Марина Илларионова
Картотека карельских народных игр для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека карельских народных игрВ. Мальми
для детей дошкольного возраста:
1) «Варой пелдолла»(Вороны на поле)
2) «Яной да Хукка»(Заяц и волк)
3) «Веркко да калат»(Сеть и рыба)
4) «Сиди,сиди,Яша»
5) «Гори,гори ясно!»
6) «Туле кижамах!»(Идем играть)
7) «Ко мне с кольцом»
8) «Кислый круг»
9) «Куккот»(Петухи)
10) «Ляпки с мячом»
11) «Бегучча»
12) «Полттозил мияччун кера»(Пятнашки с мячом)
13) «Догонялки»
14) «Гули-гули раз!»
Публикация «Картотека карельских народных игр для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Народная культура, фольклор
- Республика Карелия
- Темочки
15) «Пукки»(Козел)
16) «Имушки»(Жмурки)
17) «Часовенка»
18) «Бабушка и купец»
19) «Колахуш»(Стук)
20) «Пезяпалло»(Мяч в гнезде)
21) «Король»
22) «Меньки»
23) «Уголок»
24) «Карельские салки»
25) «Олента»(Я есть)
26) «Чиеппи»(Цепи)
27) «Кевян тули»(Весна пришла)
28) «Хиппа»(Пятнашки)
Игра «Ворона на поле» (Варой пелдолла)
Выбирается водящий – «хозяин», остальные «вороны». Чертятся (определяются) границы поля. «Хозяин» садится на корточки в центре поля. «Вороны» слетаются на поле и начинают каркать: «Кар-кар, пеладолла поллеммё, ювя сюёммё» - «Поле топчем, зерна клюём». Так повторяют несколько раз. Просыпается «хозяин» и начинает гонять «ворон». «Вороны» улетают за границы поля. Там их трогать нельзя. Если какая-то «ворона» зазевалась, «хозяин» успевает её поймать. Игра продожается до тех пор, пока «хозяин» не переловит всех «ворон».
Игра «Яной да хука» (Заяц и волк)
Все играющие на время становятся «зайцами». И лишь один из них превращается в «волка». Каждый «заяц» делает себе домик, защиту от «серого» - чертит вокруг себя круг. Если играют на улице зимой, то круг чертят палкой на снегу, а если в зале - мелом.
Один «заяц» обязательно остается без домика. И вот «волк-охотник» хлопает в ладоши. Перепуганный «зайчишка» старается удрать от него, но если «волк» его все же нагоняет, то быстро заскакивает в чей-нибудь домик. Вдвоем там оставаться никак нельзя. Хозяин обязан выскочить «на улицу». «Волк» продолжает погоню уже за ним. И так, пока кто-нибудь не попадет «волку» в лапы. Тогда «заяц» и «волк» меняются ролями — и веселая шумная игра продолжается.
Туле кижамах (Иди со мной играть)
Все становятся в круг. Под музыку выходят водящий и приглашает кого-нибудь в круг. Они кружатся под руки,затем расходятся и приглашают других. Теперь кружатся две пары. Те,в свою очередь,расходятся и приглашают следующих.
Игра продолжается до тех пор,пока все не выйдут в танцевальный круг.
Бегучча (Бег)
Участники парами становятся друг за другом. Впереди водящий. После его хлопка первая пара начинает бег,пробегает перед водящим,а затем устремляется в разные стороны до установленного места. Водящий старается поймать кого-нибудь,если поймает,они становятся последней парой,а оставшийся-водящим.
Хиппа (Пятнашки)
С девочками играют в простые пятнашки. Если участвуют только мальчики,в ход идет длинная толстая веревка. Концы её крепко связывают. Все берутся за веревку с внешней стороны и растягивают,образуя круг. Водящий становится в центре. Его задача-дотронуться руками до кого-нибудь из игроков, «Запятнать».Но сделать это не просто. Как только он приблизится к кому-нибудь,тот отпускает веревку и отступает назад. Остальные натягивают веревку. Водящий бросатеся к другому игроку,в это время первый быстро хватается за веревку,давая возможность своему товарищу отпустить её и не дать себя «запятнать».
Тот,кого водящий всё-таки «запятнал»,становится в центре.
Ляпки с мячом
После считалки выясняли, кому водить. Потом становились в круг. Водящий ударял мячом о землю. Мяч подскакивал вверх, пока водящий ловил его,все разбегались. Поймав мяч, водящий кричал: «Стой!» Все останавливались в позах,в каких их заставала эта команда. Водящий с места пытался «запятнать» кого-нибудь из играющих. Если это удавалось,тот,в кого попали мячом,бежал за ним, а все остальные разбегались врассыпную,пока их не настигала команда «Стой!»
Полттозил мияччун кера (Пятнашки с мячом)
Начинают так:чертят верхнюю и нижнюю границы игрового поля. Участники игры располагаются вдоль верхней линии,лицом к полю,на равном расстоянии друг от друга.
Водящий с мячом и палкой становится последним справа,лицом к играющим,ставит мяч на линию и легко бьет по нему палкой,направляя его вдоль стоящих. Если мяч останавливается между играющими,водящий делает другую попытку,если напротив кого-нибудь из участников игры-оба (водящий и играющий) тотчас начинают бег.
При этом играющий бежит к нижней границе поля, а водящий-за мячом, хватает мяч и,догнав убегающего, «пятнает» его.
Если мяч достиг цели,убегающий становится водящим,если нет-водящий бежит за мячом,хватает его и снова пытается «запятнать» бегущего.
Но это можно делать,пока убегающий не успел встать на свое место у верхней линии.
«Гори,гори ясно!»
Играющие стоят в кругу. Водящий с платком обходит их,играющие произносят следующие слова:
-Гори,гори ясно!
Чтобы не погасло!
Глянь на небо:
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Раз,два,три-
Беги!
На последнее слово водящий машет платком между двумя играющими,те бегут в разные стороны по кругу. Кто первым добежит и схватит платок,-становится водящим.
Пукки
Все садятся на лавки.
Под музыку выходит мальчик или девочка и,пританцовывая,приближается к кому-нибудь из играющих. Кисти рук при это сжаты в кулаки,указательные пальцы выставлены,руки подняты к вискам, образуя «рожки». Перед одним из сидящих начинающий игру прыгает на две ноги,одновременно наставляет на него «рога» и выкрикивает : «Пу!»
Тот поднимается,тоже прыгает на две ноги,направляет на пригласившего рога и в свою очередь выкрикивает : «Пу!»
Пригласивший прыжком разворачивается. Теперь они вдвоем,опустив руки,шагом совершают круг. Вновь первый играющий подскакивает к кому-нибудь-приглашение повторяется. После разворота пригласивший показывает «рога» стоящему за ним,то есть тому,кто был приглашен первым. При этом говорит : «Пу!» Тот прыжком становится во главе цепочки. Круг совершают уже трое. Ведущий останавливается перед кем-нибудь-приглашение повторяется. Так по-одному в веселую игру вовлекаются все.
" Гули,гули-раз!»
Играющие стоят в кругу. В центра выходит пара детей,становятся спинами друг к другу. Ведущий становится сбоку и произносит: «Гули,гули-раз!»
Одновременно на счет «раз» он хлопает в ладоши. Играющая пара поворачивает головы направо и налево. Если их лица не встретились,ведищий говорит : «Гули,гули-два!» Если лица встретились,то они обнимаются,если нет-уступают место другой паре.
«А вой,вой,кевят тули!»(Ой,ёй,ёй,весна пришла)
Играющие изображают движения в соответствии со словами.
С последними словами замирают,водящий выбирает ребенка, которого пытается сдвинуть с места. Тот сопротивляется. Если удается, то становится водящим.
Кевят тули. А вой,вой-2р. Весна пришла. Ой-ёй-ёй!-2р.
Кевян тулит,лухтат той, Весна пришла,лужи принесла,
Тясь он лухту-4р. Тут-лужа-4р.
Кеских лухтат миня пуутуйн, В середину лужи наступила я,
Кенбо аввутау? Кто поможет выбраться?
Петухи (Куккот)
Двое мальчиков сходятся,прыгая на одной ноге. Сблизившись,пытаются оттолкнуть один другого. Проигравшим считается тот,кто не выдержал натиска соперника,потерял равновесие и стал на обе ноги.
Приогравший должен кукарекать во всё горло.
К выигравшему подходит следующий и игра продолжается.
Стук (коллахуш)
Участники становятся в круг и выбирают ведущего,в руках ведущего палка. На свободной площади располагаются чурки (можно использовать кирпичики от крупного строителя,обязательно один на один меньше,чем участников. Ведущий стоит отдельно,спиной ко всем. Он ударяет палкой о пол и все разбегаются врассыпную,стараясь занять свободную чурку. На неё надо не только встать,но и удержаться, «защитить «её,потому что оставшийся без чурки будет пытаться столкнуть стоящего. «Лишнего» ждет наказание-ведущий дает ему задание. Проигрывать никому не хочется.
Сиди,сиди,Яша!
Дети стоят в кругу,выбирают ведущего с помощью считалки:
Сиди,сиди,Яша,
Под ореховым кустом,
Грызи,грызи,Яша,
Орешки калёные матушкой дареные.
Ему завязывают глаза,сажают в центр круга. Остальные дети берутся за руки и идут против часовой стрелки под слова с напевом:
Сиди,сиди,Яша,
Ты забава наша.
Погрызи орешки
Для своей потешки.
Руки на темь положи
И словечко нам скажи:
Раз,два,три-ищи!
После этих слов «Яша» вскакивает-все разбегаются. Яша старается кого-нибудь поймать. Пойманный становится «Яшей».
Цепи кованные
Две шеренги детей,взявшись за руки,становятся друг напротив друга на расстоянии -15-20 м. Одна шеренга детей кричит : «Цепи,цепи,разбейте нас!» Другая спрашивает : «Кем из нас?» Первая,посовещавшись,отвечает : «Димой» Дима разбегается и старается разбить вторую шеренгу. Если разбивает,то уводит в свою шеренгу ту пару участников,которую он разбил. Если не разбивает,то встает в шеренгу,которую не смог разбить. Выигрывает та команда,где оказывается больше игроков.
«Кислый» круг
Играющие делятся на две группы. В каждой из них выделяют капитана,Капитаны подходят к арбитру,у которого в кулаках зажаты две спички-короткая и длинная. Ксли капитану попадется короткая,его команде водить.
В центре поля рисуют большой круг. Играющие заходят внутрь,а водящие остаются снаружи. Задача водящих- «запятнать» мячом,стоящих в кругу. Кого коснется мяч,тот выходит из игры. Играющие,конечно,стараются поймать мяч,тогда на их счету прибавится «свеча»,которая дает право следующий меткий удар по играющим не засчитывать.
Имушки (Жмурки)
Дети стоят в кругу и при помощи считалки выбирают водящего:
Первой дан,другой дан,
На колодце колодан.
Кречка,бречка,
Синигула,восьмигула,
Девяток,десяток….
Водящему завязывают глаза и он пытается ловить.
Мяч в гнезде (Пезяпалло)
Выбирается водящий,который становится в центре игрового поля. Остальные играющие чертят вокруг себя кружки-гнезда,приблизительно на равном расстоянии от водящего.
Задача водящего-попасть мячом в гнездо. Играющие при этом должны постараться отбить мяч палкой. Играющий имеет право выйти из круга,на одной ноге доскакать до мяча,если тот в опасной близости от гнезда и отбить его палкой подальше.
Правила:
-дети не поднимают высоко палки
-при отбивании мяча так же высоко не поднимают палку
-удар по мячу не сильный
-водящий меняется местами с играющими в 3 случаях:если мяч коснется гнезда,если водящий «запятнает» мячом играющего,вышедшего из гнезад,и если добежит раньше до гнезда играющего.
Уголок
В игре участвуют 5 детей. Определяют водящего,который становится в центре,а другие участники по квадрату в уголках. Один из игроков произносит:
Бабушка-старушка,
Продай уголок.
На что «бабушка» отвечает:
Продам,только успевай и уголок занимай!
Как только произносится последнее слово,играющие быстро меняются местами. Кто остается без угла,тому и водить.
Сеть да рыба
Дети делятся на две команды. Сплетается сеть-берутся за руки,поднимают их вверх,образуя круг. Сеть –круг колышется то вправо,то влево. «Рыбы» заходят внутрь круга и возвращаются обратно. В тот момент,когда «рыбы» в «сети» больше всего,кто-нибудь из ловцов кричит: «Сеть!» Поднятые руки вверх руки сразу же опускаются. Пойманные «рыбки» из игры выбывают. Затем меняются местами. В конце игры подводится итог:чья команда больше поймала «рыб».
Бабушка и купец
Дети стоят по кругу и выбирают ведущего-купца и бабушку. Остальные-редька,которая будет расти на грядке:дети присаживаются на корточки друг за другом и держатся двумя руками за талию впереди сидящего. Купец подходит к бабушке и говорит: «Бабка,продай мне редьку!»На что она ему отвечает: «Помоги вытащить редьку!»Если он кого-то из играющих вытащил из общего строя,он помогает тащить редьку и так все,кого он вытаскивает. Купец опять может спросить : «Бабка,продай редьку!»Бабка может дать ему задание:попрыгать,побегать,поприседать…Купец,выполнив задание,получает «редьку» в помощь.
Примечание:
-тащить детей из общего строя аккуратно,можно за талию,но не за руки;дети играют честно,как только одна рука отцепилась от впереди сидящего,то он считается вытащенным из грядки.
Догонялка
Выбирают водящего и окружают его кольцом,Водящий весело припевает:
Стерегу,стерегу овечку
По золотому колечку.
Не трожь моей овечки
Ни зверь,ни медведь,
Ни лихой человек.
Кыш,овечка,в поле!
Все разбегаются,а водящий бросается вдогонку.
Меньки (плетеные косы из соломы)
Дети стоят по кругу,выбирают «стояльщика»,который будет охранять меньки. «Стояльщик» берет один из меньков и готовится к сражению с «ворами».У ног каждого участника так же «коса из соломы».Каждый из играющих стремится утянуть менёк. Позор «стояльщику»,у которого «украли» все меньки.
Правила:
-«стояльщик» не должен сильно ударять меньком.
Варианты:
-можно выполнять движения по кругу и по сигналу быстро утянуть менёк.
Часовенка
Дети выбирают ведущего- «бабушку»(если девочка) или «дедушку»(если мальчик,садятся в центре и роет ямку. Идет диалог между детьми и ведущим.
-,что делаешь?
-ямку рою.
-,а зачем ямку роешь?
-иголку ищу.
-,а зачем тебе иголка?
-мешочек сшить.
-,а зачем тебе мешочек?
-денежку складывать.
-,а зачем тебе денежка?
-часовенку купить.
-А пусти нас в часовенку!
-Идите,только не шилите.
После этих слов дети разбегаются,а ведущий начинает их ловить.
Король
Считалка: «Шишня,вишня,краля,король»-помогает выбрать ведущего. На каждое слово участники берутся по очереди за палку,причем кисть руки располагается рядом с кистью,уже держащей палку. Так доходят до конца её.Последний,произнесший слово «король»,становится ведущим. Он отворачивается лицом в угол.
Один из играющих указывает на кого-нибудь и спрашивает «короля»,что он желает,чтобы тот сделал. Задания бывают разные. Таким образом,все участники игры получают свои задания. Потом начинается «торг».Каждому хочется,чтобы задание было по душе. «Король» имеет право «выкупить» задание у одного играющего и «продать» задание другому. Затем под общий смех. веселье каждый исполняет свое задание.
Ко мне с кольцом
Все садятся на лавки. Ведущий с кольцом,зажатым между ладонями,ходит перед сидящими и проводит свои руки между сложенными ладонями играющих. Все внимательно следят за его действиями. РНезаметно он опускает кому-нибудь в ладони кольцо. Затем выходит на середину и кричит : «Ко мне с кольцом!»Все одновременно встают. Тот,у кого кольцо,бросается к ведущему. Если кто из играющих угадал,у кого кольцо,он должен коснуться рукой плеча убегающего с кольцом,пока тот не успел добежать до ведущего. Тот,кто догадался,у кого кольцо,становится ведущим.
Правила:
-не пойманным считается тот,кто добежал до ведущего