, не стесняющей движений и не превышать четырех слоев (майка. рубашка, свитер, верхняя одежда);
Следует помнить, что правильная одежда для ребенка предусматривает возможность свободно двигаться. Ребенок должен вернуться с прогулки не потным, с сухими и теплыми ногами.
Водные процедуры также важны для здоровья вашего малыша. Простой и доступной методикой является специальный закаливающий массаж, который предполагает растирание в строгой последовательности рук, ног, живота и спины ребенка.
Более эффективный способ закаливания водой является плавание. Дети с раннего возраста занимающиеся плаванием не знают, что такое простудные заболевания. Занятия плаванием делают ребенка закаленным, помогают выработать отличную осанку, способствую развитию правильно поставленного дыхания, высокой координации движений и большой выносливости.
Закаливание ребенка является основным профилактическим мероприятием и важным методом повышения сопротивляемости организма малыша к простудным заболеваниям. При этом нужно учитывать, что начинать закаливание необходимо только при условии, что ребенок здоров. Общим правилом в начале закаливания являются процедуры, требующие постоянного длительного применения. Желательно закаливание начинать с младенчества и продолжать всю жизнь.
Один из факторов, который очень важен для процесса привыкания, является режим дня ребенка в семье. Несовпадение домашнего режима с режимом детского сада отрицательно сказывается на состояние ребенка, он становиться вялым, капризным, безразличным к происходящему. Правильно и выполнение режима дня, соответствующего возрасту ребенка, имеет важное значение для состояния его здоровья и спокойного уравновешенного поведения. Благодаря правильному соблюдению режима дня ребенку с легкостью удается привыкнуть к новым условиям и освоится при поступлении в детский сад.
Большое значение для адаптации имеет и то, в какой мере сформированы у него необходимые культурно-гигиенические навыки и привычки. Важно чтобы ребенок двух - трехлетнего возраста приходя в детский сад, умел самостоятельно есть, просится на горшок, уметь одеваться и раздеваться, пользоваться носовым платком, умываться и мыть руки, и т. п., потому, что культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни. Для ребёнка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры – потребность, привычка. Обучение гигиеническим навыкам начинается со знакомства с предметами личной гигиены: полотенце для лица и рук, полотенце для тела, полотенце для ног, банная простынка, небольшая расчёска с тупыми зубчиками, стаканчик для полоскания рта, зубная щётка, носовые платки, щёточка для мытья ногтей, мочалка для тела. Знания и умения пользоваться предметами личной гигиены не будут вызывать у ребенка страх и не желание мыть руки, умываться и т. д.
Главной и основной причиной затруднений при адаптации детей в детском саду является отсутствие у них опыта общения со взрослыми и детьми. Как правило, чем уже общение ребенка до поступления в дошкольное учреждение, тем длительнее формируются у него отношения с воспитателем и со сверстниками.
Родители должны вовлекать ребенка в контакты со взрослыми и детьми, не являющимися членами семьи, учить, как обратиться к взрослому, что сказать, как вежливо попросить что-то и т. п. Расширять круг общения ребенка надо постепенно, привлекая для этого отзывчивых людей, способных расположить его к себе. Если ребенок в первые минуты теряется, прижимается чтобы спрятаться, не надо настаивать на том, чтобы он подошел к незнакомому человеку, -пусть сначала разглядит его. Затем можно найти и интересный повод общения: втроем рассматривать игрушку или затеять общую игру. На основе опыта общения со взрослыми расширяется и круг общения со сверстниками. Игра с ними все больше и больше привлекает ребенка. И здесь родители должны показать малышу пример общения, научить, как обратиться к другому ребенку, как поделиться игрушкой, как пожалеть плачущего, не обижать его и т. п.
Правила взаимоотношений усваивается труднее, чем бытовые, и родителям необходимо обратить на это особое внимание. Для того чтобы ребенок приобрел навыки общения нужно проводить в игровой форме, после чего необходимо закрепить, показанные навыки в игре, в аналогичных действиях и поступках.
Научить ребенка вступать в общение со взрослыми и детьми и есть одна из основных задач родителей при подготовке малыша к поступлению в дошкольное учреждение.
Таким образом, для того чтобы ребенок мог с легкостью адаптироваться к условиям общественного воспитания, необходимо придерживаться режима дня дома, проводить с ребенком закаливающие и профилактические мероприятия, а также помогать ребенку научиться не боясь общаться с знакомыми и другими детьми.
Используемые источники:
1. Первые шаги. Материалы московского городского конкурса "Первые шаги" (Модель воспитание детей раннего возраста) 2001-2002 года. -М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2002.-392 с.
2. Ребенок поступает в детский сад : Пособие для воспитателей дет. сада/ Под ред. Л. И. Каплан. - М. : Просвещение, 1983. -80 с.
Интернет - источники:
1. https://dou67.aprec.ru/wp-content/uploads/2014/06/Formirovanie-kulturno-gigienicheskih-navyikov.doc - формирование культурно-гигиенических навыков у детей 2-4 лет.
2. https://www.vse-dlya-detey.ru/sovety-roditelyam/78-lyubimaya-igrushka.html - статья "Любимая игрушка ребенка"