МААМ-картинки

Консультация «Как успокоить плачущего ребёнка»

Фаина Зейналова
Консультация «Как успокоить плачущего ребёнка»

Состояние аффекта, во время которого не получается сдерживать эмоции, контролировать поведение, как и моторику. Поэтому даже при членовредительстве (когда бьётся головой о стену, кусает и царапает самого себя, боль практически не чувствуется.

Наблюдать за всем этим достаточно страшно. Поэтому взрослые, которые оказываются свидетелями подобных сцен, должны знать, как правильно реагировать на истерики ребёнка.

Что делать

Инструкция включает в себя несколько этапов.

1. Попытка перехвата

Чтобы избежать истерики, нужно:

1. Изучить предвестники (они у каждого индивидуальны).

Публикация «Консультация „Как успокоить плачущего ребёнка“» размещена в разделах

2. Уметь распознавать по ним приближающийся приступ заранее.

3. Срочно отвлечь, переключить внимание на что-то захватывающее, интересное.

В качестве отвлекающих манёвров можно использовать яркие книжки, любимые игрушки, домашних питомцев, наблюдение за происходящим на улице, поиск вкусностей на кухне и т. д. Родители лучше знают своего малыша и должны быть в курсе, что его может по-настоящему заинтересовать. Прием эффективен лишь в том случае, если истерика ещё не началась. Во время приступа использовать его уже бесполезно.

2. Обозначение проблемы

Когда ребёнок успокоится, нужно обязательно выяснить причину его расстройства и, чётко сформулировав, проговорить возникшую проблему. Например: «Ты сердишься, потому что я не купила тебе куклу», «Ты обиделся, потому что тебе не дали ещё погулять». Во-первых, это позволит ему осознать, что произошло. Во-вторых, научит говорить о собственных чувствах.

После этого проводится разъяснительная беседа, почему он не получил желаемого: «Мы договорились, что купим куклу на день рождения», «Нам надо ещё поужинать, помыться и поиграть — мы бы не успели этого всего сделать, если бы остались гулять».

Такие открытые, доверительные разговоры сближают детей с родителями, способствуют установлению более тесного контакта, учат мыслить логически и осознавать наличие ограничивающих рамок, выступать за которые нельзя ни при каких обстоятельствах.

Не всё получится с первого раза — поначалу ребёнок будет спорить и отстаивать свои права, но постепенно осознает тщетность таких бунтов и собственную неправоту.

3. Сохранение спокойствия

Если предупредить надвигающуюся грозу не получилось, можно попробовать остановить истерику у ребёнка, соблюдая следующую инструкцию:

1. Ничего ему не доказывать, не объяснять, не воспитывать, так как в этот момент он не способен адекватно воспринимать речь и нормально общаться.

2. Не повышать голос ни при каких обстоятельствах.

3. Не применять физическую силу: дёргать за руку, трясти, шлёпать по попе, давать подзатыльник — это только усугубит ситуацию.

4. Не жалеть, не паниковать, что ему больно (из-за отсутствия контроля за моторикой боль не ощущается).

Сохраняя спокойствие, нужно наклониться к ребёнку или присесть перед ним так, чтобы ваши глаза оказались на уровне его (ни в коем случае не общаться сверху вниз, нависая над ним). Ровным, мирным голосом негромко сказать ключевую фразу: «Я понимаю, ты обижен, но вести себя так нельзя». Она убивает сразу нескольких зайцев:

вы показываете ему свою сопричастность: вы его понимаете;

• формулируете проблему, помогая ему осознать собственную эмоцию (обиду);

• напоминаете о правилах поведения, которые уже должны быть привиты.

Успокаивающе должны подействовать также мирный тон голоса и эмоциональная невозмутимость взрослого. Если удалось завладеть вниманием, окончательно справиться с детской истерикой помогут объятия и поцелуй в щёку. Если до этого проводились воспитательные меры, таких действий со стороны взрослого будет достаточно для прекращения приступа. Но что делать, если купировать его не получилось?

4. Игнорирование

Если истерика продолжается, несмотря на все ваши действия, единственно верный выход из сложившейся ситуации — игнорировать её. Для родителей это самое сложное. Ведь им кажется, что:

• у ребёнка сейчас случится сердечный приступ, так сильно он орёт;

• он разобьёт и исцарапает в кровь себе голову и руки;

• все на него смотрят и осуждают;

• это никогда не закончится.

Эти мысли нужно отбрасывать. С подобным паническим настроением легко справиться, если один раз убедиться в том, что к серьёзным последствиям (сердечному приступу или сотрясению мозга) детская истерика не приводит. Ссадины на руках и на лбу пройдут быстро. Что касается окружающих, если всё происходит в публичном месте, подумайте о том, что вы всех этих людей видите в первый и последний раз, поэтому их мнение не имеет значения. Если среди них есть кто-то знакомый, можно перед ним тихо извиниться. Адекватный человек поймёт, что подобное в детском возрасте случается со многими.

Как только ребёнок поймёт, что истерика не возымела действия и взрослый остался равнодушным, он прекратит кричать и биться об пол. Когда средство для достижения цели оказывается бесполезным — ему надо искать замену, чем он и займётся, обдумывая новый план.

Внимание! Поведение взрослого требует корректировки, если истерика случилась в публичном месте, где:

• огромное количество народа, тесно скученная толпа (в общественном транспорте, например);

• рядом с вами находятся старики, инвалиды, другие маленькие дети, беременные женщины;

• требуется тишина (на выступлении).

Нужно понимать, что в таких ситуациях ребёнок мешает другим и даже может нечаянно навредить им (пнуть, укусить, ударить, поцарапать). Задача взрослого — не допустить этого и увести его или срочно отвлечь. Самый работающий манёвр — эффект резкого переключения внимания: «Ух ты! Смотри, кто в небе летит! Вон там! Ты что, не видишь? Не знаешь, кто это?», «Ой, а куда у тебя шарфик делся? Я точно помню, ты его надевал! Куда он мог исчезнуть? Ты знаешь?». Но учтите: каждый раз нужно придумывать что-либо новое. Дважды на одну и ту же уловку дети вряд ли купятся.

5. Подведение итогов

После того, как истерика закончится, не стоит сразу начинать отчитывать ребёнка, воспитывать, высказывать своё неудовольствие. Нужно выждать какое-то время. При этом старайтесь обращать на него минимум внимания. Но не игнорировать, если он что-то спрашивает и пытается, что называется, навести мосты. Обязательно отвечайте, но односложно, неохотно, демонстрируя своим видом, что вы недовольны произошедшим.

Психологи рекомендуют после истерики выждать паузу в 15 минут. Если она затянется, разговаривать будет уже бесполезно: за детские эмоции отвечает кратковременная память, так что спустя 20-30 минут после случившегося они могут не вспомнить, почему так произошло и в чём именно они виноваты. Начинать беседу раньше тоже не имеет смысла, так как обида и недовольство будут ещё слишком свежи и всё может повториться.

Сначала обозначается и формулируется проблема: «Ты обиделся / рассердился / расстроился, потому что…». Данная техника была подробно описана выше, для купирования истерики на начальном этапе.

После этого необходимо обратить внимание ребёнка на последствия истерики, которую он устроил:

«Посмотри: ты расцарапал себе руки / поранил лоб».

«Ты очень сильно напугал девочку, которая стояла рядом с тобой».

«Ты расстроил меня».

• «То, что ты сделал, плохо — так вести себя нельзя, мы с тобой об этом уже говорили. Поэтому придётся тебя наказать».

Он должен понять, что так делать нельзя. Не бойтесь наказывать за истерики — система кнута и пряника даёт свои результаты в воспитании. Конечно, это не должно быть физическое насилие или лишение прогулки (= свежего воздуха). Что допускается:

• ставить на 5-7 минут (в зависимости от возраста) в угол;

• оставлять ненадолго одного, чтобы подумал о своём поведении (при наличии нахождения взрослых в соседних комнатах);

• лишать сладкого;

• заменять телефон (планшет / телевизор) на книгу с поучительной сказкой;

• укладывать раньше спать.

Если ребёнок усвоит, за что именно его наказывают, поверьте — в следующий раз он хорошенько подумает, прежде чем закатить очередную истерику.

Возрастные особенности

Самые яркие истерики приходятся на 2-3 года, когда ребёнок ещё только учится вести себя, усваивает нормы поведения, пытается самоутвердиться и стать самостоятельным. Однако именно в этом возрасте при правильном отношении взрослых они быстро купируются и больше не возвращаются (только в крайних случаях, под воздействием сильного стресса). Гораздо труднее справиться, если они проявляются позже.

2 года

Возраст, когда начинаются первые настоящие истерики. Если раньше малыш мог просто плакать, теперь он это делает с вызовом и пытаясь обозначить проблему. Поэтому обычно всё начинается со слов: «дай, пусти, купи, хочу, уйди, не буду…». Он уже понимает смысл слов «нет», «нельзя» и пытается протестовать против них. Речевой аппарат развит ещё слишком слабо, поэтому убеждающая сила слова не доступна, и такими приступами он пытается донести до взрослых свои желания.

Родителям категорически нельзя:

• бросаться сразу удовлетворять все его требования, лишь бы прекратил истерику — вырастет капризным и избалованным;

• кричать и бить — появится боязнь, разовьются комплексы или, что ещё хуже, физическое насилие приведёт к психотравме.

Нужно обнять малыша, показать ему свою любовь, что вы рядом, попросить успокоиться или элементарно отвлечь внимание. Обычно в 2 года срабатывают такие приёмы. Не получается — начать игнорировать. Далее обозначить своё недовольство и сказать, что так делать нельзя. Как правило, через 5-6 истерик, когда осознаётся их бесполезность, всё заканчивается.

Родителей должно насторожить, если даже после всей этой проведённой работы двухлетний ребёнок постоянно истерит. Скорее всего, это уже не просто капризы, а что-то психосоматическое. Возможно, он переутомляется или чувствует какой-то дискомфорт. Пересмотрите режим дня, питание. Может, так выражается стресс на садик. При необходимости пройдите медицинское обследование.

3 года

В психологии есть понятие «кризис трёх лет». Столкновение интересов «отцов и детей» достигает своего пика. Ему кажется, что он уже взрослый, всё может и умеет сам. Но постоянно натыкается на систему ограничений (много мороженого нельзя, сидеть долго за планшетом нельзя, по лужам ходить нельзя) и желание родителей во всём помочь (завязать шнурки, одеться, заправить кровать, налить чай). Начинается ярко выраженный протест против всех этих правил и опеки. Даже послушные до этого дети начинают устраивать истерики. Возрастные особенности приступов:

• поводом может стать абсолютно любая, даже самая незначительная ситуация (мама поправила воротник рубашки);

• часто родители даже не понимают, из-за чего всё началось;

• в день случается до 10 приступов;

• самые яркие, пугающие взрослых проявления.

Родители должны понять, что у ребёнка 3 лет должна быть частичная самостоятельность и право выбора в некоторых ситуациях (с какой игрушкой лечь спать, какие шорты надеть). Если он будет слышать несколько раз в день, какой он самостоятельный и взрослый, ему уже не понадобится самоутверждаться. Пунктик в подсознании устранится — и истерики прекратятся.

4 года

В этом возрасте капризы становятся более осознанными и целенаправленными. В большинстве случаев продиктованы неправильной системой воспитания. Дети 4 лет сообразительны и наблюдательны. Мама запрещает что-то делать? Тогда нужно добиться этого у бабушки, которая разрешит любимому внуку всё, лишь бы он не бился головой о стенку. В таких случаях необходимо собраться всем родственникам и ещё раз обговорить списки дозволенного и табу.

Иногда бывает так, что обычно ребёнок ведёт себя хорошо, понимает запреты и слово «нельзя», не выходит за рамки дозволенного, но время от времени всё равно устраивает истерики по самым незначительным поводам (порой даже без них). При этом сам не может чётко сформулировать свои требования. В большинстве случаев это свидетельствует о психосоматических нарушениях, требующих вмешательства невролога.

Если заболевания не выявлены, причину нужно искать в отношениях со взрослыми. Возможно, у него конфликт с отчимом или воспитателем. Нельзя сбрасывать со счетов и семейные проблемы: развод, постоянные ссоры родителей и т. д. Через истерику часто проявляет себя психотравма. В этих случаях необходимо записаться на консультацию к психотерапевту.

5-6 лет

На 5 лет, если верить психологам, приходится второй возрастной кризис. Не такой мощный, как в 3 года, но иногда проявляющийся достаточно ярко. Он характеризуется:

• замкнутостью (перестаёт делиться секретами, всё чаще хочет побыть один, закрывается у себя в комнате);

• неуверенностью в себе, страхами, фобиями, паническими атаками;

• перепадами настроения, появлением раздражительности, внезапных приступов агрессии и злости (чаще всего беспричинных);

• плаксивостью;

• слепым копированием родителей, имитацией жизненных ситуаций;

• отстаиванием своих прав.

Все эти факторы могут стать благодатной почвой для истерики. Иногда для приступа достаточно буквально мелочи. Может, кто-то зашёл в комнату, когда хотел побыть один. Или повёл себя как родители (сказал плохое слово, а его за это наказали. Часто обычные слёзы перерастают в припадок.

Как утверждают психологи, истерики в 5 лет в большинстве случаев продиктованы нехваткой родительской любви и внимания. Посмотрите на свою семью со стороны: не пропадаете ли вы целыми днями на работе, устраиваете ли вы совместные ужины, как часто выбираетесь все вместе? Чтобы такого больше не повторялось, достаточно выкроить в своём плотном графике время на ребёнка.

Что касается самих приступов, членовредительство уже нельзя оставлять без внимания, как в 2-4 года, потому что оно может закончиться серьёзными увечьями. Нужно срочно поднять ребёнка с пола, отодвинуть подальше от стены, держа его крепко за руки, и увести куда-нибудь в тихое место. При этом не нужно сюсюкаться (он уже достаточно большой для этого) и пытаться что-то объяснять. Подождите, пока успокоится, а затем уже проводите беседу.

Психологи советуют при наличии постоянных истерик в 5-6 лет записаться на приём к психотерапевту.

7 лет

Истерики в 7 лет чаще всего носят ситуативный характер. Первая ситуация, провоцирующая приступ, — необходимость посещать школу. На ребёнка сваливается куча правил, требований и ограничений: надо делать уроки, сидеть смирно 40 минут, соблюдать режим звонков, слушаться учителей. При этом меняется круг общения, появляются одноклассники, новые знакомые, друзья. Причинами истерик обычно становятся:

• элементарное переутомление;

• эмоциональный стресс;

• авторитарный характер преподавания учителя, если родители воспитывали ребёнка дома в спокойной и мягкой манере;

• некомфортная обстановка и плохая дисциплина в классе, когда все вокруг кричат и дерутся;

• слепое копирование кого-нибудь из одноклассников, если тот закатил истерику в школе.

В этом случае просто необходимо поговорить с учителем и школьным психологом. Они помогут разрешить сложившуюся ситуацию. Если истерики продолжатся и вы уверены, что в них виновата школа, стоит задуматься о том, чтобы её сменить.

Вторая ситуация, провоцирующая приступ, — обстановка в семье. К этому времени отношения между родителями могут ухудшиться (семейные кризисы никто не отменял, или появляется ещё один ребёнок, или умирает кто-нибудь. Причинами истерик становятся:

• открытые конфликты между родителями, ссоры на повышенных тонах;

• пьянство, рукоприкладство, драки;

• ревность к младшему ребёнку, недостаток внимания и любви;

• психотравма из-за смерти кого-то из близких.

В этом случае настоятельно рекомендуется записаться на приём к семейному психотерапевту.

Публикации по теме:

Беседа по нравственному воспитанию младших школьников «Успокоить-утешить словом» Беседа по нравственному воспитанию младших школьников «Успокоить - утешить словом» Цель: формирование представлений о добре и зле, показать.

Консультация для родителей «Дневной сон ребёнка»Консультация для родителей «Дневной сон ребёнка» Дневной сон необходим для детей дошкольного возраста. Педиатры и детские невропатологи считают, что сон во время тихого часа должен быть.

Консультация для родителей «Как успокоить ребёнка» Многим родителям знакома ситуация, когда, например, ребёнка надо вечером укладывать спать, а он разыгрался, расшалился и никак не хочет.

Консультация для родителей «Нарушение сна у ребёнка» Сон- физиологический процесс, необходимый как для взрослых, так и для детей. Во время сна организм восполняет энергию, потраченную в течение.

Консультация для родителей «О наказании ребёнка»Консультация для родителей «О наказании ребёнка» Часто молодые родители жалуются, что ребёнок их не слушается. И это становится настоящей проблемой. Как же добиться послушания ребёнка и.

Консультация для родителей «Сказка в жизни ребёнка»Консультация для родителей «Сказка в жизни ребёнка» Многие взрослые недооценивают роль сказки, в формировании личности, и развитии ребёнка. Русские народные сказки в современном обществе.

Консультация для родителей «Упрямство ребёнка»Консультация для родителей «Упрямство ребёнка» Ситуации, когда дети капризничают и упрямятся, не редки. Особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте. Причём, мальчики упрямятся чаще.

Консультация для родителей «Воспитание ребёнка в семье» У каждой семьи - своя история. Существует много семей неполных, которые возникают в связи с вдовством родителя, с разводом, а также с внебрачным.

Консультация «Как избавить ребёнка от страхов»Консультация «Как избавить ребёнка от страхов» Страх испытывают многие дети. Некоторые панически боятся собак, кто-то боится спать один в комнате, кто-то боится темноты. Почему же ребёнок.

Режим дня ребёнка. Консультация для родителейРежим дня ребёнка. Консультация для родителей Большое значение для здоровья и физического развития ребенка дошкольного возраста имеет режим дня. Режим дня – это хорошо продуманный.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация «Как успокоить плачущего ребёнка»
Опубликовано: 22 октября 2021 в 09:21
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД