Татьяна Григорьева
Картотека музыкальных произведений для прослушивания в старшей группе. Конспекты фрагментов занятий (часть 1)
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальные фрагменты из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковский:
Увертюра
Вальс снежных хлопьев
Марш
Вальс цветов
Финальный вальс
Пьесы из «Детского альбома» П. И. Чайковский:
Марш деревянных солдатиков
Болезнь куклы
Новая кукла
Игра в лошадки
Нянина сказка
Вальс
Полька
Сладкая грёза
Мазурка
Публикация «Картотека музыкальных произведений для прослушивания в старшей группе, Конспекты фрагментов занятий (часть 1)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
Русская песня
Итальянская песня
Утренняя молитва
Французская песня
В церкви
Немецкая песня
Баба яга
Музыкальные фрагменты из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковский: Увертюра, Вальс снежных хлопьев, Марш, Вальс цветов, Финальный вальс.
Задачи: ознакомление с творчеством композитора П. И. Чайковского, развитие Эмоциональной отзывчивости на музыку, её красоту, образность.
Увертюра. Характер – нежный, сказочный.
Методические приё мы: Использование иллюстраций к сказке «Щелкунчик», предварительная беседа, эмоциональный настрой.
Примерный конспект-беседа
Я принесла замечательную книгу. Вы, конечно, любите сказки, вам их читают и дома, и в детском саду. Любят сказки и композиторы. Они сочиняют музыку на различные сказочные сюжеты. И тогда получаются балеты-сказки или оперы-сказки. Что такое балет?
Дети: Это когда танцуют.
Правильно, в балете все чувства, события, действия выражают движением, танцем. Речь не нужна – ею является движение. Актёры не говорят, а танцуют. Сегодня мы будем слушать музыку из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик». Но сначала представим тихую новогоднюю ночь, наряженную ёлку. В тишине новогодней ночи случаются иногда таинственные истории: маленькие куклы, дамы, кавалеры, принцессы и королевичи, птицы, зверюшки – все сказочные герои, все игрушки, которые висели на ёлке, оживают и начинают танцевать.
Слушание увертюры
Музыка нежная, воздушная, мелодичная, звучит сказочно.
Вальс снежных хлопьев, Вальс цветов, Финальный вальс
Задачи: закрепление знаний о жанре вальса, умение сравнивать пьесы одного жанра, но разные по характеру.
Примерный план-конспект по ознакомлению с данными произведениями
Что такое балет?
Дети: Это такой музыкальный спектакль, где все танцуют.
Верно. Сегодня мы послушаем три вальса из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик». Первый – это Вальс снежных хлопьев. Он звучит в балете, когда принц приглашает Мари посетить его сказочное королевство. Они отправляются в путь и попадают в зимний заснеженный лес.
Слушание вальса.
Как звучит вальс снежных хлопьев?
Дети: Легко, нежно, но и тревожно, слышно, как ветер кружит снежинки.
Да, музыка изображает сказочный зимний лес, мелькание лёгких, волшебных, сверкающих снежинок. А настроение слегка встревоженное (чувствуется смятение, порыв, но одновременно и светлое. Мари и принц вместе идут в чудесную, волшебную страну и, конечно, преодолевают все преграды. Слышите, как звенят в оркестре звонкие треугольники и колокольчики, посвистывают нежные свирели и флейты, как будто блестят на солнце пушистые снежинки. Переборы струн арфы помогают передать картину метели, а «вьюжную» мелодию ведут трепетные скрипки.
Фрагмент звучит повторно.
Мари и принц пришли в сказочную страну. В их честь был устроен праздник. Зазвучал Вальс цветов
Звучит Вальс цветов
Какой он?
Дети: ласковый, милый, нежный, праздничный.
Да, во вступлении слышна нежная арфа. Мелодия звучит то призывно (валторны, то ласково, плавно (скрипки). Она полна радости, восторга, красоты.
Фрагмент звучит повторно
В финале балета звучит ещё один вальс
Слушание Финального вальса
Какой характер этого вальса?
Дети: праздничный, торжественный, яркий
Он самый радостный из всех вальсов. Звучит ярко, пышно. Слышны торжественные удары тарелок, праздничное звучание всего оркестра. Мелодию вальса струнные инструменты играют ликующе. В средней части, прислушайтесь, радостно, волшебно переливаются, позванивая колокольчики!
Звучит запись
Давайте попробуем исполнить эту часть в оркестре - на колокольчиках и треугольнике.
Дети исполняют фрагмент в ансамбле.
Можно также выполнить творческое задание – станцевать парами.
Марш из балета «Щелкунчик», Марш деревянных солдатиков П. И. Чайковский
Характер – весёлый, шуточный, радостный
Методические приё мы: беседа о характере произведений, использование творческого задания
Слушание марша из балета «Щелкунчик» (после предварительной беседы об этом балете)
Какой марш по характеру?
Дети: весёлый, шуточный, радостный.
Он напоминает игрушечный марш – отрывистый, лёгкий, весёлый. Перекликается с другим маршем П. И. Чайковского из «Детского альбома» - Маршем деревянных солдатиков, который вы уже слушали
Звучит фрагмент Марша деревянных солдатиков
Чем Марш из балета «Щелкунчик» похож на Марш деревянных солдатиков?
Дети: они чёткие, отрывистые, игрушечные
В Марше деревянных солдатиков мы слышим, как они шагают – смело, легко, ведь они деревянные, игрушечные. Есть у них и свой оркестр, в котором барабанщик играет то на маленьком, то на большом барабане (исполняется фрагмент). В Марше из балета «Щелкунчик» вы тоже почувствовали сказочность, лёгкость (исполняется фрагмент).
Затем предлагается сыграть марш на дудочках и барабанах.
Творческое задание: изобразить деревянных солдатиков – как? Подскажет музыка.
Цикл интегрированных занятий по балету П. И. Чайковского «Щелкунчик»
Название занятия Программное
содержание Материал Методы и приёмы Примечание
Балет «Щелкунчик» 1 действие Познакомить детей с историей создания и содержанием балета. Познакомить с музыкальными фрагментами и вызвать интерес к балету Портрет композитора, либретто балета. Иллюстрации, фото, видео-фильм «Щелкунчик». Рассказ, вопросы и ответы. Зрительная и слуховая наглядность В свободное время закрепить материал занятия, используя либретто. Иллюстрации.
Балет «Щелкунчик» 2 действие Напомнить детям при помощи вопросов и ответов содержание 1 действия балета. Познакомить с содержанием 2 действия. Дать представление о добре и зле. Либретто балета, видео-фильм «Щелкунчик». Рассказ, вопросы и ответы. Зрительная и слуховая наглядность. В свободное время закрепить материал занятия. Слушать с детьми фрагменты балета.
Слушание фрагментов музыки из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского Продолжать учить детей слушать музыку, определять характер, настроение музыки и рассказывать о ней. Аудиозаписи, видео-фильм «Щелкунчик» Беседа, уточнение, творческие задания. Продолжать слушать музыку из балета
Занятие по изготовлению панно на тему балета «Щелкунчик» (аппликация) Сделать с детьми панно на тему балета «Щелкунчик» (аппликация) Бумага, краски, клей. Показ, объяснение, уточнение. Предварительно объяснить, что такое панно, как будем его делать.
После полного ознакомления с музыкой из балета провести игру «Угадай-ка». Детям предлагается отгадать по звучанию название фрагментов. Затем дети сами называют, что они хотели бы послушать