Получи документы

Консультация для воспитателей «Как работать с «неговорящим» ребенком»

Светлана Глущенко
Консультация для воспитателей «Как работать с «неговорящим» ребенком»

Термины «неговорящий», «безречевой» ребенок прочно вошли в нашу практику. Безречие ребенка в 4 года – вариант отклоняющегося развития.

Чтобы определить степень и причину отклонения, наметить ориентиры работы, необходимо обратиться к норме.

Итак, при норматипичном развитии ребенок – дошкольник : активен, открыт, доверчив, контактен, управляем, добр, жизнерадостен, тянется к взрослым и детям, проявляет высокий интерес к окружающей действительности.

У него ненасыщаемая жажда общения и познания!

Публикация «Консультация для воспитателей „Как работать с „неговорящим“ ребенком“» размещена в разделах

Жажда общения и познания, интерес ко всему новому вызывают у ребенка необходимость понимать речь, а для этого воспринимать её, сопоставляя звуки, слова и их сочетания. Кроме того, речь ребенка совершенствуется в процессе языковой практики. А это – появление примерно 4- 5 новых слов каждый день. И все названное в условиях отсутствия органики происходит естественным путем.

Мы же имеем дело с неговорящими детьми имеющими органические дефекты речи.

Это органические дефекты речи, при которых речевая патология является «ядром аномалии». Но встречаются в нашей практике «неречевые дети», дети у которых речевые нарушения сопутствуют другим аномалиям развития и являются их следствием:

-первичное нарушение интеллектуальной деятельности;

- снижение слуха;

- особенности психики, исключающие общение;

- сочетанные случаи названных вариантов патологии.

В таких случаях логопедические методики не работают.

Поэтому наша цель в начале работы с неговорящим ребенком, в процессе первичного обследования почувствовать (в том числе – интуитивно, понять, способен ли неговорящий ребенок : к стойкому интересу, принятию помощи, переносу, критичности, анализу задания, данного в доступной форме и прочим интеллектуальным проявлениям в ходе взаимодействия.

Ведь именно эти показатели необходимы для эффективной коррекции безречия, именно они покажут, интеллектуальный потолок у неговорящего ребенка.

В арсенале логопедов немало материалов касающихся обследования неговорящего ребенка.

Во время тестирования необходимо учитывать только познавательный уровень, но и проявление важнейших нейропсихологических особенностей ребенка, которые помогут нам оценить «зону ближайшего развития» :

- уровень контакта (контактирует охотно, контакт нестабильный, безразличен к ситуации тестирования, не вступает в контакт);

- восприятие ситуации обследования (активность, адекватность, критичность, наличие чувство дистанции, интерес, старательность, поверхность, принятие помощи, обучаемость, уровень работоспособности, скорость выполнения заданий);

- характер деятельности (зрительное примеривание, пробные действия, настойчивые ошибочные манипуляции, постоянные неверные действия, отсутствие критики);

- моторную ловкость (состояние общей моторики, сила, ритмичность и координированность движений, состояние мелкой моторики, подвижность органов артикуляции).

Учет названных параметров помогает в работе отграничить логопедические случаи от исходных состояний «нелогопедического спектра» и более точно определиться с клинической составляющей дефекта речи.

Методы коррекционной логопедической работы с «неговорящим ребенком» строятся на фундаментальных, классических принципах:

1. Принцип развития. Этот принцип предусматривает анализ процесса возникновения дефекта, первичных, вторичных и прочих образований в картине аномального развития, а также причинно-следственных зависимостей между ними. Следовательно, даёт ключ к методике.

2. Принцип системного подхода. Принцип системного подхода опирается на представление о речи как о сложном функциональном образовании, структурные компоненты которого находятся в тесном взаимодействии.

В связи с этим процесс коррекции дефекта предполагает воздействие на все компоненты, на все стороны как речевой системы, так и связанных с ней неречевых функций.

З. Принцип взаимосвязи речи с другими сторонами психики.

Этот принцип предполагает важность формирования тех процессов, которые являются предпосылочными для появления речи. А именно, неречевые познавательные процессы (зрительное внимание и зрительное восприятие, память, мышление) составляют основу любой деятельности, любого обучения. Они же являются «пусковым механизмом» в условиях коррекции речи. На основе этих неречевых процессов мы развиваем процессы восприятия и понимания речи.

Другими словами, только после создания базы в виде познавательной составляющей может быть реализовано формирование навыков собственной речи.

4. Принцип опоры на ведущие звенья онтогенеза.

Онтогонестический принцип логопедической работы предполагает приближение хода развитие речи ребенка в условиях патологии к закономерностям её становления в условиях нормы.

5. Принцип опоры на ведущую деятельность возраста.

Речь не существует «сама по себе», а обслуживает ведущую деятельность ребенка : до 3 лет это предметная деятельность, а с 3-7 игровая.

6. Принцип комплексного подхода.

При коррекции безречия, то есть тяжелого органического нарушения, успех зависит от участия в абилитации не одного логопеда, а разных специалистов: невролога, массажиста, родителей, психолога, воспитателя, музыкального работника, инструктора по ФК,

Система работы с неговорящим ребенком.

При безречие, то есть при тяжелых случаях проявления ОНР (первый, начало второго уровня речевого развития, у ребенка оказываются несформированными все компоненты языковой системы.

Кроме того помимо языковых средств у «неговоряшек» страдают и неречевые процессы, тесно связанные с речью. Без их развития невозможно ни эффективное обучение, ни коррекция.

Наилучших результатов в работе с неговорящим ребенком, можно добиться тогда, когда логопедическая работа ведется над всеми нарушенными параметрами не последовательно, а параллельно.

При построении занятий с неговорящим ребенком необходимо вести работу в трех направлениях одновременно, параллельно:

1. Активизация процессов тесно связанных с речью.

2. Формирование смысловой стороны речи.

3. Формирование звуковой стороны речи.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Как общаться с ребенком» ПРАВИЛО №1. Не вмешивайтесь в дело,которым занят ребенок,если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему:"С тобой.

Консультация для педагогов и родителей «Как научить ребенка работать с ножницами»Консультация для педагогов и родителей «Как научить ребенка работать с ножницами» Работа с ножницами отлично развивают мелкую моторику, которая крайне важна для развития ребёнка в целом. Оказывается, самые обычные ножницы,.

Консультация для родителей «Играем с ребенком 2–3 лет»Консультация для родителей «Играем с ребенком 2–3 лет» Ребенок в 2-3 года – маленький самостоятельный человечек, который с любопытством изучает окружающий мир. Взрослые максимально должны помочь.

Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Как работать с «неговорящим» ребенком»
Опубликовано: 5 апреля 2024 в 12:17
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД