Получи документы

Как помочь детям адаптироваться в новым условиях детского сада

Елена Константинова
Как помочь детям адаптироваться в новым условиях детского сада

Игры с песком, водой и сыпучими материалами как средство успешной адаптации детей к детскому саду.

Константинова Елена Юрьевна,

воспитатель первой квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад № 450»

При поступлении в дошкольное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптация – сложный процесс приспособления организма, который проходит на сложном психологическом уровне. Сложном – прежде всего для ребенка и, конечно, для родителей и воспитателей, работающих на группе.

Публикация «Как помочь детям адаптироваться в новым условиях детского сада» размещена в разделах

Адаптивные возможности ребенка ограничены, поэтому резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедленном темпе психофизического развития.

Поэтому, одной из важных задач образовательной деятельности педагога является: способствовать благоприятной адаптации детей к детскому саду, поддерживать эмоционально-положительного состояния ребенка.

Одним из эффективных средств адаптации являются игры с песком, водой и сыпучими материалами.

Для малыша, ещё слабо владеющего речью, емкость с водой, песком или крупой становится своеобразным театром одного актера, сценой его внутреннего Я. Через такую игру у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности, происходит спонтанное снижение напряжения. В свою очередь это ведет и к сокращению сроков адаптации.

Взрослый через игру с ребенком может ненавязчиво сообщить ему нормы и правила поведения в группе:

Нельзя намеренно выливать воду на пол; выкидывать песок (крупу) на пол;

Нельзя брызгать водой на других детей; бросать песок (крупу);

Постепенно эти правила распространяться и на другие виды деятельности: например, нельзя бросать игрушки.

Центр «Песок-вода» находиться у нас в группе, что дает возможность проводить игры в любое свободное время. Он состоит из двух зон: «песок», «вода», поэтому можно одновременно использовать обе зоны. Мы подготовили оборудование – сшили детям клеенчатые фартуки, нарукавники; обработали песок, покрасили воду, собрали (и постоянно пополняем) коллекцию миниатюрных игрушек.

Игры с песком. Существует много комплексов игр, как с мокрым, так и с сухим песком, с погружением рук в песок и на его поверхности. На собственном опыте, я пришла к выводу, что в первую очередь нужно использовать игры на поверхности сухого песка. Особый интерес у детей вызывают игры на скольжение ладонями по поверхности песка, зигзагообразные и круговые движения:

Пройдись по поверхности песка каждым пальцем поочередно правой и левой рукой (можно по два, по три пальца);

Поиграй как на пианино или клавиатуре компьютера;

Рисуем на поверхности песка: ручеек течет, речка и ручеек, солнышко и дождики др.

Игры с водой. Для игр с водой мы предусмотрели разнообразный материал: пластмассовые, резиновые, деревянные игрушки (кораблики, уточки, рыбки и т. д., совки, черпачки, ложки, воронки, сита, сачки, губки трубочки, различные стаканчики и бутылочки.

Игры с сыпучими материалами. В своей работе мы используем различную крупу: гречневую, горох, перловую. Манную крупу легче всего выкрасить в разные цвета, поэтому ребятам очень нравиться рисовать на ровной поверхности манными красками.

Немаловажное значение имеет и обучение родителей способам, методам и приемам работы с водой, песком и сыпучими материалами. Многие родители с удовольствием включаются в эти игры вместе с ребенком. Выполняя незатейливые упражнения, мы стабилизируем эмоциональное состояние не только у детей, но и у их родителей, которые также испытывают напряжение. А также учим детей и родителей, прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти.

Таким образом, я считаю, что игры с песком, водой и сыпучими материалами могут быть мощным ресурсом предметно-развивающей среды в группах детского сада. Игры с этими материалами оказывают существенное влияние на сохранение эмоционального благополучия, так как помогают создать радостное настроение, установить первые контакты с ребенком, повышать жизненный тонус, снимать напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей, родителей и воспитателей.

Нами разработана памятка, как для педагогов, так и для родителей по организации игр с водой, песком и сыпучими материалами.

Игры с водой

• переливание воды разными емкостями (ложкой, крышкой, баночкой, кружкой, спринцовкой) и способами (губкой, резиновой перчаткой, воронкой);

• наливание воды в разные емкости (чашку, бутылочку, кастрюльку);

• веселая рыбалка (вылавливание рыб удочкой с магнитом);

• тонет – не тонет (игры на экспериментирование);

• игры с мыльными пузырями (пускание пузырей с помощью соломинки, воронки; взбивание пены венчиком). “Поймай пузырь на ладошку”, “Чей пузырь больше?”, “Чей пузырь улетит выше, дальше…”;

• игры с заводными плавающими игрушками, мельницей;

• игра “Море” (разноцветные большие и маленькие камушки, ситечко, игрушки – обитатели моря).

Игры с песком

• по очереди делать отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороны;

• скользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);

• выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;

• пройтись ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;

• создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождинки, травка, дерево, ежик и пр.);

• пройтись по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочередно правой и левой руками, после — одновременно (сначала только указательным, потом — средним, затем — безымянным, большим, и наконец — мизинчиком);

• группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок может наблюдать загадочные следы. Хорошо вместе пофантазировать: чьи они?;

• поиграть по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мелкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола.

Игры с сыпучими материалами

• просеивание (горох, манка, сито);

• пересыпание круп (из миски в миску, из чашки в чашку, из стаканчика в стаканчик);

• перекладывание круп (ложкой, рукой, стаканом);

• перебирание (например, смешаны горох и фасоль);

• прятанье и поиск игрушек в крупе (по цветам, дикие и домашние животные, свободная тема);

• поднос с манкой:

– рисование разных дорожек; зигзагообразные и круговые движения ладошками по манке – едет машинка, ползет жук, крутится карусель…

– нажимать на манку кулачками костяшками пальцев – сравнивать, на что похож отпечаток;

– оставлять следы одновременно разным количеством пальцев. Придумать кто оставил следы;

-использование коллажей (форма, цвет, овощи, фрукты, животные).

Публикации по теме:

«Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду?»«Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду?» Поступление в детский сад - драматическое событие в жизни ребенка, определенное испытание для его психики, а иногда и для здоровья. Дети.

Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду? У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьёзных нарушений поведения и общего состояния. К таким нарушениям.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Как помочь детям адаптироваться в новым условиях детского сада
Опубликовано: 16 июня 2015 в 12:03
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД