Как помочь детям адаптироваться в новым условиях детского сада

Елена Константинова
Как помочь детям адаптироваться в новым условиях детского сада

Игры с песком, водой и сыпучими материалами как средство успешной адаптации детей к детскому саду.

Константинова Елена Юрьевна,

воспитатель первой квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад № 450»

При поступлении в дошкольное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптация – сложный процесс приспособления организма, который проходит на сложном психологическом уровне. Сложном – прежде всего для ребенка и, конечно, для родителей и воспитателей, работающих на группе.

Адаптивные возможности ребенка ограничены, поэтому резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедленном темпе психофизического развития.

Поэтому, одной из важных задач образовательной деятельности педагога является: способствовать благоприятной адаптации детей к детскому саду, поддерживать эмоционально-положительного состояния ребенка.

Одним из эффективных средств адаптации являются игры с песком, водой и сыпучими материалами.

Для малыша, ещё слабо владеющего речью, емкость с водой, песком или крупой становится своеобразным театром одного актера, сценой его внутреннего Я. Через такую игру у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности, происходит спонтанное снижение напряжения. В свою очередь это ведет и к сокращению сроков адаптации.

Взрослый через игру с ребенком может ненавязчиво сообщить ему нормы и правила поведения в группе:

Нельзя намеренно выливать воду на пол; выкидывать песок (крупу) на пол;

Нельзя брызгать водой на других детей; бросать песок (крупу);

Постепенно эти правила распространяться и на другие виды деятельности: например, нельзя бросать игрушки.

Центр «Песок-вода» находиться у нас в группе, что дает возможность проводить игры в любое свободное время. Он состоит из двух зон: «песок», «вода», поэтому можно одновременно использовать обе зоны. Мы подготовили оборудование – сшили детям клеенчатые фартуки, нарукавники; обработали песок, покрасили воду, собрали (и постоянно пополняем) коллекцию миниатюрных игрушек.

Игры с песком. Существует много комплексов игр, как с мокрым, так и с сухим песком, с погружением рук в песок и на его поверхности. На собственном опыте, я пришла к выводу, что в первую очередь нужно использовать игры на поверхности сухого песка. Особый интерес у детей вызывают игры на скольжение ладонями по поверхности песка, зигзагообразные и круговые движения:

Пройдись по поверхности песка каждым пальцем поочередно правой и левой рукой (можно по два, по три пальца);

Поиграй как на пианино или клавиатуре компьютера;

Рисуем на поверхности песка: ручеек течет, речка и ручеек, солнышко и дождики др.

Игры с водой. Для игр с водой мы предусмотрели разнообразный материал: пластмассовые, резиновые, деревянные игрушки (кораблики, уточки, рыбки и т. д., совки, черпачки, ложки, воронки, сита, сачки, губки трубочки, различные стаканчики и бутылочки.

Игры с сыпучими материалами. В своей работе мы используем различную крупу: гречневую, горох, перловую. Манную крупу легче всего выкрасить в разные цвета, поэтому ребятам очень нравиться рисовать на ровной поверхности манными красками.

Немаловажное значение имеет и обучение родителей способам, методам и приемам работы с водой, песком и сыпучими материалами. Многие родители с удовольствием включаются в эти игры вместе с ребенком. Выполняя незатейливые упражнения, мы стабилизируем эмоциональное состояние не только у детей, но и у их родителей, которые также испытывают напряжение. А также учим детей и родителей, прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти.

Таким образом, я считаю, что игры с песком, водой и сыпучими материалами могут быть мощным ресурсом предметно-развивающей среды в группах детского сада. Игры с этими материалами оказывают существенное влияние на сохранение эмоционального благополучия, так как помогают создать радостное настроение, установить первые контакты с ребенком, повышать жизненный тонус, снимать напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей, родителей и воспитателей.

Нами разработана памятка, как для педагогов, так и для родителей по организации игр с водой, песком и сыпучими материалами.

Игры с водой

• переливание воды разными емкостями (ложкой, крышкой, баночкой, кружкой, спринцовкой) и способами (губкой, резиновой перчаткой, воронкой);

• наливание воды в разные емкости (чашку, бутылочку, кастрюльку);

• веселая рыбалка (вылавливание рыб удочкой с магнитом);

• тонет – не тонет (игры на экспериментирование);

• игры с мыльными пузырями (пускание пузырей с помощью соломинки, воронки; взбивание пены венчиком). “Поймай пузырь на ладошку”, “Чей пузырь больше?”, “Чей пузырь улетит выше, дальше…”;

• игры с заводными плавающими игрушками, мельницей;

• игра “Море” (разноцветные большие и маленькие камушки, ситечко, игрушки – обитатели моря).

Игры с песком

• по очереди делать отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороны;

• скользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);

• выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;

• пройтись ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;

• создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождинки, травка, дерево, ежик и пр.);

• пройтись по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочередно правой и левой руками, после — одновременно (сначала только указательным, потом — средним, затем — безымянным, большим, и наконец — мизинчиком);

• группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок может наблюдать загадочные следы. Хорошо вместе пофантазировать: чьи они?;

• поиграть по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мелкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола.

Игры с сыпучими материалами

• просеивание (горох, манка, сито);

• пересыпание круп (из миски в миску, из чашки в чашку, из стаканчика в стаканчик);

• перекладывание круп (ложкой, рукой, стаканом);

• перебирание (например, смешаны горох и фасоль);

• прятанье и поиск игрушек в крупе (по цветам, дикие и домашние животные, свободная тема);

• поднос с манкой:

– рисование разных дорожек; зигзагообразные и круговые движения ладошками по манке – едет машинка, ползет жук, крутится карусель…

– нажимать на манку кулачками костяшками пальцев – сравнивать, на что похож отпечаток;

– оставлять следы одновременно разным количеством пальцев. Придумать кто оставил следы;

-использование коллажей (форма, цвет, овощи, фрукты, животные).

Публикации по теме:

«Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду?»«Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду?» Поступление в детский сад - драматическое событие в жизни ребенка, определенное испытание для его психики, а иногда и для здоровья. Дети.

Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду? У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьёзных нарушений поведения и общего состояния. К таким нарушениям.

Библиотека изображений:
  • Домашние животные
  • Домашние животные
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Как помочь детям адаптироваться в новым условиях детского сада
Опубликовано: 16 июня 2015 в 12:03
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 августа. День рождения знаменитой скульптуры «Русалочка»

Самый известный в мире памятник сказочному персонажу – знаменитая «Русалочка» –появился на родине Андерсена, в Копенгагене, 23 августа 1913 года. В последующие годы эта скульптура стала не только датской...

23 августа. Выставка игр с кубиками на МААМ

Даже у такой простой игры как игра в кубики есть своя история и ведется она с 17 века. Хотя и до этого дети веками играли с ними, но с 1693 года кубики стали не просто игрушкой, а образовательным...

Конспект наблюдения с детьми младшего дошкольного возраста «Однажды летом мы узнали»
Ах лето, лето, лето - прекрасная пора. Когда можно отдыхать, развлекаться, творить и много интересного узнать. Например, что на Земле обитают миллионы...
Конспект НОД в первой младшей группе «Мамы каждому нужны, мамы всякому важны»
Конспект НОД в первой младшей группе «Мамы каждому нужны, мамы всякому важны» Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое...
Консультация для родителей «Готовность к школьному обучению»
Готовность к обучению в школе - это такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной...