Макаренко
Как развить самостоятельность у дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Он клеит робота из картона, а мы подходим и предлагаем ему использовать сломанный венчик для рук для его поделки.
А что, ведь это развивает креативность?
Да, развивает. Только не его, а вашу. Современные мамы много занимаются с детьми, делают с ними поделки, клеят невообразимые коллажи. Но ребенок вырастает и сам ничего делать не хочет. Сидит за компьютером. А мама спрашивает: "Ну почему так! Я все детство с ним занималась, а он сам не хочет".
Поэтому и не хочет, что творчеством занимались вы.
Публикация «Как развить самостоятельность у дошкольника» размещена в разделах
Я понимаю, это очень интересно и это прекрасный совместный досуг. Но надо не забывать, что наша цель как родителей - научить ребенка делать все самому.
Знаете эту поговорку "свою-то голову не вложишь?"
Вот точно. Жить ему самому придется. И клеить и лепить тоже самостоятельно. Чтобы у него развивался интеллект и фантазия, чтобы пробуждалось собственное творчество, он должен заниматься сам.
Но он не хочет? Поговорим как этого достичь.
Иногда мы посылаем противоречивые сигналы.
Когда вы говорите ребенку "Будь самостоятельным. Убери за собой посуду", вы даете ему противоположные установки.
Быть самостоятельным значит решать самому и самому делать без напоминаний, по собственному желанию, а не потому что кто-то так сказал. Как он станет самостоятельным, пока выполняет ваши приказы?
И еще вот вам вопрос: ЗАЧЕМ ему быть самостоятельным, если ему всегда напомнят, что надо помыть руки перед едой, надеть шапку перед выходом и выучить уроки на завтра?
Мамам часто непросто справиться с ситуациями, когда нужно чтобы ребенок что-то сделал, что ему не очень-то нравится. Она ходит весь вечер и талдычит ребенку "Убери, пожалуйста игрушки" или "садись, прошу тебя, за уроки".
И так и эдак говорит, вежливо просит.
А ребенок - ноль эмоций.
У мамы злость никуда не делась, а только нарастает от всех этих "ну пожалуйста" и "я потом".
Мама срывается, кричит.
Чтобы не сдерживать раздражение и не обидеть ребенка, предлагаю использовать описания своих чувств.
"Мне не нравится беспорядок в комнате! Когда я вижу, что здесь за бардак, я прихожу в бешенство и мне хочется сгрести все это в кучу и выбросить! К вечеру все должно быть на своих местах. "
Пар выпустили, ребенок сообщение получил.
- Меньше нотаций, больше описаний. Ребенок пролил сок. Скажите «Ой, сок пролился» вместо «А! Что ты делаешь? Будь аккуратнее. Теперь вытирать все нужно». И смотрите за его реакцией. Дети постарше сами могут без напоминаний вытереть за собой, а малышу можно показать, где салфетки. «Вот салфетки, чтобы протереть». Такой подход дает ребенку уверенность, что вы считаете его способным убрать за собой. Растет его самооценка и желание быть самостоятельным.
- Оставьте ребенку пространство для собственных мыслей. Не надо отвечать на все его вопросы немедленно.
- Даем удочку, а не рыбу. Учим как правильно вырезать, показываем как пользоваться клеем, предоставляем материалы для творчества, даем сенсорный опыт (выставки, театр, прогулки, организуем место для творчества и свободный доступ к материалам, а уж коллаж ребенок сам придумает и склеит.
- Верьте в своих детей. Не делайте за них уроки и поделки в сад. Одна знакомая мама испытывала большие трудности, когда ребенок пошел в первый класс. Она сидела над уроками с ним, заставляла его переписывать неровные закорючки, контролировала, что он выполнил. К концу первой четверти она была истощена, а у ребенка было все меньше желания учиться. При том, что у малыша были неплохие способности.
Она решила изменить тактику и поговорила с сыном, сказав «Я понимаю, что ты взрослый, умный ребенок. Я думаю, ты сам справишься с уроками. Мне нет нужды тебя так контролировать». На это сын просто расцвел, он так обрадовался и воспрял духом, что мама поверила ему. И всем стало жить гораздо легче и веселее.
Это не значит, что он не будет иногда чего-то недоделывать, где-то филонить. Но это будет его ответственность и его ошибки, на которых он научится.
- Не лезьте в дела детей. Меньше расспросов про школу, детский сад и замечаний. Важно создать атмосферу, при которой ребенок сам захочет с вами делиться своими событиями. Достигается это терпимостью к проявлению эмоций ребенка, поддержкой его в трудных ситуациях, применением техники активного слушания.
- Подкрепляйте «позитивное» поведение.
Гораздо больше эффекта будет, если вы один раз похвалите ребенка за самостоятельность, чем сто раз отругаете за забывчивость или неаккуратность.
Помните, что чрезмерной опекой мы лишаем детей возможности жить полной жизнью. Когда вы даете ребенку самостоятельность, вы проявляете уважение к нему, это и есть настоящая любовь.