МААМ-картинки

Как сочинять новые сказки с детьми.

Юлия Малета
Как сочинять новые сказки с детьми.

Следующий этап работы со сказкой, который поможет вам погрузить ребенка в мир сказки, где герой совершает поступок, похожий на тот, который когда-то совершал ваш ребенок, и вы вместо наказания читаете ребенку сказку, и малыш через метафору сказки проживает свой поступок, осознает его, дает ему оценку и заново проживает проблемную ситуацию, но только в роли героя сказки.

Итак, предлагаю Вам консультацию на тему: Как сочинять новые сказки с детьми.

Публикация «Как сочинять новые сказки с детьми,» размещена в разделах

Вы все прекрасно понимаете, что прежде чем приступить к непосредственно сочинению сказки, необходимо вдоволь начитаться сказками и, тем самым, изучить их устройство, а затем соотнести понимание построения сказок с возрастными особенностями ребенка.

Этапы сочинения сказок с детьми

1. Чтение

Приступая к чтению сказок с детьми, взрослому самому необходимо усвоить особенности сказок.

1. Сказки делятся на два вида : авторские и народные.

2. Народные сказки делятся еще на три вида:

сказки о животных (наиболее интересны детям в возрасте от 0 до 4 лет).

Сказки о животных обычно короткие, но содержательные. В них, как правило, содержится всего один эпизод или приключение. Герои – животные, которые ведут себя совсем как люди: народная фантазия наделила их разумом и даром речи. Они одеваются, как люди, живут, как люди, в домах и ведут себя так, как люди. Сказки о животных являются духовным наследием народов, которое досталось от прошлых эпох.

Сказкам о животных присуще троекратное повторение сюжета, а также наличие коротеньких песенок-рифмовок, которые используют герои. В сказках о животных, как правило, за героями-животными закреплены определенные качества: Заяц – слабый и трусливый, Лиса – хитрая, Волк – голодный, злой и глупый, Еж – мудрый, Медведь – большой и добрый, Петушок – храбрый и так далее.

• волшебные сказки (наиболее интересны детям в возрасте 5-7 лет).

В волшебных сказках фантастические элементы преобладают над реальной жизнью. В них люди и животные легко находят общий язык, а наряду с ними в сюжете присутствуют чудесные помощники и волшебные предметы. Необыкновенные события происходят в фантастической обстановке. Они обусловлены бытом, традицией, наукой и особенностями художественного мышления народа.

В волшебной сказке зачастую переплетено несколько сюжетов, главный герой претерпевает испытания (характерно троекратное повторение испытаний, на третий раз он, наконец, проходит испытание, в конце сказки героя обязательно ждет награда.

• бытовые сказки (наиболее интересны детям в возрасте 7-8 лет).

В бытовых сказках соприкасаются волшебство и народный быт. Часто в них реалистические элементы подаются в виде приключения. В группу бытовых сказок можно включить сказки с реально-бытовым, авантюрным, юмористическим содержанием.

3. Еще одна особенность сказокналичие характерных устойчивых выражений типа: «Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…», «Я там был – мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало», а также устойчивые имена героев: Лисичка-сестричка, Зайчик-побегайчик, Волчок-серый бочок, Михайло Потапыч, Петушок – золотой гребешок и так далее.

2. Пересказ

На втором этапе работы по сочинению сказок предполагается, что ребенок уже хорошо знаком с содержанием многих народных и авторских сказок. И пересказ – это, своего рода, эстафетная палочка, которую взрослый передает ребенку. Для взрослого пересказ – это форма диагностики того, как ребенок усвоил структурные элементы сказки, особенности ее построения и так далее. Пересказ удобно осуществлять с помощью карт В. Я. Проппа, по мнемотаблицам и по серии сюжетных картинок.

В. Я. Пропп, изучая построение волшебной сказки, выделил число постоянных, устойчивых и последовательных функций героев, которое повторяется во всех сказках. Это число – 31. Затем «пропповские функции героев» в виде условных, карикатурных, но очень точных изображений уместились на 20 картах. С помощью этих «карт» детям ничего не стоит сочинить сказку, потому что каждая карта, обозначающая функцию героя или сказочную тему, насыщена сказочным материалом и легко поддается варьированию.

3. Собственно сочинение

На данном этапе предполагается, что ребенок уже вооружен опорными моментами сказки, которые помогут ему удержать ее логику и структуру.

1. Наличие добрых и злых героев

2. Наличие конфликта

3. Испытания добрых героев

4. (для волшебной сказки) Появление чудесных помощников (Старичок-Лесовичок, Добрая Баба-Яга и т. д.) и волшебных предметов (клубочек, меч-кладенец, ковер-самолет и т. д.)

5. Победа добра над злом

В рамках этой работы хорошо знакомые герои разных сказок неожиданно встречаются, и дети начинают сочинять новую сказку.

Из числа героев разных сказок дети отбирают только тех, которые встречаются в какой-то одной сказке, а затем вспоминают ее содержание.

По картам В. Я. Проппа и Франка Пассаторе также можно сочинять новые сказки.

Итальянец Франко Пассаторе придумал игру из неограниченного числа карт, на которые наклеиваются изображения (вырезки из журналов и газет) различных предметов. Дети, вытягивая карточки по одному, должны связать в один сюжет самые разные предметы. Эта игра немного проще, чем карты Проппа. В нее можно играть уже с младшими дошкольниками.

4. Театрализованная игра и художественное творчество (рисование, лепка, аппликация и художественный труд)

Погружение в сказку, где героем становится сам ребенок, помогает корректировать детские психологические проблемы.

Для организации театрализованных игр с дошкольниками следует подбирать короткие сказки или какие-то яркие, захватывающие отрывки из сказок, чтобы удержать внимание, сохранить интерес и достигнуть качества игры.

Проигрывать одну и ту же сказки нужно три раза, улучшая с каждым разом способы выразительности образов героев

В какой последовательности разворачивается театрализованная деятельность?

1. Подбор сказки для инсценировки и драматизации (эту работы делает взрослый)

2. Обсуждение характеров героев

3. Распределение ролей

4. Первое проигрывание

5. Обсуждение на тему: «Как лучше передать характеры героев?», «Кто может показать того или иного героя?», «Кто теперь хочет стать тем или иным героем?». Перемена ролей.

6. Второе проигрывание

7. Видоизменение сказки : придумывание начала и концовки, добавление героев, изменение развязки, добавление предметов-заместителей, которые выбирает сам ребенок. Перемены ролей.

8. Третье проигрывание

9. Аплодисменты

В ходе художественного творчества (рисование или изготовление поделок по мотивам сказок) изменяется отношение ребенка к проблемной ситуации за счет рассмотрения наибольшего спектра ее граней. Очень эффективен прием игра-рисование по следам прочитанного, изображение героев в движение, игра «Нарисуй продолжение сказки»

Публикации по теме:

Анкета для родителей по развитию речи ребенка 1. Фамилия Имя Ребенка___ 2. Читаете ли вы своему ребенку сказки, стихи, рассказы? а) читаем очень.

Анкета для родителей «Сказка в жизни вашего ребенка» 1. Как часто Вы читаете (рассказываете) своему ребенку сказки? 2. Какие сказки предпочитает Ваш ребенок? 3. Просит ли Ваш ребенок читать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Как сочинять новые сказки с детьми.
Опубликовано: 10 сентября 2014 в 16:39
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД