Елена Штрак
Картотека игр для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1. «Выжми губку»
2. «Плавает или тонет»
3. «Тёплая – холодная»
4. «Нырки»
5. «Вода принимает форму»
1. Карточка игры «Выжми губку»
Цель игры: Создание условий, необходимых для сенсорного развития детей дошкольного возраста.
Материал или оборудование: 2 ёмкости, поролоновая губка.
Публикация «Картотека игр для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2022
Описание игры: Одну ёмкость заполнить водой. Показать ребёнку как с помощью поролоновой губки можно перелить воду из одной ёмкости в другую. Предложить попробовать ребёнку сделать то же самое.
Правила игры: Отжимать губку обеими руками.
Подведение итогов игры: Акцентировать внимание ребенка на то, что стакан наполнен и таким образом можно наполнить водой любую ёмкость.
2. Карточка игры «Плавает или тонет»
Цель игры: Расширение представлений детей о плавающих и тонущих в воде предметах с помощью экспериментальных действий;
Материал или оборудование: Ёмкость с водой, различные предметы (камешки, ракушки, небольшие шишки и т. д.).
Описание игры: Поставить перед ребёнком ёмкость с водой. Ребёнок поочерёдно бросает в воду различные предметы и с помощью взрослого выясняет, какие предметы плавают, а какие тонут.
Правила игры: Бросать предметы поочередно.
Подведение итогов игры: В процессе игры дети закрепляют такие понятия, как «тонет – тяжёлый», «не тонет – лёгкий»;
3. Карточка игры «Тёплая - холодная»
Цель игры: Закрепление понятий «теплый», «холодный».
Материал или оборудование: 1 ёмкость с холодной водой,1 ёмкость с тёплой водой.
Описание игры: Перед ребёнком две ёмкости с водой. В одной ёмкости вода холодная, а в другой тёплая. Ребёнок и взрослый опускают кисти рук попеременно то в холодную, то в тёплую воду, параллельно комментируя свои ощущения.
Правила игры: Опускать кисти рук попеременно то в холодную, то в тёплую воду.
Подведение итогов игры: В ходе игры закрепляем понятия «холодная» и «тёплая», активизируем словарь ребёнка (вода, прозрачная, бесцветная, тёплая, холодная, воспитываем аккуратность при игре и работе с водой.
4. Карточка игры «Нырки»
Цель игры: Развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.
Материал или оборудование: Мелкие мячи, резиновые надувные игрушки, шарики от пинг-понга.
Описание игры: Дети погружают в ёмкость с водой мелкие мячи, резиновые надувные игрушки, шарики от пинг-понга, разжимают пальцы - и игрушки выпрыгивают из воды.
Правила игры: Играть поочередно с разными предметами.
Подведение итогов игры: Регуляция мышечного напряжения, расслабление.
5. Карточка игры «Вода принимает форму»
Цель игры: Совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды.
Материал или оборудование: Таз с водой, различной формы сосуды (бутылка, округлый сосуд, целлофановый пакет, ковшики, воронка, подносы.
Описание игры: Перед детьми таз с водой и различные сосуды. Предложить детям заполнить сосуды водой. Дети наливают во все сосуды воду, рассматривают, какой формы вода в разных сосудах.
Правила игры: Дети наливают воду в сосуды ковшиком через воронку.
Подведение итогов игры: В процессе игры дети узнают, что вода принимает форму того сосуда, в который она налита.
Игры с песком
1. «Песочные прятки»
2. «Кто к нам приходил?»
3. «Пересыпание сухого песка через воронку»
4. «Найди что покажу»
5. «Пирамидки из песка»
1. Карточка игры «Песочные прятки»
Цель игры: Развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.
Материал или оборудование: Песочные игрушки, палочки, лопатки.
Описание игры: Объяснить ребенку, что игрушки хотят поиграть с ним в песочные прятки. Предложить выбрать понравившиеся игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок, а после того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, лопатки.
Правила игры: Не подсматривать, когда игрушки прячут в песок.
Подведение итогов игры: Во время таких игр у детей развивается внимание, мышление, воображение.
2. Карточка игры «Кто к нам приходил?»
Цель игры: Развитие зрительного и тактильного восприятия.
Материал или оборудование: Песочные игрушки (формочки).
Описание игры: Ребенок отворачивается, воспитатель изготавливает с помощью формочек барельефные/горельефные отпечатки, затем ребенок отгадывает формочку, которую использовал педагог. Потом они меняются ролями. Можно усложнить задания — игра с новыми формочками без предварительного их ощупывания.
Правила игры: Формочки предварительно осматриваются и ощупываются, обводятся их контуры.
Подведение итогов игры: Во время таких игр у детей развивается внимание, мышление, воображение, мелкая моторика.
3. Карточка игры «Пересыпание сухого песка через воронку»
Цель игры: Познакомить детей со свойствами сухого и влажного песка.
Материал или оборудование: Бутылочки, ведерки, формочки.
Описание игры: Воспитатель подводит детей к песочнице. Раздать бутылочки, ведерки, формочки. Показать детям, как сыплется песок через воронку, как пересыпается из ведерка в формочку.
Правила игры: Заполнять ёмкости только сухим песком.
Подведение итогов игры: Полить часть песка, перемешать совком и показать, что мокрый песок сыпать нельзя, но из него можно лепить, придавая разную форму.
4. Карточка игры «Найди, что покажу»
Цель игры: Закреплять сенсорные эталоны (цвет, форма). Учить использовать орудия для поиска предмета, фигуры в песке.
Материал или оборудование: Совки, ручные щетки, геометрические фигуры разного цвета и размера.
Описание игры: Педагог заранее организует игровое пространство, прячет в песок геометрические фигуры. Сообщает детям, что они будут заниматься поиском геометрических фигур. Предлагает выбрать фигуру и найти такую же в песке. Кто первый, найдёт получает звёздочку. Затем ребёнок берёт ещё одну фигуру. У кого больше звёздочек – тот выиграл.
Правила игры: Кто первый найдёт фигуру получает звёздочку.
Подведение итогов игры: Во время таких игр у детей развивается внимание, мышление, воображение.
5. Карточка игры «Пирамидки из песка»
Цель игры: Закреплять свойства мокрого песка (слипание, способность сохранять длительно форму). Дать детям представление о том, что мокрый песок может сохранять не только плоскую форму.
Материал или оборудование: Формочки разного размера, совочки.
Описание игры: Воспитатель предлагает детям построить пирамиду из песка, с использованием формочек.
Правила игры: Дети должны определить последовательность выбора формочек, для постройки устойчивой пирамиды.
Подведение итогов игры: В конце дети оценивают, чья пирамида получилась ровней, определяют победителя.
Подвижные игры
1. «Птички и дождик»
2. «Серый кот»
3. «Лиса в курятнике»
4. «Волшебная веревочка»
5. «Палочка - собиралочка»
1. Карточка игры «Птички и дождик»
Цель игры: Упражнять в построении в круг; учить действовать по команде взрослого, выполнять действия согласно тексту; развивать чувство ритма.
Материал или оборудование: Обручи, шапочки с изображением птиц.
Описание игры: Воспитатель раздает детям шапочки с изображением птиц, уточняет у кого какая и объясняет: «Все должны слушать слова по ходу игры и выполнять названные действия»
- Птички летают
- Птички прячутся от дождя
Правила игры: Дети производят указанные действия по словесным указаниям взрослого, вылетают и возвращаются в гнездышки по сигналу.
Подведение итогов игры: Данная игра учит детей двигаться по сигналу. Развивает координацию движений, внимание, быстроту реакции.
2. Карточка игры «Серый кот»
Цель игры: Упражнять в беге, развивать ловкость, выносливость, реакцию детей.
Материал или оборудование: Не требуется, но для большей заинтересованности детей можно использовать шапочку кота или любое другое обозначение водящего (маска, эмблема, нагрудный знак).
Описание игры: По считалке играющие выбирают «кота». Остальные «мыши». «Мыши» встают за котом в колонну. Колонна движется по площадке. Между «котом» и «мышами» происходит разговор:
- Есть мыши в стогу?
- Есть!
- Боятся кота?
- Нет!
- А я, Котофей, разгоню всех мышей!
«Мыши» разбегаются, «кот» ловит их.
Правила игры: Нельзя забегать за пределы обозначенной площадки. Пойманные игроки сразу отходят в обозначенное заранее место.
Подведение итогов игры: Данная игра развивает ловкость, быстроту, выносливость.
3. Карточка игры «Лиса в курятнике»
Цель игры: Упражнять детей в беге в рассыпную, с увертыванием, в ловле, упражнять в прыжках с высоты, мягко приземляясь на полусогнутые ноги.
Материал или оборудование: Скамейки или другие возвышения (для усложнения).
Описание игры: На одной стороне площадки обозначается курятник.
На другой стороне находятся норы лис. Все остальное место – двор. Несколько из играющих назначаются лисами, они сидят в норах. Остальные куры – они ходят и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу «Лисы» куры убегают в курятник, а лисы стараются утащить курицу, не успевшую убежать. Отводят ее в свою нору. Куры выходят из курятника и игра возобновляется.
Правила игры: Ведущий назначает лис и кур. По его команде «Лисы» куры убегают, а лисы их догоняют. Кого догнали, тот уходит в нору к лисе.
Подведение итогов игры: Игра развивает у детей ловкость и умение выполнять движение по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, в ловле.
4. Карточка игры «Волшебная веревочка»
Цель игры: Продолжать совершенствовать основные движения. Развивать ловкость, прыгучесть. Воспитывать доброжелательное отношение друг другу. Учить использовать один предмет в разных ситуациях.
Материал или оборудование: Карточки с изображение геометрических фигур, цифр, две корзинки, 5-10 флажков. Веревка длиной 4-6 метров. Колокольчик.
Описание игры: По считалке выбирается водящий, остальные дети делятся на две команды по желанию детей. (Можно разделить на мальчиков и девочек). Каждая команда берет в руки веревку и становится в круг. По сигналу колокольчика, водящий показывает карточку с фигурой или цифрой. Игроки должны построить эту фигуру или цифру держась руками за веревочку.
Правила игры:
1. До сигнала колокольчика игроки могут двигаться, держась двумя руками за веревку.
2. После сигнала колокольчика нужно построить заданную карточкой фигуру или цифру и замереть.
3. Побеждает команда, кто быстрее и точнее выполнит задание.
Подведение итогов игры: Данная игра учит детей играть в коллективе, развивает мышление, быстроту реакции и умение ориентироваться в пространстве;
5. Карточка игры «Палочка - собиралочка»
Цель игры: Продолжать формировать быстроту реакции, внимание, находчивость. Учить выполнять правила игры, действовать по сигналу.
Материал или оборудование: Кольца разного цвета, диаметра, толщины. Палки длиной не менее 30 см.
Описание игры: Игроки берут палки. По игровой площадке раскидываются кольца разного диаметра. Все игроки дружно произносят:
«Палка – палка, не ленись,
В собиралку превратись!
Раз – два, не зевай,
Все колечки собирай!».
После этого ребята начинают собирать колечки, поддевая их палочкой. Победит тот, кто сможет собрать большее количество колец.
Правила игры: Собирать кольца на палочку только после команды «Собирай», помогать руками нельзя!
Подведение итогов игры: Во время игры у детей развивается ловкость; навыки коллективного движения. Организованность и аккуратность в выполнении задания, умение действовать по сигналу взрослого.
Дидактические игры
1. «Чудесный мешочек»
2. «Угадай, что изменилось?»
3. «Что лишнее?»
4. «Когда это бывает?»
5. «Добавь слово»
1. Карточка игры «Чудесный мешочек»
Цель игры: Развивать осязательное восприятие, учить выделять признаки предмета по структуре, поверхности, группировать предметы по материалу, из которого они сделаны. (металл, дерево, пластмасса).
Материал или оборудование: Чудесный мешочек, предметы, сделанные из разного материала.
Описание игры: Нужно на ощупь, не глядя на предмет, узнать, из чего он сделан, и рассказать о нём так, чтобы дети по описанию узнали и правильно назвали его.
Правила игры: Класть предметы можно только на тот поднос, который сделан из того же материала, что и предмет.
Подведение итогов игры: Когда все предметы вынуты из мешка, ребенок может распределить их по группам. Важно, чтобы предметы одной группы имели между собой что-то общее.
2. Карточка игры «Угадай, что изменилось?»
Цель игры: Выработать навык в определении пространственного расположения предмета: справа, слева, спереди, сзади, сбоку, около и др. ;
Материал или оборудование: Петрушка или кукла, разные игрушки и предметы.
Описание игры: За ширмой переставляют предметы так, чтобы дети не видели. С использованием кукольного персонажа дети отгадывают перестановки.
Правила игры: Игру можно проводить в том случае, если у детей имеются определенные знания и умения в пространственной ориентации.
Изменение в расположении предметов называют только те дети, на кого укажет Петрушка.
Подведение итогов игры: Игра может проводится индивидуально. Вокруг ребенка расставляются игрушки, которые переставляются воспитателем.
3. Карточка игры «Что лишнее?»
Цель игры: Учить замечать ошибки в использовании предметов; развивать наблюдательность, чувство юмора, умение доказать правильность своего суждения; закреплять знания об орудиях труда.
Материал или оборудование: Карточки с профессиями, предметные картинки с орудиями труда.
Описание игры: В больших квадратах люди разных профессий, в клеточках необходимые им для работы предметы и орудия труда, среди них, те которые им не нужны. Ребёнок должен заметить и закрыть картонкой, листком ненужный предмет.
Правила игры: Закрывать картонкой только лишнюю картинку. Выигрывает тот, кто первым обнаружит ненужный предмет.
Подведение итогов игры: Находить и закрывать изображение ненужных предметов.
4. Карточка игры «Когда это бывает?»
Цель игры: Закреплять знания о частях суток; упражнять в сопоставлении картинки с частями суток: утро, день, вечер, ночь.
Материал или оборудование: Сюжетные картинки, отражающие жизнь детей в детском саду: утренняя гимнастика, завтрак и т. п. К каждой части суток должно быть несколько сюжетных картинок.
Описание игры: Дети выбирают себе по картинке, на слово «утро», должны поднять и объяснить, почему он её поднял.
Правила игры: Поиск нужной картинки. По слову, которое произносит педагог, показывать карточку и объяснять, почему он её поднял.
Подведение итогов игры: Закрепление частей суток.
5. Карточка игры «Добавь слово»
Цель игры: Упражнять в правильном обозначении положения предметов по отношению к себе; развивать ориентацию в пространстве.
Материал или оборудование: Мяч.
Описание игры: Дети стоят по кругу, педагог бросает мяч ребёнку и спрашивает, где стоит стол? Или шкаф? ребенок поймавший мяч, отвечает: Стол стоит позади меня.
Правила игры: Дети ищут правильные слова, обозначающие разные расположения предметов в пространстве. Тот, кто поймал мяч, должен быстро дополнить предложение нужным словом. Отвечает только тот, кому педагог бросит мяч.
Подведение итогов игры: В данную игру можно играть с детьми разных возрастных групп, начиная со второй младшей группы, усложняя с каждым разом.