Мадина Давлятшина
Консультация «Как сформировать дружеские отношения в среднем дошкольном возрасте, с помощью сюжетно-ролевой игры?»
▼ Скачать + Заказать документы
Как сформировать дружеские отношения в среднем дошкольном возрасте, с помощью сюжетно-ролевой игры
В настоящее время родители и педагоги часто с тревогой говорят, что большинство дошкольников сталкиваются с серьезными трудностями в общении со своими сверстниками. Данная проблема вызвана тем, что дети не умеют найти правильный подход к собеседнику. Навыки общения и поддерживания дружеских взаимоотношений - это и есть те составляющие, которые полноценно развивают и реализуют личность, что является залогом успешного психического здоровья человека. Научно доказано, что потребность общаться у ребенка возникает уже на 3 году его жизни, что вызвано процессом социализации.
Публикация «Консультация „Как сформировать дружеские отношения в среднем дошкольном возрасте, с помощью сюжетно-ролевой игры?“» размещена в разделах
- Дружба. Учимся дружить
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
В процессе ярких преобразований в дошкольной педагогике и поиска путей гуманного воспитания детей, использование новейших моделей общения взрослого и ребенка, внимание научных деятелей и практиков было обращено к игровой форме деятельности. Исследования наших соотечественников, таких как: А. А. Леонтьева, Д. Б. Эльконина показали, что ребенок развивается во всех областях его деятельности, но, больше всего, в игре[1]. Дошкольный возраст ребенка – это особо важный период в процессе воспитания, поскольку является таким возрастом, когда происходит первоначальное установление личности ребенка. Знание тонкостей в особенностях отношений между детьми в группе детского сада и тех трудностей, которые у них при этом возникают, может оказать огромную помощь взрослым при организации воспитательной работы с детьми.
Наиболее ярко выражается, культура взаимопонимания между детьми и проявляется в игре, которая является ведущей в деятельности детей дошкольного возраста. Игровая деятельность помимо выработки навыков общения также стимулируют возникновение и развитие коммуникативного взаимодействия между членами детского коллектива. Выдающиеся психологи, философы, педагоги такие как: А. И. Сикорский, К. Гросс, Г. Спенсер, В. Вундт, Ф. Шиллер, Т. И. Чиркова отмечали, что в игре ребенок существует, а точнее живет, и эти следы глубоко остаются в нем, чем следы реальной жизни, в которую ребенок не смог еще включиться по сложности ее сфер и разнообразий интересов[2]. По мнению О. В. Солнцева процесс игры является своеобразным диалогом, способствующий понимать и проникать в смысловое содержание действий и намерений собеседника, которые связаны с организацией общей деятельности[3].
Общение, издавна была важным фактором общего психологического развития человека. В процессе общения со старшим поколением представляется возможность усвоения детьми общественного и исторического опыта всего человечества и осуществления ими прирожденной возможности быть представителем человеческого рода. Общение выступает как средство взаимодействия, взаимосвязи участвующих в этом процессе людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения единого результата.
Изучив литературу, поставили перед собой цель исследовать следующие моменты:
- выявить уровень коммуникабельности детей;
- выявить авторитет (статус) ребенка в обществе сверстников.
Для достижения поставленных целей, изучили различные методики, представленные Урунтаевой и Афонькиной в Практикуме по детской психологии[4].
В ходе исследования было выявлено, что в данной группе есть дети, которые изолированы, отвержены и установили, что их отдаленность от других детей напрямую связана с проявлением низкого уровня коммуникативности. Составив программу развития дружеских взаимоотношений детей с использованием сюжетно - ролевой игры, провели комплексную работу с детьми и использовали экскурсии, беседы на разные темы, игры – импровизации.
Апробировав выработанную программу, выявили динамику развития навыков коммуникативности. Оказалось, что у детей потенциально заложен высокий уровень способностей договариваться, прислушиваться и учитывать мнение собеседника, оппонента.
Результат проведенного апробирования программы развития дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста, помог выявить улучшения социальной структуры исследуемой группы детей. При помощи ролевых игр дети общались между собой, не обращая внимания на свои скрытые комплексы, так как были увлечены процессом. Действительно исследуемая группа детей сплотилась. Уровни развития коммуникативных способностей и их реализация повысились.