Нина Александровна Волкова
Картотека бесед с детьми 5–7 лет «Поговорим о родной стране»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие свободного общения детей с взрослыми и детьми. «Поговорим о родной стране».
Совместная деятельность воспитателя с детьми 5-7 лет.
Сентябрь
Разговор «Нет в мире краше Родины нашей».
Задачи. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения. Развивать умение детей соблюдать этику общения. Воспитывать любовь к Родине, чуткость детей к художественному слову. Поддерживать интерес детей к народным пословицам.
Разговор.
Публикация «Картотека бесед с детьми 5–7 лет „Поговорим о родной стране“» размещена в разделах
— Дети, как вы думаете, почему так говорят: «Нет в мире краше Родины нашей?» (Предположения детей).
Педагог подбадривает детей.
— Не стесняйся своего мнения! Нам важно знать, что думает каждый из вас.
Доброжелательно останавливает детей, которые пытаются перебить рассказ товарища.
— Не перебивай, пожалуйста, товарища. Уважай мнение товарища.
Педагог выслушивает высказывания всех детей. Подводит итог сказанному.
— Дети, послушайте, пожалуйста, стихотворение Михаила Васильевича Исаковского о нашей Родине. Я думаю его стихотворение отражает наше мнение о Родине.
Поезжай за моря-океаны,
Надо всею землёй пролети:
Есть на свете различные страны,
Но такой, как у нас, не найти.
Глубоки наши светлые воды,
Широка и привольна земля,
И гремят, не смолкая, заводы,
И шумят, расцветая, поля.
Разговор «Символ Родины моей».
Задачи. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения. Развивать умение детей соблюдать этику общения. Воспитывать любовь к Родине, чуткость детей к художественному слову.
Разговор.
— Дети, как вы думаете, почему так говорят: «Белоствольная берёза – символ Родины моей?» (Предположения детей).
Педагог подбадривает детей.
— Не стесняйся своего мнения! Нам важно знать, что думает каждый из вас.
Доброжелательно останавливает детей, которые пытаются перебить рассказ товарища.
— Не перебивай, пожалуйста, товарища. Уважай мнение товарища.
Педагог выслушивает высказывания всех детей. Подводит итог сказанному.
— Дети, послушайте, пожалуйста, стихотворение Инессы Дмитриевны Агеевой «Берёза».
Белоствольная берёза –
Символ Родины моей.
Нету деревца другого
Сердцу русскому милей.
Изумрудная весною,
А зимою – в серебре,
Машет веткой золотою
Всем детишкам в сентябре.
Каждый листик, как сердечко,
Полюбуйся, погляди.
У родимого крылечка
Ты берёзку посади.
Октябрь
Разговор «Российская земля».
Задачи. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения. Развивать умение детей соблюдать этику общения. Воспитывать любовь к Родине, чуткость детей к художественному слову. Поддерживать интерес детей к народным пословицам.
Разговор.
— Дети, сядем рядком, да поговорим ладком, так издревле на Руси приглашали к разговору. К разговору, когда человек делится своими мыслями. Дети, как вы думаете, что такое российская земля? (предположения детей).
Педагог подбадривает детей.
— Не стесняйся своего мнения! Нам важно знать, что думает каждый из вас.
Доброжелательно останавливает детей, которые пытаются перебить рассказ товарища.
— Не перебивай, пожалуйста, товарища. Уважай мнение товарища.
Педагог выслушивает высказывания всех детей. Подводит итог сказанному.
— Российская земля там, где наша любимая страна Россия. Север и тундра, леса и степи, реки и горы, моря и озёра в Европе и в Азии. Дети, послушайте, пожалуйста, стихотворение «Русская земля».
Нет на свете милей, краше.
Чем российская земля.
Посмотрите на просторы
И на русские поля.
Воздух, небо голубое,
Глубина сибирских рек –
Это наше дорогое,
Это русское вовек…
Владимир Здоровцев
— Дети, народная мудрость гласит: «Велика российская земля — и везде солнышко».
Ноябрь
Разговор «В единстве сила России».
Задачи. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения. Развивать умение детей соблюдать этику общения. Формировать представление детей о том, что Россия — многонациональная страна. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Поддерживать интерес детей к народным пословицам.
Разговор.
— Дети, «сядем рядком, да поговорим ладком. Послушайте, пожалуйста, стихотворение.
Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
Русский, татарин, башкир и якут.
Разных народов большая семья,
И этим гордиться должны мы, друзья.
Россией зовётся общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нём.
Любые мы трудности вместе осилим
И только в единстве сила России.
— Дети, как вы думаете, в чём сила России? (Предположения детей).
Педагог подбадривает детей.
— Не стесняйся своего мнения! Нам важно знать, что думает каждый из вас.
Доброжелательно останавливает детей, которые пытаются перебить рассказ товарища.
— Не перебивай, пожалуйста, товарища. Уважай мнение товарища.
Педагог выслушивает высказывания всех детей. Подводит итог сказанному.
— Дети, народная мудрость гласит: «Дружба и братство лучше богатства».
Разговор «За морем теплее, а на Родине милее».
Задачи. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения. Развивать умение детей соблюдать этику общения. Воспитывать любовь к Родине, чуткость детей к художественному слову. Поддерживать интерес детей к народным пословицам.
Разговор.
— Дети, послушайте, пожалуйста, стихотворение «Журавлёнок».
Ушло тепло с полей,
и стаю журавлей
Ведёт вожак в заморский край зелёный.
Летит печально клин,
И весел лишь один,
Один какой-то журавлёнок несмышлёный.
Он рвётся в облака, торопит вожака,
Но говорит ему вожак сурово:
— Хоть та земля теплей,
А родина милей,
Милей — запомни, журавлёнок, это слово.
Запомни шум берёз
и тот крутой откос,
Где мать тебя увидела летящим;
Запомни навсегда,
Иначе никогда,
Дружок, не станешь журавлём ты настоящим.
Игорь Давыдович Шаферан
— Дети, как вы думаете, почему вожак журавлиной стаи сказал: «Хоть та земля теплей, а родина милей?» (Предположения детей).
Педагог подбадривает детей.
— Не стесняйся своего мнения! Нам важно знать, что думает каждый из вас.
Доброжелательно останавливает детей, которые пытаются перебить рассказ товарища.
— Не перебивай, пожалуйста, товарища. Уважай мнение товарища.
Педагог выслушивает высказывания всех детей. Подводит итог сказанному.
— Дети, народная мудрость гласит: «За морем теплее, а на Родине милее».
Декабрь
Разговор «Что мы Родиной зовём?»
Задачи. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Развивать умение детей соблюдать этику общения. Воспитывать любовь к Родине, чуткость детей к художественному слову. Побуждать детей использовать в речи пословицы.
Разговор.
— Дети, что мы Родиной зовём? (Предположения детей).
Педагог подбадривает детей.
— Не стесняйся своего мнения! Нам важно знать, что думает каждый из вас.
Доброжелательно останавливает детей, которые пытаются перебить рассказ товарища.
— Не перебивай, пожалуйста, товарища. Уважай мнение товарища.
Педагог выслушивает высказывания всех детей. Подводит итог сказанному.
—Дети, послушайте, пожалуйста, стихотворение Владимира Александровича Степанова. Я думаю его стихотворение отражает наше мнение.
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
— Дети, народная мудрость гласит: «Нет в мире краше Родины нашей».
Разговор «Герб России».
Задачи. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Закрепить знания детей о гербе России. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.
Разговор.
— Дети, послушайте, пожалуйста, стихотворение Владимира Александровича Степанова «Герб России».
У России величавый
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
— Дети, что вы можете рассказать о гербе России? (Рассказы детей).
— Дети, о символах России не забывайте, герб России уважайте.
Январь
Разговор «Родина любимая, что мать родимая».
Задачи. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Развивать умение детей соблюдать этику общения. Воспитывать любовь к Родине, чуткость детей к художественному слову. Побуждать детей использовать в речи пословицы.
Разговор.
— Дети, послушайте, пожалуйста, стихотворение.
У моей России длинные косички,
У моей России светлые реснички,
У моей России голубые очи,
На меня, Россия, ты похожа очень.
Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией,
В небе радуга цветная –
Нет земли красивей.
Для меня Россия – белые берёзы,
Для меня Россия – утренние росы.
Для меня, Россия, ты всего дороже,
До чего на маму ты мою похожа.
Нина Соловьёва
— Дети, как вы думаете, почему так говорят: «Родина любимая, что мать родимая?» (Предположения детей).
Педагог подбадривает детей.
— А ты, … (имя ребёнка), что думаешь! Согласен или не согласен с мнением товарищей.
Доброжелательно останавливает детей, которые пытаются перебить рассказ товарища.
— Уважай суждения товарища! Каждый человек имеет право на своё мнение.
Педагог выслушивает высказывания всех детей, поощряя попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Подводит итог сказанному.
— Дети, народная мудрость гласит: «Родина любимая, что мать родимая», «Родина – всем матерям мать».
Февраль
Разговор «Красивее Родины места не найти».
Задачи. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Развивать умение детей соблюдать этику общения. Воспитывать любовь к Родине, чуткость детей к художественному слову.
Разговор.
— Дети, как вы думаете, почему так говорят: «Красивее Родины места не найти?» (Предположения детей).
Педагог подбадривает детей.
— А ты, … (имя ребёнка, что думаешь! Согласен или не согласен с мнением товарищей.
Доброжелательно останавливает детей, которые пытаются перебить рассказ товарища.
— Уважай суждения товарища! Каждый человек имеет право на своё мнение.
Педагог выслушивает высказывания всех детей, поощряя попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Подводит итог сказанному.
— Дети, послушайте, пожалуйста, стихотворение. Я думаю это стихотворение отражает наши чувства к Родине.
Всё, что сердцу дорого, в песню так и просится –
И рассвет малиновый, и под небом рощица.
Поглядишь с пригорочка – видно речку синюю,
Видно даль бескрайнюю, что зовут Россиею.
Родина, Родина, милые края,
Поле васильковое, песня соловья.
Нежностью, радостью светится она.
Родина, Родина на земле одна….
М. С. Пляцковский
Разговор «Флаг России».
Задачи. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Закрепить знания детей о флаге России. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.
Разговор.
— Дети, послушайте, пожалуйста, стихотворение Инессы Дмитриевны Агеевой «Флаг России – триколор».
Флаг России – триколор,
Три полоски ловит взор.
И у каждой новый цвет,
А у цвета свой секрет.
Снизу красный – самый яркий,
Цвет побед в сраженьях жарких,
Русской кровью что добыты
И народом не забыты.
В середине флага – синий,
Словно Волга по равнине…
Синеву родимых рек
Любит русский человек.
Сверху, словно облака,
Цвет снегов и молока.
Чистый белый – мира цвет.
Грязным войнам только – нет!
— Дети, что вы можете рассказать о флаге России? (Рассказы детей).
— Дети, о символах России не забывайте, флаг России уважайте.
Март
Разговор «Родина любимая».
Задачи. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Формировать умение детей выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению; спокойно отстаивать своё мнение. Закреплять умение детей соблюдать этику общения. Воспитывать любовь к Родине, чуткость детей к художественному слову. Побуждать детей использовать в речи пословицы.
Разговор.
— Дети, как вы думаете, почему так говорят: «Родина любимая, что мать родимая?» (Предположения детей).
Педагог подбадривает детей.
— А ты, … (имя ребёнка), как считаешь! Нам важно знать, что думает каждый человек.
Педагог выслушивает высказывания всех детей, поощряет детей, которые внимательно выслушивают мнение товарищей. Подводит итог сказанному.
— Дети, послушайте, пожалуйста, стихотворение. Я думаю это стихотворение отражает наше мнение.
Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, –
Что может быть сердцу милей?
Кто был тебе равен по силе?
Терпел пораженья любой!
Россия, Россия, Россия, –
Мы в горе и счастье – с тобой!
Россия! Как Синюю птицу,
Тебя бережём мы и чтим,
А если нарушат границу,
Мы грудью тебя защитим!
И если бы нас вдруг спросили:
«А чем дорога вам страна?»
– Да тем, что для всех нас Россия,
Как мама родная, – одна!
Евгения Трутнева
Разговор «Всякому мила своя сторона».
Задачи. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Формировать умение детей выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению; спокойно отстаивать своё мнение. Закреплять умение детей соблюдать этику общения. Воспитывать любовь к Родине, чуткость детей к художественному слову.
Разговор.
— Дети, как вы думаете, почему так говорят: «Всякому мила своя сторона?» (Предположения детей).
Педагог подбадривает детей.
— А ты, … (имя ребёнка), как считаешь! Нам важно знать, что думает каждый человек.
Педагог выслушивает высказывания всех детей, поощряет детей, которые внимательно выслушивают мнение товарищей. Подводит итог сказанному.
— Дети, послушайте, пожалуйста, стихотворение. Я думаю это стихотворение отражает наше мнение.
Слышишь песенку ручья?
Это — Родина твоя.
Слышишь голос соловья?
Это — Родина твоя.
Руки матери твоей,
Звон дождей, и шум ветвей,
И в лесу смородина —
Это тоже родина.
М. С. Пляцковский
— Дети, народная мудрость гласит: «За морем теплее, а на Родине милее», «Всякому мила своя сторона», «Человек без родины — что соловей без песни».
Апрель
Разговор «Дружба и братство лучше богатства».
Задачи. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Формировать умение детей выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению; спокойно отстаивать своё мнение. Закреплять умение детей соблюдать этику общения. Воспитывать любовь к Родине, чуткость детей к художественному слову.
Разговор.
— Народная мудрость гласит «Дружба и братство лучше богатства». Дети, как вы думаете, что означают эти слова? (Предположения детей).
Педагог подбадривает детей.
— А ты, … (имя ребёнка, как считаешь! Нам важно знать, что думает каждый человек.
Педагог выслушивает высказывания всех детей, поощряет детей, которые внимательно выслушивают мнение товарищей. Подводит итог сказанному.
— Дети, послушайте, пожалуйста, стихотворение. Я думаю это стихотворение отражает наше мнение.
Мы на свет родились,
Чтобы радостно жить.
Чтобы вместе играть,
Чтобы крепко дружить.
Чтоб улыбки друг другу
Дарить и цветы,
Чтоб исполнились в жизни
Все наши мечты.
Так давайте устроим
Большой хоровод,
Пусть все люди Земли
С нами встанут в него.
Пусть повсюду звучит
Только радостный смех,
Пусть без слов станет песня
Понятной для всех.
Е. Жигалкина.
— Дети, народная мудрость гласит: «Дружба и братство лучше богатства».
Разговор «Москва – столица России».
Задачи. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Закрепить знания детей о Москве – столице России. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.
Разговор.
— Москва – столица России, Москва – это сердце страны. Дети, что вы знаете о Москве? (Рассказы детей).
— Дети, послушайте, пожалуйста, стихотворение Николая Николаевича Добронравова.
Город самый главный,
Самый дорогой,
Город нашей славы,
Вечно молодой,
Город нашей славы,
Город волшебства,
Город златоглавый –
Гордая Москва!
— Дети, Москвой–столицей весь народ гордится.
Май
Разговор «Будет Родина крепка».
Задачи. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Формировать умение детей выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению; спокойно отстаивать своё мнение. Закреплять умение детей соблюдать этику общения. Воспитывать любовь к Родине, чуткость детей к художественному слову. Побуждать детей использовать в речи пословицы.
Разговор.
— Дети, как вы думаете, в чём сила России? (Предположения детей).
Педагог подбадривает детей.
— А ты, … (имя ребёнка), как считаешь! Нам важно знать, что думает каждый человек.
Педагог выслушивает высказывания всех детей, поощряет детей, которые внимательно выслушивают мнение товарищей. Подводит итог сказанному.
—Дети, послушайте, пожалуйста, стихотворение Роберта Ивановича Рождественского «Родина моя».
Я, ты он, она,
Вместе — целая страна.
Вместе — дружная семья,
В слове «мы» — сто тысяч «я».
Большеглазых, озорных,
Чёрных, рыжих и льняных,
Грустных и весёлых
В городах и сёлах!
Над тобою солнце светит,
Родина моя,
Ты прекрасней всех на свете,
Родина моя!
Я люблю, страна, твои просторы,
Я люблю твои поля и горы,
Сонные озёра и бурлящие моря…
Я, ты, он, она,
Вместе — целая страна.
Вместе — дружная семья,
В слове «мы» — сто тысяч «я»!.
— Дети, народная мудрость гласит: «Если дружба велика, будет Родина крепка», «Дружно за мир стоять — войне не бывать».
Разговор «Мама, Родина, Москва».
Задачи. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Формировать умение детей выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению; спокойно отстаивать своё мнение. Закреплять умение детей соблюдать этику общения. Воспитывать любовь к Родине, чуткость детей к художественному слову.
Разговор.
— Дети, в городе Миассе живёт композитор и поэт Людмила Александровна Олифирова. Послушайте, пожалуйста, стихотворение нашей землячки «Главные слова».
В детском садике узнали
Мы прекрасные слова.
Их впервые прочитали:
Мама, Родина, Москва.
Пролетят весна и лето.
Станет солнечной листва.
Озарятся новым светом
Мама, Родина, Москва.
Солнце ласково нам светит.
Льётся с неба синева.
Пусть всегда живут на свете
Мама, Родина, Москва!
— Дети, как вы думаете, что общего в словах мама, Родина, Москва (предположения детей).
Педагог подбадривает детей.
— А ты, … (имя ребёнка, как считаешь! Нам важно знать, что думает каждый человек.
Педагог выслушивает высказывания всех детей, поощряет детей, которые внимательно выслушивают мнение товарищей. Подводит итог сказанному.
— Дети, народная мудрость гласит: «Родина любимая, что мать родимая».
Июнь
Разговор «Необъятная страна».
Задачи. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Формировать умение детей выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению; спокойно отстаивать своё мнение. Закреплять умение детей соблюдать этику общения. Расширять представление детей о том, что Россия — огромная страна. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Побуждать детей использовать в речи пословицы.
Разговор.
— Дети, послушайте, пожалуйста, стихотворение Владимира Александровича Степанова «Необъятная страна».
Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймём тогда, какая,
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
— Дети, как вы думаете, почему нашу страну называют «необъятной страной»? (Предположения детей).
Педагог подбадривает детей.
— А ты, … (имя ребёнка, как считаешь! Нам важно знать, что думает каждый человек.
Педагог выслушивает высказывания всех детей, поощряет детей, которые внимательно выслушивают мнение товарищей. Подводит итог сказанному.
— Наша страна Россия самая большая в мире. Север и Юг, Запад и Восток, Урал и Сибирь – всё это необъятные, очень большие просторы, всё это российская земля. Дети, на каком транспорте можно путешествовать по нашей стране? (Ответы детей).
— Дети, народная мудрость гласит: «Велика российская земля — и везде солнышко».
Июль
Разговор «Моя земля».
Задачи. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Формировать умение детей выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению; спокойно отстаивать своё мнение. Закреплять умение детей соблюдать этику общения. Воспитывать любовь к Родине, чуткость детей к художественному слову. Побуждать детей использовать в речи пословицы.
Разговор.
— Дети, послушайте, пожалуйста, стихотворение.
Как велика моя земля!
Как широки просторы!
Озёра, реки и поля,
Леса и степь, и горы!
Раскинулась моя земля
От севера до юга.
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга.
Н. Л. Забила.
— Дети, как вы думаете, почему так говорят: «Велика русская земля — и везде солнышко?» (Предположения детей).
Педагог подбадривает детей.
— А ты, … (имя ребёнка), как считаешь! Нам важно знать, что думает каждый человек.
Педагог выслушивает высказывания всех детей, поощряет детей, которые внимательно выслушивают мнение товарищей. Подводит итог сказанному.
— Дети, моя земля – страна Россия. Россия – моя, твоя, наша страна. Озёра, реки и поля, леса и степь, и горы! Раскинулась наша земля от севера до юга. Народная мудрость гласит: «Велика российская земля — и везде солнышко».
Август
Разговор «Наша Родина».
Задачи. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Воспитывать любовь к Родине, чуткость детей к художественному слову.
Разговор.
— Дети, что вы можете рассказать о нашей Родине России? (Рассказы детей).
—Дети, послушайте, пожалуйста, стихотворение Георгия Афанасьевича Ладонщикова «Наша Родина». Я думаю это стихотворение отражает наше мнение о Родине.
И красива, и богата
Наша Родина, ребята.
Долго ехать от столицы
До любой её границы.
Все вокруг своё, родное:
Горы, степи и леса:
Рек сверканье голубое,
Голубые небеса.
Каждый город
Сердцу дорог,
Дорог каждый сельский дом.
Все в боях когда-то взято
И упрочено трудом!