Светлана Вашкявичене
«Как животные Ямала приспособились к суровым климатическим условиям севера?» Открытое занятие в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка занятия в подготовительной к школе группе :
«КАК ЖИВОТНЫЕ ЯМАЛА ПРИСПОСОБИЛИСЬ К СУРОВЫМ КЛИМАТИЧЕСКИМ УСЛОВИЯМ СЕВЕРА?»
Цель:
Познакомиться с животными, обитающими на Ямале, изучить их образ жизни и повадки, установить взаимосвязь внешнего вида и природных условий севера, выяснить способы их приспосабливаемости к суровому климату; развивать память, внимание, мышление, воспитывать интерес, уважение и любовь к диким животным.
Публикация «„Как животные Ямала приспособились к суровым климатическим условиям севера?“ Открытое занятие в подготовительной группе» размещена в разделах
- Животные севера. Конспекты занятий
- Животные холодных стран. Арктика и Антарктида
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
Материал: глобус, мультимедийная презентация, шкурки медведя, лисы и песца.
Ход занятия:
1. Орг момент. Актуализация знаний.
-Как называется страна, в которой мы живем? (Россия) (слайды 1-2)
Россия очень большая страна. (Показываю на глобусе). В нижней части глобуса – юг России, там почти всегда тепло и светит солнце. В верхней части глобуса –северная территория, здесь холодный суровый климат, в течение многих месяцев земля покрыта снегом, дуют ледяные ветры.
-А где живем мы - на юге или на севере России? (На Севере) (слайд 3)
-Наш Север - особый край, очень своеобразная часть нашей планеты Земля. Мы любим север, он наш друг, потому что ему так нужно наше тепло и доброе отношение! Ямал- это часть северной территории. Климат Ямала суров, здесь зима продолжительна. Но на нашей северной земле водится множество животных. (слайд 4).
2. Беседа по теме, обсуждение:
-Какие животные живут на Ямале?
Северный олень – самый главный в тундре, дает человеку все: пищу, материал для одежды, обуви и жилища, используется как транспортное средство. (слайд 5)
Белый медведь- самый крупный наземный хищник в мире длиной до 3 метров. Спасается от холода толстым слоем подкожного жира до 10 см. Белый гигант занесён в “Красную книгу”. (слайд 6)
Песец - пушное животное, которое иногда называют полярной лисицей. Песцы бывают двух окрасок: белые и голубые. Песцы питаются в основном грызунами, а так же поедают яйца, птенцов и даже взрослых птиц. (слайд 7)
Волк - это дикая хищная собака. Его легко можно узнать по жадным, злым глазам, по сильной, неповоротливой шее и по разбойничьей фигуре. В их лапы попадают зайцы, куропатки, лоси, олени и спящие медведи. (слайд 8)
Лисица - хитрая лесная разбойница с ярко-рыжим пушистым мехом. Брюхо светло-серое, кончик хвоста белый. Хитрость, ловкость и умение притворяться - это те качества, которые отличают её от других хищников. (слайд 9)
Горностай - Окраска верха темная, низа белая. Зимой он меняет свою темную шкурку на чисто белую, лишь кончик хвоста остается черным. Питается зверек мышами. Часто разоряет птичьи гнезда. В средние века шкурки горностаев шли на отделку королевских мантий. (слайд 10)
Бурый медведь- у него тёплая, мохнатая шуба бурого цвета. С виду медведь очень неуклюж, хотя в действительности очень подвижен и ловок: может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья и плавать в воде. Бурый медведь занесён в “Красную книгу”. (слайд 11)
Заяц- Дикое животное, имеет длинные уши и ноги, от врагов спасается бегством. Зимой – белый, а летом- серый. (слайд 12)
Белая куропатка- зимой бывает белая, летом- пятнистая желто- коричневая, питается почками и веточками березки, передвигаются по снегу быстрыми шагами, откладывает до 20 яиц. (слайд 13)
Белая сова- перья молодых сов покрыто темными пятнами, старые совы становятся белыми. Любят полакомиться зайцами, куропатками и леммингами. Единственным врагом совы является песец. (слайд 14)
Лемминг- имеет короткие ноги и хвост, маленькие, скрытые в меху уши. На зиму строит гнездо прямо на земле под снегом, питаясь корнями растений. Питаются кустарниками и мхами, сильно выедая окружающую растительность. (слайд 15).
3. Физминутка:
Куропатке целый день
Прыгать весело не лень!
Прыгнув вправо, прыгнув влево,
На снегу она присела! Вверх подпрыгнув высоко,
Шаловливо и легко,
Влево- вправо, целый день
И кружиться ей не лень!
4. Постановка проблемы, исследование.
Как же животные выживают в суровом северном климате?
Рассматривая шкуры медведя, лисы и песца можно убедиться, что шкура у них толстая и шерсть густая и длинная. (рассматривание шкурок) (слайд 16).
Северный олень- главное животное тундры. Главный обитатель тундры- северный олень. Без оленей северный человек погибнет. Поэтому жители Ямала ценят и любят это умное животное. Как же он спасается от лютых морозов зимой? Рассматривая шерсть оленя под микроскопом, можно увидеть, что шерсть северного оленя имеет два слоя меха, плотную основу и длинноволосый покров, который может выдержать морозы до -600. Каждый волосок похож на трубочку.
Ворсинки –трубочки, оказывается, заполнены воздухом. Волоски оленьего меха будут плавать по поверхности воды. Следовательно, в них есть воздух, поэтому шкура у оленя легкая и теплая. (слайд 17)
Многие из животных меняют цвет своей шкурки и зимой становятся белыми- полярный волк, песец, заяц, горностай, куропатки. Оказывается, животное белого цвета меньше излучает теплоты в окружающее пространство, что особенно важно в условиях Крайнего Севера. (слайд 18)
5. Дидактическая игра «Угадай по описанию». Кто это?
- Крупное животное с ветвистыми широкими рогами? (Олень)
- Проворная, запасливая, рыжая, ловкая? (Лиса)
- Бурый, косолапый, неуклюжий? (Медведь)
- Серый, злой, голодный? (Волк)
- Трусливый, длинноухий. Серый или белый? (Заяц)
- Как их всех можно назвать одним словам? (Животные)
6. Дидактическая игра «Хлопните в ладоши»
Хлопните в ладоши, если услышите слова, подходящие к описанию северного оленя : неуклюжий, быстрый, мощные рога, охотиться на зайцев, питается ягелем, пышный мех, тонкая кожа, выносливый, слабый, густой подшерсток, крылья, копыта, оленёнок, косолапый, рыжий, красивый хвост».
Хлопните в ладош, услышав слова, подходящие к описанию песца: осторожный, пушистый мех, добывает рыбу, питается травами и ягодами, разоряет птичьи гнёзда, пушистый хвост, копыта, ветвистые рога, серебристо-голубая шубка, неуклюжий».
7. Подведение итогов занятия :
Сегодня на занятии мы познакомились с животными, обитающими на Ямале, лучше узнали их образ жизни и повадки, установили взаимосвязь внешнего вида и природных условий севера, выяснили способы их приспосабливаемости к суровому климату. (слайд 19)
Все они имеют очень густой и плотный мех или пушистое оперение;
У животных севера маленькие уши, чтобы сохранять тепло, а у жителей пустыни уши большие, чтобы отдавать тепло;
К зиме на лапках птиц отрастают длинные белые перья, которые защищают от холода и увеличивают площадь опоры, поэтому куропатки, словно на лыжах, свободно расхаживают по глубокому и рыхлому снегу;
К зиме животные наращивают много жира, а жир препятствует попаданию холода через кожу, поэтому у них большой объем тела;
Многие из них меняют цвет своей шкурки и зимой становятся белыми, а белый цвет сохраняет тепло;
Шерсть оленя имеет форму трубочек, заполненных воздухом;
8. Практическая работа «Нарисуй любимое дикое животное».
Дети рисуют любое понравившееся животное. Наиболее интересные рисунки представлены в презентации (слайды 20-27).