Анна Кузнецова
«Речевая мозаика». Календарно-тематический план для детей 4–5 лет
Тема Наименование
модулей, разделов и тем Кол-во занятий Содержание Методические приемы Работа с родителями
СЕНТЯБРЬ
Педагогическое наблюдение
ОКТЯБРЬ
1. Осень. Лесные животные 1 Тренировать в употреблении существительных с предлогами в, на, под, за; научить соотносить названия животных и их детенышей и употреблять эти названия в родительном падеже; составлять описательный рассказ по рисунку и вопросам. Сюрпризный момент, беседа, объяснение, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, физкультминутка, д/и «Кого не стало», объяснение, вопросы. Консультация «Особенности речевого развития детей среднего дошкольного возраста».
Публикация «„Речевая мозаика“, Календарно-тематический план для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Календарно-тематическое планы, КТП
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
2. Осень. Перелетные птицы 1 Сформировать знания о приметах осени, закрепить умение употреблять существительные с пространственными предлогами в, на, под, за. Беседа. Показ предметов, д/и «Какая это птица?», пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, физкультминутка, д/и «Найди пару» вопросы, подведение итогов.
3. Птицы в доме и в деревне 1 Сформировать знания о домашних и комнатных птицах и их детёнышах, о голосах птиц; об однокоренных словах; о способах образования звукоподражательных глаголов; знание правил этикета. Беседа. демонстрация картин, д/и «Кто как кричит?», пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, физкультминутка, объяснение, вопросы, подражательные упражнения.
4. Прогулка в осенний лес 1 Подводить к умению угадывать предмет по признакам; употреблять приставки в глаголах движения; образовывать однокоренные слова; подбирать синонимы к словам; составлять сложные предложения; составлять описательный рассказ по рисунку и вопросам.
Показ, демонстрация картин, объяснение, отгадывание загадок, д/и «Закончи предложение», пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, физкультминутка, вопросы.
НОЯБРЬ
5. Шишки, иголки - не только у елки 1 Знакомить с многозначными словами «шишки» и «иголки» со словами-антонимами; упражнять в составлении описательного рассказа по рисунку и вопросам. Показ, демонстрация картин, объяснение, отгадывание загадок, д/и «Закончи предложение», пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, физкультминутка, заучивание стихотворения. Консультация «Артикуляционная гимнастика».
6. Радостно – жалобно, громко - шепотом 1 Сформировать умение подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко или шепотом, различать разные интонации и пользоваться ими; произношение свистящих звуков. Показ, демонстрация картин, д/и «Повтори», объяснение, вопросы, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, физкультминутка, заучивание чистоговорки.
7. Ручки-ножки 1 Познакомить с многозначными словами «ручка», «ножка»; упражнять в определении и названии предмета по признакам; в составлении рассказа об этом предмете. Показ, демонстрация картин, отгадывание загадок, д/и «Закончи предложение», д/и «Что перепутал художник?», пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, физкультминутка, объяснение, вопросы.
ДЕКАБРЬ
8. Дома и домики 1 Познакомить со словами в противоположным значением; тренировать в подборе слов, обозначающих признаки и действия, согласовывая из в роде, числе, падеже; подводить к умению в определении и назывании предмета по признакам; составлять рассказ об этом предмете. Показ предметов, демонстрация картин, д/и «Подбери слово «наоборот», пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, физкультминутка, объяснение, вопросы. Консультация «Развитие мелкой моторики рук детей».
9. Зима: одевайся теплее! 1 Сформировать знания о предметах зимней одежды, о её значении; тренировать в составлении и употреблении сложноподчинённых предложений; в согласовании прилагательных с существительными в роде и числе; в составлении рассказа, продолжая начало предложения. Беседа, показ предметов, демонстрация картины, отгадывание загадок, д/и «Закончи предложение», артикуляционная гимнастика, физкультминутка, объяснение, вопросы.
10. Зимние забавы! Угадай и не скучай! 1 Формировать словарный запас, умение употреблять существительные с пространственными предлогами в, на, под, за; ориентироваться по признакам предмета; знание правил этикета. Беседа, показ, демонстрация серии сюжетных картин, отгадывание загадок, артикуляционная гимнастика, физкультминутка, разъяснение, вопросы.
11. Новый год - новые слова 1 Познакомить с синонимами; тренировать в умении отгадывать загадки, составлять рассказ, продолжая начало предложения. Показ, разъяснение вопросы,
артикуляционная гимнастика, физкультминутка, разъяснение, вопросы.
12. Новый год - новые слова 1 Познакомить с синонимами; тренировать в умении отгадывать загадки, составлять рассказ, продолжая начало предложения. Показ, разъяснение вопросы, артикуляционная гимнастика, физкультминутка, разъяснение, вопросы.
ЯНВАРЬ
13. Когда слово даёт подсказку 1 Тренировать в умении образовывать звукоподражательные и отыменные глаголы; знакомить с происхождением слов; составлять рассказ, продолжая начало предложения. Показ, разъяснение вопросы,
Подражательные упражнения, д/и «Закончи предложение», артикуляционная гимнастика, физкультминутка, объяснение, вопросы. Консультация «Пальчиковая гимнастика. Развиваем речь».
14. Транспорт 1 Расширять словарный запас; подводить к умению изменять слова и употреблять их в разных падежах, дать представление об обобщающем слове «транспорт»; об образовании сложных слов «самолёт», «самокат», «вертолёт»; тренировать в составлении рассказа по теме. Показ, беседа, разъяснение, вопросы, отгадывание загадок, д/и «Скажи правильно», физкультминутка, объяснение, вопросы.
15. Транспорт для всех и для меня 1 Расширять словарный запас; подводить к умению изменять слова и употреблять их в единственном и множественном числе. Показ, беседа, разъяснение, вопросы, отгадывание загадок, д/и «Скажи правильно», дыхательная, артикуляционная гимнастика, физкультминутка, объяснение, вопросы.
ФЕВРАЛЬ
16. Профессии. Кто что делает? 1 Дать знания о существительных, обозначающих профессии; о глаголах, характеризующих трудовую деятельность; тренировать в составлении рассказа по теме. Показ, беседа, разъяснение, вопросы, физкультминутка, д/и «Четвертый лишний», артикуляционная гимнастика. Памятка для родителей:
«Возраст почемучек»
Возрастные особенности детей 4–5 лет.
17. Профессии. Кто что делает? 1 Закрепить знания о существительных, обозначающих профессии; о глаголах, характеризующих трудовую деятельность; тренировать в составлении рассказа по теме. Показ, беседа, разъяснение, вопросы, физкультминутка, артикуляционная гимнастика.
18. Петрушка, играй мою игрушку 1 Упражнять в составлении описания предметов, игрушек; в употреблении слов, обозначающих пространственные отношения; различать интонации и пользоваться ими; тренировать в составлении сюжетного рассказа по серии рисунков. Показ, разъяснение, вопросы,
физкультминутка, артикуляционная гимнастика.
19. Приметы весны. Что тает весной 1 Формировать знания примет весны; умение правильно согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже; закрепить употребление предлогов. Беседа, показ, демонстрация серии сюжетных картин, разъяснение д/и «Четвертый лишний», артикуляционная гимнастика.
МАРТ
20. Весна 1 Закрепить знания о приметах весны; упражнять в умение, произносить их с разной интонацией; пересказывать с помощью вопросов. Показ, демонстрация серии сюжетных картин, вопросы, физкультминутка
д/и «Скажи правильно», дыхательная, артикуляционная гимнастика. Памятка для родителей:
«Родитель – пример для подражания».
21. Моя семья 1 Упражнять в умении употреблять уменьшительно-ласкательную форму существительных; развивать ориентировку на окончание слов при согласовании в роде; пересказывать с помощью вопросов. Показ, беседа, вопросы, физкультминутка;
д/и «Назови ласково», дыхательная, артикуляционная гимнастика.
22. Одинаковые - разные
1 Закрепить умение употреблять уменьшительно-ласкательную форму существительных; развивать ориентировку на окончание слов при согласовании в роде; знание слов-омонимов. Показ, беседа, вопросы, физкультминутка
д/и «Назови ласково», дыхательная, артикуляционная гимнастика.
23. Для чего нужны эти вещи? 1 Дать знания о предметах домашнего обихода; тренировать в умение строить сложные предложения; составлять сюжетный рассказ по серии рисунков. Показ, беседа, разъяснение, демонстрация сюжетных картин, вопросы,
артикуляционная гимнастика.
АПРЕЛЬ
24. Что с чем можно делать 1 Развивать глагольную лексику, расширять словарный запас, закрепить знание правил этикета. Показ, беседа, разъяснение, артикуляционная гимнастика. Консультация для родителей:
«Развивайте речь дошкольника»
25. Курочка Ряба 1 Активное звукоподражание; формировать умение пересказывать выразительные и динамичные моменты из сказок. Показ, беседа, разъяснение, вопросы,
физкультминутка,
дыхательная, артикуляционная гимнастика.
26. Я сам, я сама 1 Упражнять в умении образовывать и употреблять возвратные глаголы; составлять сюжетный рассказ по серии рисунков. Показ, беседа, разъяснение, демонстрация сюжетных картин, вопросы, артикуляционная гимнастика.
27. Впереди лето 1 Дать знания о приметах лета; упражнять в умении составлять сюжетный рассказ по серии рисунков. Показ, беседа, разъяснение, демонстрация сюжетных картин, вопросы, артикуляционная гимнастика.
28. Лето. Ягоды в лесу и в саду 1 Формировать знания примет лета, знание обобщающих слов «садовые ягоды», «лесные ягоды»; упражнять в умении составлять сюжетный рассказ по серии рисунков. Показ, беседа, разъяснение, демонстрация сюжетных картин, вопросы, артикуляционная гимнастика.
МАЙ
Педагогическое наблюдение