Светлана Загитова
Календарно-тематическое планирование образовательного процесса для детей 5–7 лет с ОНР по развитию речи на тему «Летняя пора»
Цель: развитие речевых навыков, расширение словарного запаса, формирование умения описывать летние явления и события.
Общая характеристика: План рассчитан на 4 недели, включает разнообразные виды деятельности (беседы, чтение, игры, творчество, направленные на развитие речи и познавательных интересов детей.
**Неделя 1. Введение в тему «Лето»**
* Цели:*
- Ознакомить детей с понятием «лето», его признаками.
- Расширить словарный запас по теме.
Публикация «Календарно-тематическое планирование образовательного процесса для детей 5–7 лет с ОНР по развитию речи на тему „Летняя пора“» размещена в разделах
- ОНР, нарушение речи
- ОНР. Проекты, планы
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Календарно-тематическое планы, КТП
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Планы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Развивать умение описывать летние явления.
* Задачи:*
- Обсудить, что такое лето, какие изменения происходят в природе.
- Познакомить с новыми словами: солнце, тепло, цветы, деревья, пчела, бабочка.
- Развивать связную речь через рассказы и диалоги.
*План мероприятий :*
| День | Вид деятельности | Описание |
|---|---|---|
| 1 | Беседа | Что такое лето? Какие признаки лета? |
| 2 | Чтение | Рассказ о лете (книга или рассказ воспитателя) |
| 3 | Игровая деятельность | Игра «Что растет летом?» (карточки с изображениями) |
| 4 | Творческое занятие | Рисование «Мое лето» (рисуем солнце, цветы) |
| 5 | Итоговая беседа | Обсуждение нарисованных работ и повторение новых слов |
---
**Неделя 2. Летние животные и растения**
* Цели:*
- Познакомить детей с животными и растениями, характерными для лета.
- Развивать умение описывать животных и растения.
* Задачи:*
- Расширить словарный запас по теме.
- Учить составлять короткие рассказы о животных и растениях.
*План мероприятий :*
| День | Вид деятельности | Описание |
|---|---|---|
| 1 | Беседа | Какие животные бывают летом? (пчела, бабочка, стрекоза) |
| 2 | Чтение/рассказ | История о пчеле или бабочке |
| 3 | Творческое занятие | Аппликация «Летние насекомые» |
| 4 | Игровая деятельность | Ролевая игра «Летние животные» |
| 5 | Итоговая беседа | Обсуждение рассказов и работ детей |
---
**Неделя 3. Летний отдых и развлечения**
* Цели:*
- Ознакомить детей с видами отдыха летом.
- Развивать речь через описание своих впечатлений.
* Задачи:*
- Учить рассказывать о своих летних развлечениях.
- Расширять словарь словами: купание, пляж, песок, лодка.
*План мероприятий :*
| День | Вид деятельности | Описание |
|---|---|---|
| 1 | Беседа | Чем можно заниматься летом? (игры на улице, купание) |
| 2 | Чтение/рассказ воспитателя | История о летнем отдыхе у моря или в деревне |
| 3 | Творческое занятие | Коллаж из фотографий или рисунков «Мое лето» |
| 4 | Игровая деятельность | Игра «Что я делал летом?» (рассказы детей) |
| 5 | Итоговая беседа и повторение слов |
---
**Неделя 4. Итоги и закрепление темы «Лето»**
* Цели:*
- Закрепить полученные знания.
- Развивать связную речь через рассказы и диалоги.
* Задачи:*
- Провести совместное обсуждение.
- Побуждать детей к самостоятельным рассказам.
*План мероприятий :*
| День | Вид деятельности | Описание |
|---|---|---|
| 1 | Беседа + игра «Ассоциации» по теме «Лето» |
| 2 | Творческое занятие — создание коллажа или аппликации «Мое любимое лето» |
| 3 | Речевая игра «Расскажи о своем лете» (по очереди) |
| 4 | Итоговое чтение рассказов детей + обсуждение |
| 5 | Итоговая беседа + выставка работ |
---
** Дополнительные рекомендации:**
- Использовать яркие иллюстрации и карточки.
- Включать в занятия игры на развитие речи.
- Поощрять самостоятельное высказывание детей.
- Использовать музыку и стихи на тему лета для эмоционального восприятия.