Эржена Гаранина
Картотека пальчиков игр для дошколят
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека пальчиков игр для дошколят
[/b]
Моя семья
Знаю я, что у меня
Дома дружная семья:
Это - мама,
Это - я,
Это - бабушка моя,
Это - папа,
Это - дед.
И у нас разлада нет.
(Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой)
Кошка и мышка
Мягко кошка, посмотри,
Публикация «Картотека пальчиков игр для дошколят» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Темочки
Разжимает коготки.
И легонько их сжимает -
Мышку так она пугает.
(пальцы обеих рук сжать в кулак и положить на стол ладонями вниз; затем медленно разжать кулаки, разводя пальцы в стороны, показывая, как кошка выпускает коготки; при выполнении движений кисти рук отрываются от стола, затем кулак или ладонь снова кладутся на стол)
Кошка ходит тихо-тихо,
Половиц не слышно скрипа,
Только мышка не зевает,
Вмиг от кошки удирает
(ладони обеих рук лежат на столе; локти разведены в разные стороны; кошка, правая рука, крадется: все пальцы правой руки медленно шагают по столу вперед. Мышка, левая рука, убегает: пальцы другой руки быстро движутся назад)
Пальчики
Этот пальчик хочет спать.
(Ребенок разворачивает левую ручку ладошкой к себе, правой ручкой загибает мизинчик на левой руке)
Этот пальчик лег в кровать,
(Загибает безымянный пальчик)
Этот пальчик чуть вздремнул.
(Загибает средний пальчик)
Этот сразу же уснул.
(Загибает указательный пальчик)
Этот крепко-крепко спит
И тихонечко сопит.
(Загибает большой пальчик)
Солнце красное взойдет,
Утро ясное придет,
(Поднимает левую ручку и распрямляет все пальчики)
Будут птички щебетать,
Будут пальчики вставать!
(Повторить то же самое с правой рукой.)
Пальчики в лесу
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.
(Взрослый держит перед собой кулачок ребенка)
Этот пальчик в лес пошел,
(Разгибает мизинчик)
Этот пальчик гриб нашел,
(Разгибает безымянный пальчик)
Этот резал,
(Разгибает средний пальчик)
Этот ел,
(Разгибает указательный пальчик)
Ну, а этот лишь глядел!
(Разгибает большой пальчик и щекочет ладошку)
Кто приехал?
Кто приехал?
Мы, мы, мы!
(Ребенок складывает вместе ладошки и пальцы обеих рук, четыре раза хлопает кончиками больших пальцев)
Мама, мама, это ты?
Да, да, да!
(Теперь кончики больших пальцев прижаты друг к другу и неподвижны, а кончиками остальных пальцев быстро и одновременно хлопает три раза)
Папа, папа, это ты?
(Хлопает кончиками больших пальцев)
Да, да, да!
(хлопает кончиками указательных пальцев)
Братец, братец, это ты?
(Хлопает кончиками больших пальцев)
или:
Ах, сестричка, это ты?
(Хлопает кончиками средних пальцев)
Да, да, да!
(Хлопает кончиками больших пальцев)
Дедушка, а это ты?
(Хлопает кончиками безымянных пальцев)
или:
Бабушка, а это ты?
(Хлопает кончиками больших пальцев)
Да, да, да!
(Хлопает кончиками мизинцев)
Все мы вместе, да, да, да!
(Хлопает в ладоши)
Шалун
Наша Маша варила кашу
Кашу сварила, малышей кормила.
(На первые две строчки чертить круговые линии на ладошке малыша)
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала,
А этому - не дала.
(На следующие 2 строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов)
Он много шалил,
Свою тарелку разбил.
(Со словами последней строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать)
Белочка
Сидит белка на тележке,
Продаёт свои орешки;
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке косолапому,
Заиньке усатому.
(Поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)
Детки
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать -
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
(Поднять кисть право или левой руки вверх, широко раздвинуть пальцы; поочерёдно сгибать их в кулачок, начиная с большого)
Тише, тише, тише,
Не шумите!
Наших деток не будите!
Птички станут щебетать,
Будут пальчики вставать.
(Раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слове “вставать” - открыть кулачок, широко раздвинув пальцы)
По грибы
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы идём грибы искать!
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл.
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик всё съел,
Оттого и потолстел.
(Попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)
Пальчики
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять!
Раз, два, три, четыре, пять,
В домик спрятались опять.
(Поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке)
Осенние листья
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем листья собирать.
(загибать пальцы, начиная с большого)
Листья берёзы, листья рябины,
(сжимать и разжимать кулачки)
Листья тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберём.
(загибать пальчики, начиная с большого)
Есть игрушки у меня
Есть игрушки у меня:
Паровоз и два коня,
(хлопать в ладоши)
Серебристый самолёт,
Три ракеты, вездеход,
Самосвал,
Подъёмный кран.
(загибать поочерёдно пальчики)
Пастушок
Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду,
(пальцы обеих рук сложены колечком и поднесены ко рту, имитировать игру на трубе)
А я дудочку нашла,
Пастушку я отдала.
(хлопки в ладоши)
Ну-ка, милый пастушок,
Ты спеши-ка на лужок,
(указательным пальцем одной руки круговые движения по ладошке другой руки)
Там Бурёнка лежит
На теляток глядит.
А домой не идёт,
Молочка не несёт.
Надо кашу варить,
Деток
Кашей кормить.
(можно произносить имя вашего малыша)
Очки
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.
(большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко, колечки поднести к глазам)
Стул
Ножки, спинка и сиденье -
Вот вам стул на удивленье.
(левая ладонь - вертикально вверх, к её нижней части приставляется кулачок, большим пальцем к себе; если малыш легко выполнит упражнение, можно менять положение руки на счёт раз)
Стол
У стола 4 ножки
Сверху крышка, как ладошка
(левая рука - в кулачок, сверху на кулачок опускается ладошка; если ребёнок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка)
Лодка
Лодочка плывёт по речке,
Оставляя на воде колечки
(обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням, как ковшик)
Пароход
Пароход плывёт по речке
И пыхтит он, словно печка.
(обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты, как ковшик, а большие пальцы подняты вверх)
Коза
У козы торчат рога,
Может забодать она.
(внутренняя сторона ладони опущена вниз, указательный палец и мизинец выставлены вперёд, средний палец и безымянный палец прижаты к ладони и охвачены большим пальцем)
Паучок
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил,
(Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут"по предплечью, а затем по плечу другой руки. Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение, дождик)
Паучков на землю смыл.
Солнце стало пригревать,
(Хлопок ладонями по столу, коленям. Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками, солнышко светит)
Паучок ползёт опять,
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке
(Действия аналогичны первоначальным "Паучки"ползают на голове)
Пчёлки
Домик маленький на ёлке,
Дом для пчёл, а где же пчёлки?
(Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены - ёлка. На второй руке пальцы смыкаются в кольцо - улей. "Улей"прижат к "ёлке"Дети заглядывают в "улей".)
Надо в дом постучать,
Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по ёлке,
(Сжимаем кулачки. Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.)
Где же, где же эти пчёлки?
Стали вдруг вылетать:
Раз, два, три, четыре, пять!
(Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими - пчёлки летают.)
Червячки
Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
(Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь, движение ползущей гусеницы, идем по столу указательным и средним пальцами, остальные пальцы поджаты к ладони.)
Вдруг ворона подбегает,
Головой она кивает,
(Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз)
Каркает: "Вот и обед!"
(Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх)
Глядь - а червячков уж нет!
(Сжимаем кулачки, прижимая их к груди)
Пять утят
Пять утят плывут вперёд,
На берегу их мама ждёт,
Но только четверо утят
Вернулись к мамочке назад.
Четверо утят плывут.
Трое утят плывут.
Двое утят плывут.
Вот один плывёт вперёд,
На берегу его мама ждёт,
И сразу пятеро утят
Вернулись к мамочке назад.
(Одна из рук - "мама утка"- стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука - утята. Выполняем волнообразные движения по направлению к "утке". Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят, постепенно пальцы загибаются. На слова "На берегу их мама ждёт""киваем"кистью руки - "мамой-уткой".)
Ветер
Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает.
Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает.
(Руки стоят на столе, опираясь на локти. Кисти прижаты друг к другу основаниями, пальцы растопырены - крона пальмы. Раскачиваем руками в разные стороны, стараясь не поднимать локти.)
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
(Ладони лежат на столе, прижаты друг к другу боковыми частями. Пальцы рук согнуты, растопырены - клешни. Шевелим ими.)
Чайка над водой летает
И за рыбками ныряет.
Чайка над водой летает
И за рыбками ныряет.
(Ладони соединены большими пальцами, остальные пальцы сжаты, разведены в стороны - крылья; "машем"ими в воздухе.)
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
(Ладони сомкнуты и чуть округлены; выполняем волнообразные движения.)
Рыбки
Пять маленьких рыбок
Играли в реке,
(Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе.)
Лежало большое
Бревно на песке,
(Руки прижаты друг к другу; переворачиваем их с боку на бок.)
И рыбка сказала:
“Нырять здесь легко! ”
(Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее"движение.)
Вторая сказала:
“Ведь здесь глубоко”.
(Качаем сомкнутыми ладонямиотрицательный жест)
А третья сказала:
“Мне хочется спать! ”
(Ладони поворачиваем на тыльную сторону одной из рукрыбка спит)
Четвёртая стала
Чуть-чуть замерзать.
(Быстро качаем ладонями - дрожь)
А пятая крикнула:
“Здесь крокодил!
Плывите скорей,
Чтобы не проглотил! ”
(Запястья соединены; ладони раскрываются и соединяются - рот)
Улитка
В домике она сидит,
Рожки, высунув, молчит.
(Одна из рук - "цветочек". Она стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы полусогнуты, растопырены. Ладошка - чашечка цветка. Вторая рука - улитка. Большой, средний и безымянный пальцы соприкасаются кончиками. Указательный и мизинец вытянуты вперёд - рога улитки.)
Вот улиточка ползёт
Потихонечку вперёд.
("Улитка"раскачивается из стороны в сторону. Ползёт вперёд по столу.)
На цветочек заползёт,
("Улитка"заползает на "цветочек".)
Лепесточки погрызёт.
("Улитка"поочерёдно обхватывает пальцы "лепесточки"второй руки "цветочка". Рука "улитка"сворачивается в кулак "втягивает рожки".)
Рожки в голову втянула,
В домик спряталась, заснула.
(Вторая рука "цветочек"закрывается, пряча "улитку"в "бутоне")
Часы
Мышь полезла в первый раз
Посмотреть, который час.
(Садимся на коврик или подушку на колени. Перебираем пальчиками - "бежим"от коленочек до макушки)
Вдруг часы сказали: “Бом! ”,
(Один хлопок над головой)
Мышь скатилась кувырком.
(Руки "скатываются"на пол)
Мышь полезла второй раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом, бом! ”
(Два хлопка)
Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла в третий раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом, бом, бом! ”
(Три хлопка)
Мышь скатилась кувырком.
Перчатка
Весёлая мышка
Перчатку нашла,
(Раскрываем ладошку, пальцы растопырены - перчатка. Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх. Складываем ладоши "ковшом")
Гнездо, в ней устроив,
Мышат позвала.
(Сгибаем - разгибаем пальцы - "зовущий"жест)
Им корочку хлеба
Дала покусать,
(Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков)
Погладила (отшлёпала) всех
(Большим пальцем гладим "шлёпаем"остальные скользящим движением от мизинца к указательному)
И отправила спать.
(Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку - спим).
Котята
У кошечки нашей есть десять котят,
(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол.)
Сейчас все котята по парам
Стоят:
(Покачиваем руками, не разъединяя их)
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга - от большого к мизинцу).
Источник: http://doshvozrast.ru/igra/igrapalchik03.htm