Андриянова Ольга Юрьевна
Картотека картинок «Кому нужны деревья в лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия с младшими дошкольниками на тему «Кому нужны деревья».
Цель: формирование экологических представлений у младших дошкольников.
Задачи:
Познакомить детей с деревьями родного края;
Формировать бережное отношение к деревьям в разные времена года;
Активизировать словарный запас, развивать речь, память, внимание;
Воспитывать чувство гордости за красоту и многообразие природы Кузбасса.
Публикация «Картотека картинок „Кому нужны деревья в лесу“» размещена в разделах
Материалы и оборудование: картинки деревьев : кедр с шишками, береза, рябина с ягодами. Картинки птиц : кедровка, клест, воробей, сорока, свиристель, дятел. Картинки животных : белочка, заяц, лось. Картинка человека, березового веника. Все картинки не кладутся, а ставятся на стол.
Ход НОД
В лесу
Мы летом в лесу
Собирали малину,
И доверху каждый
Наполнил корзину.
Мы лесу кричали
Все хором: - Спа-си-бо!
И лес отвечал нам:
"Спасибо! Спасибо!"
Потом вдруг качнулся,
вздохнул … и молчок.
Наверно, у леса
Устал язычок.
М. Файзуллина
Воспитатель:
Ребята, сегодня мы с вами пойдем на экскурсию в наш родной лес Кузбасса. Познакомимся с деревьями нашего края. Узнаем, для чего нужны деревья. Кому они помогают зимой и летом.
Воспитатель подходит вместе с детьми к первому столу, на котором стоит дерево кедр, птицы клест и кедровка, животное белочка. В руках у воспитателя фигурка или картинка человека.
Воспитатель:
Вцепившись корнями в кремнистый уступ возносится кедр тёмнокорый,
На нём очень плотный зелёный тулуп, и в холод, и в жаркую пору.
Хоть нету у кедра с бобрами пальто и нету дублёнки турецкой,
О кедр, ты от века народом любим,- орехов мешок, работяга!
Мы каждую осень в кедровник спешим весёлой и дружной ватагой!
Кедровки и белочки, гости твои, а коль заболеешь опасно,
Излечат от хвори тебя муравьи и дятел в шапчоночке красной!
Ребята, про какое дерево я вам прочитала стихотворение?
Дети:
- Кедр.
Воспитатель:
Правильно. В нашей сибирской тайге растут могучие кедры. Они высокие и очень полезные деревья. На кедре растет кедровая шишка. Вы же пробовали кедровые орехи? Наверняка вам родители покупали осенью шишки с орешками?
Ответы детей.
Воспитатель:
Эти орешки полезны не только для человека (ставит фигурку человека, но и для птиц и животных (показывает картинки птиц) : кедровки и клеста и белочку. Птицы и животные осенью и зимой питаются этими орехами. Посмотрите, какие они красивые.
Дети описывают птиц и белочку.
Воспитатель:
Давайте перейдем к следующему столу и, что мы там видим?
Березка
Эта модница лесная
Часто свой наряд меняет:
В шубке белой – зимой,
Вся в сережках – весной,
Сарафан зеленый – летом,
В день осенний – в плащ одета.
Если ветер налетит,
Золотистый плащ шуршит.
И. Семенова
Дети:
-Дерево березка. Птицы сорока и воробей. Зайчик.
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, зайчик у нас беленький. Заяц свою серую шубку меняет на белую зимой. Так как зимой нет травки, то зайчики питаются корой березы. Летом птицы и зайчики могут укрываться от дождя под деревом. Человек (переставляет человека на данный стол) заготавливает летом из веточек березы березовые веники. Зимой мы ходим в баню и паримся березовыми вениками, что делает человека более здоровым. А вы парились в бане с вениками?
Ответы детей.
Воспитатель:
Ох, устали мы идти. Не пора ли нам отдохнуть и выполнить разминку в лесу?
Ветер по лесу летал, взмахи руками
Ветер листики считал: повороты головы
Вот дубовый, руки на поясе, поворот туловища влево
Вот кленовый, руки на поясе, поворот туловища вправо
Вот рябиновый резной, руки на поясе, наклон туловища вперед
Вот с березки – золотой, руки на поясе, наклон туловища назад
Вот последний лист с осинки приседания на месте
Ветер бросил на тропинку.
Н. Нищева
Воспитатель:
Осенняя рябина
Под самым окном
Горит красным огнем.
Дом от нее не загорается.
Никто гасить ее
Не собирается.
В. Каризна
Сейчас мы с вами подходим еще к одному дереву. Кто знает, как называется это дерево?
Дети:
- Рябина.
Воспитатель:
Хорошо, а кто стоит рядом с рябиной? Какое животное и как называются птицы.
Дети:
- Рядом с рябиной стоит лось. А с другой стороны сидит дятел и … (При затруднении воспитатель подсказывает свиристель).
Воспитатель:
Переносит картинку человека и всех птиц к рябине.
Ребята, а почему я перенесла всех птичек к рябине?
Дети:
- Потому что они тоже кушают ягодки рябины.
Воспитатель:
Правильно. Не только дятел и свиристель клюют ягоды рябины, но и все остальные птицы, которые живут у нас. А чем питается лось, как вы думаете?
Дети:
-Корой дерева, листочками.
Воспитатель:
Конечно. А человек, что берет у дерева рябины?
Дети:
- Ягоды.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель:
Хорошо у нас в лесу! А вы знаете ребята, что деревья нам дают еще и кислород, которым мы дышим. Кислород мы получаем от зеленых листочков. Поэтому, когда мы видим деревья, то никогда не ломаем им веточки. Зимой мы тоже бережем веточки деревьев, потому что весной на них распустятся листочки, которые нам дадут кислород.
А какие красивые бывают деревья осенью : березка наряжается в желтое платье, а рябинка в красное, оранжевое. Среди них вечно зеленый могучий кедр. Природу надо беречь: не кидать в лесу мусор, громко не кричать, чтобы не пугать зверей и птиц, не рвать просто так цветы. Красива и богата природа нашего края!
Игра.
«Мы осенние листочки»
Воспитатель выполняет роль ветра, а дети «листочки». По словам : «Ветер дует!» - дети бегут по кругу. По словам: «Ветер стих» - дети останавливаются.
Дети садятся на стульчики.
Хорошо у нас в лесу!
Только я в кусты вошла –
Подосиновик нашла,
Две лисички, боровик
И зеленый моховик.
Еж колючий предо мной
Пробежал к себе домой.
Две синички в тишине
Звонко пели песни мне.
Я подальше забрела,
Там черники набрала.
Все теперь домой несу.
Хорошо у нас в лесу!
Г. Ладонщиков
Итог.
Воспитатель:
С какими деревьями мы с вами сегодня познакомились?
Чем питаются птицы в лесу?
Чем питаются животные в лесу?
Какими дарами леса пользуется человек?
Как мы должны вести себя в лесу?