Наталья Кузнецова
Картотека игровых упражнений по технологии ТРИЗ.
▼ Скачать + Заказать документы
КАРТОТЕКА ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПО МЕТОДИКЕ ТРИЗ.
Основным направлением работы с воспитанниками старшей дошкольной группы является развитие познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания у детей. Развитие этих процессов позволяет целенаправленно и систематически развивать познавательные способности, что является необходимым условием их подготовки к школе. Использование специально отобранного развивающего материала и методов работы ( основными в период подготовке к школе являются: практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования) поможет более успешно усвоить и осмыслить учебный материал. В данном направление помогают игры по методике ТРИЗ- формируют правильное понимание переносного значения слов, обогащают словарь точными названиями качеств объектов (материал, его особенности, логическим высказыванием, умозаключением.
Публикация «Картотека игровых упражнений по технологии ТРИЗ,» размещена в разделах
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Игровые упражнения на развитие фантазии и воображения
«Необыкновенные приключения»
Ребята, представьте вы выпили неизвестную жидкость и уменьшились до размеров букашки. Затем стрекоза вас унесла в лес. Нужно вернуться домой. Но в пути вас ожидает много трудностей – где взять, чтобы защититься от ожогов и ночного холода (паутина, лепесток цветка, чем питаться (молоко тли, нектар, пыльца, мед шмеля, яйцо, где укрыться на ночь (гриб, орех, домик кузнечика, на корабле из листочка, соломинки и крыльев стрекозы?
Дети могут дать ответы на эти вопросы, а если перед ними будет плакат, изображающий всю эту систему ответы будут более развернутые.
«Волшебная палочка»
Бывают моменты, когда хочется просто посидеть и помечтать. У меня есть волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать. Что было бы если… «Я бы хотел стать таким маленьким, чтобы залезть в спичечный коробок. Тогда бы папа взял меня с собой в командировку», «А я бы хотел стать таким большим, чтобы стать в футбольные ворота и не один мяч не пропустить», «Я хотел бы стать большим, таким, чтобы дотянуться до космоса и посмотреть, как он устроен», «Я такой большой великан, что могу …»,.
«Все Наоборот»
Например: Лес, в котором все-все должно быть наоборот. Попросить детей описать, как будет выглядеть такой лес. (Деревья там растут корнями вверх, а листья вниз. Листья постоянно обгрызают травоядные волки, на которых охотятся хищные зайцы. Низенькие деревья утопают в огромной траве. Птицы не летают, а переползают с одной травинки на другую и ловят пролетающих мимо гусениц. Цветы не пахнут, а впитывают в себя окружающие запахи – животные не могут больше ориентироваться по запаху.)
Игровые упражнение на развитие внимания и памяти.
«Гений памяти»
Дети сидят за одним столом. Воспитатель называет ребятам слово (н-р «бабочка»). Следующий по кругу повторяет названное слово и добавляет к нему другое, которое относиться к данному бабочка, поляна. Третий игрок повторяет два первых и добавляет еще одно: бабочка, поляна, цветок. Все по очереди добавляют и повторяют название предметов (бабочка, поляна, цветок, нектар т. д.) В конце остается победитель, обладающий самой выдающейся памятью- гений памяти.
«Расположи правильно»
1 Вариант Воспитатель бросает кому-то из детей мячик, и говорит слово, например, «дом». Ребенок, поймав мяч, должен быстро назвать какую-то часть этого объекта (Например, «крыша» «кирпич» «окно»).
2Вариант Воспитатель по уставу может в один день производить одинаковое количество разделений и объединений. Но он запутался, и сам не может разобраться. Он просит детей помочь. Называет пары систем. Задача детей проверить, является ли вторая система частью первой – тогда это будет объединение. Если нет, то это разъединение. Например: ложка и вилка (объединение, хлеб и крошки (разделение, двери и ручка (объединение, шуба и шапка (разъединение, лужа и вода (объединение, дерево и земля (объединение, роза и шипы (объединение, ручка и стержень (объединение, .
3 Вариант У каждого ребенка свой рисунок: машина, дерево, гриб, гитара, рыба, бабочка, перо, заяц, лодка, зонтик, паутина, часы, крокодил, звезда, шарик, самолет, радио, дом, девочка. Воспитатель просит объединится всех, кто: 1. живой; 2. издает звуки; 3. выше стола; 4. сам передвигается; 5. неживой; 6. молчит; 7. не двигается сам; 8. ниже стола; 9. живет в воде; 10. живет в воздухе; 11. живет в лесу; 12. живет в городе. Проявить свою принадлежность к требуемому объекту дети могут поднимая рисунок, выходя в центр, чтобы сплясать танец данного объекта или другим способом.
Игра «Теремок». Дети получают разные рисунки: животных, овощи, бытовые предметы, транспортные средства, спортивные снаряды и т. д. Это и будут обитатели теремка. Но не сразу. Ведь первым теремок обнаружил кто-то один, например, линейка. Она и стала хозяйкой. Но вот к теремку приближается новый участник игры, например, аккордеон. Он стучится в дверь, представляется хозяйке и просит впустить его в теремок. Но хозяйка выдвигает условие: впущу, если скажешь, чем ты на меня похож. Гость внимательно рассматривает оба рисунка и называет похожее. (Линейка гибка, и аккордеон тоже, линейка из дерева и у аккордеона есть деревянные части, на линейке отметки с цифрами и на аккордеоне отметки в виде кнопочек, аккордеон издает звуки и линейка тоже может бренчать, и линейка и аккордеон живут в комнате у человека). Когда первого гостя впустили в теремок, приходит второй, и все повторяется сначала. Теперь можно договориться о минимальном количестве сходств, например, для разрешения войти нужно назвать пять схожих параметров.
Игровые упражнения на совершенствование устной речи.
«Интервью»
Сначала познакомить с новыми словами:
Интервью- Беседа, предназначенная для передачи на телевидение, радио или газете.
Репортер- тот, кто задает вопросы.
Респондент- тот, кто отвечает на вопросы.
Сначала надо научить детей смело говорить в микрофон. Для этого по очереди дети говорят что-нибудь, любые фразы. Затем между детьми распределяются роли, обсуждается тема разговора. Настраивается магнитофон, репортеры задают вопросы, респонденты отвечают. Потом беседа прослушивается и обсуждается.
Варианты: воспитатель интервьюирует ребят;
Дети берут интервью у воспитателя.
Темы могут быть: поход в театр или просмотр передачи;
Обсуждение праздника; выставки рисунков; самого интересного события за неделю т. д.
Из серии «Веселые картинки» .Очень удобно использовать для развития речи «Рассказы в картинках» Н. Радлова. Дети довольно последовательно могут передать содержание смешных сюжетиков. Но у них (вообще-то, у взрослых тоже) это получается довольно лаконично. Например, мышка грызла свечу, а в дверях появился кот, мышка испугалась. Чтобы почувствовать состояние мышки, нужно себе представить, каким страшным ей видится кот. Итак, нужно создать образ страшного кота. (В дверях появился кот, глаза у которого были большие и круглые как блины, хвост длинный как веревка, а когти острые как пилы. И тут мышь действительно испугалась).
«Оживший рисунок»
Вы получили замечательный дар, все что вы нарисуете- оживает! Что бы вы нарисовали?
(вымирающих животных, робота новых технологий, несуществующий объект, который выполняет любые функции т. д.)